КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 17.09.2003
23:47  Новые командующие по новой структуре ВС Казахстана
21:18  В чапан завернули. Уральск торжественно расстался с гендиректором "Карачаганак петролеум" Дж. Морроу
20:26  А.Кадырбеков - Как приватизировать (захватить) колледж. Актюбинский опыт
19:09  А.Гершензон - "Арийская мифология" и ЦентрАзия. Часть 1-я
18:53  ОПЧУ -Узбекистанский хоким выше всего, даже законов. Шерали Хусаинов из Сиаба, как явление
09:23  Феномен "Белого генерала". Скобелев: штрихи к портрету покорителя Коканда, Хивы и Геок-тепе
09:16  "В Таджикистане возникла предвыборная ситуация". Партии будут объединяться

09:12  "Ислам - это не угроза, а процесс..." Религиозный диспут в Крынице
09:09  За сентябрь успеем? Договор об аренде Россией киргизской авиабазы Кант готов к подписанию
09:06  Будни ошской границы. Киргизские пограничники задержали узбекских скотокрадов
08:57  Кто из министров и "полевых командиров" незаконно получил землю? В Афганистане создана Госкомиссия
08:27  Совместные учения ПВО стран СНГ имеют смысл. Хотя бы коммерческий
08:22  Не отдают. Кыргызстан продолжает домогаться казахстанских здравниц на Иссык-Куле
08:05  Главный по рекламе. Экс-министр юстиции Казахстана стал старшим вице-президентом российского банка "Петрокоммерц"
07:59  Мы существуем. В Бухаре прошла региональная конференция партии "Эрк".
07:36  Супер-НПЗ, быть. "Шеврон" поучаствует в офшорных зонах на казахстанском Каспии
06:39  Ислам.Ru - Сионисты готовы нанести удар по Ирану раньше США
06:03  А судьи кто? Душанбе готовится к проведению 5-х Центрально-Азиатских игр
05:47  В Иране пройдет 10-я международная велогонка "Каспий"
02:51  "НГ" - Похоронит ли ЕЭП ГУУАМ? Новое интеграционное против искусственного старого
02:45  Б.Малышев - Духовный правитель Монголии Джебдзун-дамба Римпоче IX. Кто он?
01:11  Кен Стиэр - "Потерянное поколение". Афганистан пытается восстановить систему образования
01:03  Евразийский "интегратор" летит в Молдову. Назарбаев заманит Кишинев в ЕЭП?
00:54  USA Today - После Мао: сексуальная революция в Китае
00:53  Усеченный саммит. Туркменбаши отказался от встречи с Путиным
00:51  А.Захаров - Синдром ревности. В Казахстане ссорится оппозиция
00:50  Washington Times - США вводят санкции против тульских оружейников за торговлю с Ираном
00:45  Акт отчаяния. В Туркменском Дашогузе сожгла себя молодая семья
00:42  Открытое письмо главе МИД Узбекистана. Консул в Киеве Артыков позорит наш народ
00:32  IWPR - Мормоновы подачки. Миссионеры несут в Кыргызстан новую веру и еду
00:16  Казахстан создает СП с Сингапуром по... модернизации российских танков Т-72
00:05  137-м будешь? Кырыгзстан приняли в МАГАТЭ
00:04  Казахстан увеличит поставки нефти через Иран по схеме SWAB - замещения
00:02  Активный "Асар". Дарига Назарбаева подумывает о создании своей политической партии
00:00  Всех - в партер. Узбекистанские борцы-"вольники" Таймазов и Мансуров взяли золото ЧМ
Вторник, 16.09.2003
20:14  Саид Абдулло Нури вновь избран главой Партии исламского возрождения Таджикистана
15:03  Партия "Ар-Намыс" подает в суд на командующего НацГвардией Кыргызстана А.Чотбаева
14:13  "Столичная Жизнь" проводит конкурс на лучший рассказ о легендарном кипчаке Бейбарсе
13:06  Основателями и правителями Государства Караханидов (940-1212гг.) тоже были кыргызы, - доказал профессор Эралиев
13:02  ЧП в Усть-Каменогорске. Столица восточного Казахстана осталась совсем без воды
12:56  Н.Назарбаев - "Кадры нужно менять, но акимов пока не трону" (блиц-интервью)
12:49  "Мемориал" - Права человека в Туркмении. Взгляд из тюрьмы
09:22  Пограничный произвол. Руководство Баткенской (Киргизия) и Согдийской (Таджикистан) областей опять ссорятся
09:11  "Эхо" - В Казахстане обеспокоены "азербайджанскими разливами" нефти
09:10  Узбекистан готовится к борьбе с отмыванием денег
09:07  Депутаты отказались освободить минобороны Киргизии от НДС
09:04  IWPR - Узбекский правозащитник "сознался" под пытками. Руслана Шарипова готовили к "самоубийству"
08:57  В Баку пройдет пятый всемирный конгресс русскоязычной прессы
08:44  Итоги встречи в Астане. МИДы стран СНГ подумывают создать спецподразделения по борьбе с нелегальной миграцией
08:38  Лидирует Казахстан. Иностранные инвестиции в ЦентрАзию увеличились с $227 млн (2001) до $1 млрд!
08:33  Виртуальный газ. Как Туркмения собирается расширять поставки в Украину... по воздуху?
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Б.Малышев - Духовный правитель Монголии Джебдзун-дамба Римпоче IX. Кто он?
02:45 17.09.2003

