Основателями и правителями Государства Караханидов (940-1212гг.) тоже были кыргызы, - доказал профессор Эралиев 13:06 16.09.2003
Время расцвета.
З. ЭРАЛИЕВ, доктор исторических наук, профессор, директор Института социальных наук КНУ имени Ж. Баласагына.
Создание Караханидского каганата - важная веха в истории Кыргызстана, истории связей кыргызов с народами западных регионов Средней Азии, Казахстана и Восточного Туркестана. Значительные сдвиги и изменения, происшедшие в политической, социально-экономической, культурной, этнической жизни Караханидского государства, полагаем, позволяют выделить время Караханидов (940-1212) в особый исторический период в развитии государственности кыргызов.
Процессы, которые привели к возникновению Караханидского каганата, как, впрочем, и создание этого государства, были в свою очередь сами в какой-то мере результатом политических, экономических и культурных контактов Семиречья и Восточного Туркестана с западными регионами Средней Азии. Контактов к тому времени уже достаточно традиционных и сложившихся. Ради справедливости следует сказать, что в исторической науке еще до недавнего времени существовали различные точки зрения о происхождении династии Караханидов. К настоящему времени большинство ученых с достаточным основанием считают караханидских правителей выходцами из Центрального Хантенгри (Тяньшань), юга Кыргызстана, Чуйской долины. Основным населением вышеуказанных районов в то время были чигили, тухсы, ягма, мундызы, кыпчаки, кун туу, ай туу, которые упоминаются в поэме "Благодатное знание" Жусупа Баласагына.
Следует признать, что одной из народностей Центрального Хантенгри и Чуйской долины в Х веке были чигили, которые играли решающую роль в составе государства Караханидов. Выдающийся востоковед академик В. Бартольд приводит сведения письменных источников о расселении племени чигили на Центральном Хантенгри и в Чуйской долине. Автор сочинения "Худуд аль-аалам" ("Границы мира") упоминает об их поселениях в Иссыккульской котловине, персидский ученый эпохи Средневековья Гардизи считает, что чигили обитали на южном и восточном берегах Иссыккуля. О том, что чигили имеют прямое отношение к кыргызам, ярко свидетельствует следующий факт. Известный русский ученый - географ П. Семенов-Тян-шанский - во время путешествия по северному Кыргызстану (1856) встречался и имел продолжительную беседу с кыргызским манапом Боромбаем. Он говорил, что его род является потомками древнего рода чигилей.
Это сообщение ученого-географа проливает свет также на этническую связь кыргызов с племенными объединениями, составлявшими государство Караханидов, но потом оказавшимися в числе племен, образовавших кыргызскую народность. Другой пример: такие племена,как мундуз, кыпчак, ай туу, кун туу, о которых упоминается в поэме "Благодатное знание" Жусупа Баласагына, по сей день проживают на всей территории Кыргызстана и являются основными племенами и родами кыргызов. В-третьих, само название "караханиды" тоже происходит от кыргызского слова - "могущественные правители" (караханы).
Основателем Караханидского каганата был Абдыкерим Сатылган (Сатук), выходец из племени чигиль, сын Базира Арсланхана. У Сатука было два сына: Байташ-Муса и Сулайман. Верховным правителем с титулом арслан-хан и престолом в Баласагыне стал Муса, который в 940 году обосновал свою столицу в городе Баласагыне. Он завершил дело, начатое его предками: в 960 г. ислам был провозглашен государственной религией Караханидского каганата. Это событие имело далеко идущие последствия для истории народов Средней Азии и Восточного Туркестана: Караханидский каганат становится неотъемлемой частью так называемого мира ислама в общности мусульманских государств, простиравшихся от Испании и Северной Африки до Индии (а теперь и Кашгара). Он был вовлечен в сложившуюся и стоявшую на высоком уровне развития систему социальных отношений экономики, культуры, идеологии; приобщился к арабо-иранской культуре.
В первые десятилетия существования Караханидского каганата в миграционных связях между Кыргызстаном и западными регионами Средней Азии преобладало восточное направление. Это была мирная культурно-экономическая экспансия на восток: из густонаселенных оазисов Мавераннахра и других западных областей Средней Азии уходили земледельцы, купцы, ремесленники, представители интеллигенции, перед которыми создание мусульманского государства в Семиречье и Восточном Туркестане открывало новые возможности и заманчивые перспективы. В это время правители Караханидского каганата, используя знамя священной войны с неверными, были заняты походами и расширением границ своего государства на север, юг и восток.
Чтобы удержаться в захваченных владениях, Караханидам были необходимы постоянное присутствие и помощь этой военной силы. Поэтому они выделяли пришедшим с ними кочевникам и соплеменникам лучшие земли для пастбищ, выплачивали воинам жалованье или (гораздо чаще) наделяли их икта. Икта - это род феодального пожалования за службу, когда иктадар (обладатель икта) получал не саму землю, а право сбора с нее налогов. Эта форма феодального пожалования наиболее удобна для кочевников. Принимая участие в военных мероприятиях своего хана, илека или тегина, исполняя более или менее постоянную военную службу, кочевник остальное время проводил со своим племенем, приезжая в пожалованное икта для сбора налогов с земледельцев. Впрочем, определенная часть пришедших с востока тюрков-кочевников в силу различных причин в конце концов оседала на плодородных землях захваченных Караханидами оазисов.
