Чингиз Айтматов - "Концептуальное открытие 2200-летней государственности - огромное событие в жизни кыргызского этноса..." 00:48 15.09.2003
Чингиз Айтматов: "Мечта способна помочь и через века. Если эта мечта звездная".
Человеческая история такова, что, будучи навсегда уже минувшей и уходящей во времени реальностью, тем не менее всегда находится в ожидании своего звездного часа. В ожидании своего потенциального возрождения, своей востребованности и актуальности для современности.
Именно с этих позиций и с этой точки зрения следует, как мне думается, оценивать смысл и актуальность в данном случае потенциала 2200-летия кыргызской государственности, отмечаемого в этом году под эгидой ООН. Да, научные свидетельства тому существуют, международное признание тому есть, и потому не будет преувеличением, что данное концептуальное открытие столь древней государственности на нашей земле есть огромное событие в жизни всего нашего этноса.
Изучение всего того, что означало тогдашнюю систему организованных начал государственного управления этносом, территориями и военными силами в окружении других народов и государств, дает новый повод, дополнительный ресурс для рассмотрения цивилизации и культуры народов Центральной Азии той поры. И не только. Эта дата - напоминание о Памяти. Разбег человечества в современную цивилизацию, особенно в ХХ веке, был стремителен и неудержим. Оно даже не успело опомниться, как вихри исторического развития оторвали его от многих несущих корней. Сегодня, возможно, наступает для разумных людей тот момент, когда важно и необходимо обернуться, посмотреть, подумать и задуматься. Мы обращаем свои взоры на нашу современную эпоху и обозреваем под этим углом зрения наши современные культурные достижения, обретенные в ходе современной цивилизации: искусство, литературу, театр, кино. Обозреваем все это в контексте этой тематики с тем, чтобы внести, вписать былую, предшествующую историю народа и его государственности в современное самосознание. С тем, чтобы древняя государственность и сопутствующие ей ценности находили свое отражение в мировоззрении, в делах и эстетических творениях наших дней - в слове, в философии мысли, в изобразительном искусстве, в музыке, в сценическом и экранном творчестве и, разумеется, в поэзии, обладающей самой древней силой и красотой слова.
Глядя в зеркало древних веков, мы могли оценить и сегодняшний уровень нашего общества, и сегодняшний уровень нашей постсоветской культуры, открывшей нам путь в современную цивилизацию мира.
Пафос 2200-летней государственности определяет новые параметры, новый уровень самоутверждения нашего суверенного, демократического развития. И закономерно возникает вопрос: кто мы были, какие пути прошли наши предки, какими мы стали. И будем же благодарны своей судьбе, открывшей нам спустя тысячелетия то, чем мы по праву будем гордиться, ценить и делиться познаниями и опытом с окружающим миром.
Желательно в этой связи и нам, и нашим сопредельным братским государствам и прежде всего тюркским народам иметь в виду, что 2200-летие кыргызской государственности отмечается вовсе не для амбициозного престижа, не для выпячивания своей истории, напротив, мы с огромным уважением относимся к нашим великим соседним народам и собратьям. И выдвигая эту задачу, мы совершаем новые шаги в преодолении в этом аспекте мировоззренческой отчужденности от общемирового процесса и, стало быть, мы жаждем конструктивности и близости с народами. И поэтому это есть попытка увидеть себя через идею 2200-летия в контексте мировой истории, в ходе исторических взаимоотношений по сегодняшние дни, чтобы жить в совместном развитии, в полном взаимопонимании и гармонии.
Все это напрямую касается и культуры. История всегда есть матрица человека и его эпохи. Человеку всегда интересны вечные темы: сопредельность человека и государства, государства и общности людей: чей приоритет возымеет главенство или опять же, кто виноват - личность или государство, может ли государство обойтись без человека и может ли человек жить без государства, кто прав, кто нет или вообще - что делать и т. д.
Да, это представление, разумеется, весьма схематичное, таким оно и должно быть, но и положительные и негативные стороны взаимоотношения индивида и власти остаются на первом плане. Именно эту тему я попытался затронуть в повести "Белое облако Чингисхана", обращаясь к тем далеким эпохам.
Но это все к слову. Нельзя предопределить, какие стороны бытия людского, какие действия, поступки, страсти и, самое главное, какие идеи общечеловеческого значения будут почерпнуты из недр истории в сочетании с сегодняшним днем. Жизнь покажет.
Рыночная глобализация захватывает и национальные заповедники культуры. Противостоять этому можно лишь культивированием высоких идей гуманизма от далеких эпох истории до современности, то есть культивированием ответственности носителей культуры за гуманитарный облик эпохи.
В любом случае национальную мечту и судьбу надо оберегать: мечта способна помочь и через века. 12.09.03
|