Таким образом, на караханидских монетах отражалась многоступенчатая (от 4 даже 5 ступеней) феодальная иерархия. На более низких ступенях иерархической лестницы, не находивших отражения на караханидских монетах, стояли феодалы среднего ранга, начальники отрядов и т. д. И, наконец, на самой низшей ступени находились воины-иктадары. Следует сказать, что при Караханидах была образована единая центральная власть со всеми ее атрибутами. Границы государства постоянно охранялись воинами. В этом смысле, с точки зрения среднеазиатской, да и всемирной истории, караханидская история имеет особое значение, поскольку это наиболее яркий образец государства, созданного тюркоязычными племенами кочевников. Она представляет богатый материал к пониманию их идей и отношений между степью и городом и т. д. В сравнении с этим такие династии, как Газневиды и Сельджукиды, малотипичны и не представляют особого интереса. Нам представляется, что победа удельной системы и широкое распространение икта являются в определенной мере результатом именно политических, социально-экономических и культурных связей и взаимовлияний народов Кыргызстана и западных регионов Средней Азии. Этот новый период характеризуется подъемом производительных сил, связанных с дальнейшим развитием феодального способа производства, расцветом градостроительства. Возрастают объемы торговли, совершенствуются технологические процессы. Увеличивается спрос на ремесленную продукцию. Нарушается замкнутость натурального хозяйства сельской общины, которая вовлекается в сферу торговых отношений. Усиливаются экономические связи оазисов с кочевой степью. Высокого уровня достигает сельскохозяйственное производство. Так, например, на территории Чуйской долины выращивали пшеницу, виноград, рис и тутовые деревья.
В результате оседания кочевников (в первую очередь в восточных областях каганата, где еще были неиспользованные земельно-водные резервы) в Кыргызстане осваиваются новые земли, возникают новые сельскохозяйственные и ремесленные центры. Так, например, в Чуйской долине археологами зафиксировано свыше 60 поселений караханидского времени, в котловине Иссыккуля - около 70, в долине Таласа - свыше 50. В караханидский период появляются поселения в долине Суусамыр, Кочкорке, Джумгале, на Центральном Тяньшане. В местах, богатых полезными ископаемыми, возникают поселения, специализирующиеся на горнорудной и металлургической промышленности.
О высоком уровне товарно-денежных отношений в Кыргызстане при Караханидах красноречиво говорит число монетных дворов, работавших в то время. Такого количества монетных дворов в Кыргызстане не было ни до, ни после Караханидов. Всего в настоящее время их известно пять: Узгенд, Ош, Кузорду или Баласагын, Шельджи, Барсхан. На территории Кыргызстана было найдено большое количество кладов караханидских монет, насчитывающих от нескольких десятков до нескольких тысяч экземпляров. Все эти перемены были вызваны к жизни как объективными, так и субъективными факторами. К числу первых надо отнести прежде всего дальнейшее развитие производственных сил и производственных отношений на базе развивающегося, еще не изжившего себя феодального способа производства. К числу вторых - политику правительства Караханидского каганата, направленную на поощрение ремесел, сельского хозяйства, торговли.
Период существования государства Караханидов в истории кыргызского народа характеризуется и борьбой за свою свободу, и территориальной целостностью Кыргызстана с киданами (не китайцами, как пишут некоторые ученые) - тюркоязычными племенами из Северной Монголии и отчасти Китая. Первые отрывки эпоса "Манас", где воспевается борьба кыргызов за независимость, относятся к тому времени, когда Манас воевал с Жолоем (Елюй Даши).
Определенного уровня достигло развитие культуры кыргызского народа в период существования Караханидского государства. В Восточном Караханидском каганате культурные процессы имели другой характер. Именно здесь шло наиболее интенсивное взаимовлияние и взаимообогащение тюркской и ирано-арабской культур. Именно Восточный каганат в силу своей специфики стал родиной средневековой тюркской культуры и науки, причем оба крупнейших представителя тюркской науки и литературы по своему просхождению связаны с Кыргызстаном: Жусуп Баласагын - уроженец Баласагына, Махмут Хусейн родом из Барсхана на южном берегу Иссыккуля.
Жусуп Баласагын предстает перед нами не только выдающимся поэтом, но и глубоким философом, ученым-энциклопедистом, знатоком мусульманского богословия, права, арабо-иранской литературы и науки стихосложения, астрономии, математики, медицины и, конечно же, тонким знатоком тюркоязычной лингвистики, фольклора и обычаев. Другим выдающимся представителем духовной культуры кыргызского народа был Махмут Хусейн аль-Барскани из города Барскана, что находился на южном берегу Иссыккуля, автор "Дивану лугат ат-Тюрк" ("Словарь тюркских наречий"). Он получил хорошее образование в Кашгаре, затем совершенствовал его в других культурных центрах, в том числе в Багдаде, где между 1072-1075 гг. и написал свой выдающийся труд, который намеревался преподнести халифу ал-Муктади.
Словарь составлен на хорошем арабском языке и является ценнейшим источником средневековых наречий тюркоязычных племен, народной тюркской поэзии, пословиц, поговорок. Он содержит интереснейшие исторические, географические и этнографические данные. Махмутом аль-Барскани составлена также карта мира, в центре которой он поместил Баласагын, являвшийся столицей Караханидского государства.
16 сентября 2003 года.
|