ДУХОВНЫЙ ПРАВИТЕЛЬ МОНГОЛИИ
До 1924 г. светский и духовный лидер страны носил титул Богдо-гэгэна

Борис Александрович МАЛЫШЕВ - кандидат исторических наук, сотрудник интернет-сайта "Мир религий".

Высший иерарх тибетского буддизма Далай-лама считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары.

Тибетский буддизм начал распространяться в Монголии еще в начале XIII века. В 1252 г. внук Чингисхана хан Хубилай, основавший монгольскую династию Юань в Китае, и один из выдающихся духовных лидеров Тибета Пагба-лама подписали знаменитую "Жемчужную хартию", согласно которой Пагба-лама становился главой буддийской сангхи Монгольской империи. Однако в то время буддизм приняла лишь верхушка монгольского общества, а основная масса населения продолжала придерживаться шаманизма и местных языческих культов.

Подлинное утверждение буддизма произошло только в XVI в., после распада империи Чингисхана, когда Монголия представляла собой ряд независимых владений, располагавшихся по трем сторонам от пустыни Гоби - северной (Халха), южной и западной. Значительное место среди князей (нойонов) занимал правитель Халхи Алтан-хан (1543-1582). В 1576 г. на съезде всех монгольских князей, проведенном по инициативе Алтан-хана на озере Кукунор с участием Далай-ламы III, буддизм школы Гэлугпа был провозглашен государственной религией монголов.

Для упрочения буддийского учения среди монгольской аристократии стал широко применяться институт "хубилганов", или "перерожденцев". В традиции тибетского буддизма титул хубилгана обычно присваивался лицам духовного звания (ламам), которые объявлялись либо "перерожденцами" выдающихся деятелей и подвижников буддизма, либо воплощениями божеств буддийского пантеона. Так, высший иерарх тибетского буддизма Далай-лама считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары, а занимающий второе место в духовной иерархии Панчен-лама - воплощением будды Амитабхи и т.д. Но в отличие от Тибета в Монголии "перерожденцами" стали провозглашаться и светские лица, как правило, наиболее влиятельные князья, что в значительной степени повышало не только их политический, но и духовный авторитет. Так появился титул хутухты - светского князя-перерожденца, в то время как духовные лица получали титулы гэгэна (монг. "просветленный").

Позднее титула хутухты удостаивались только те княжеские сыновья, которые получали духовное образование, а к середине XVII в. в Монголии хутухта стал уже считаться высшим титулом среди лиц духовного звания.

В 1650 г. Далай-лама V объявил Лобсан-дамба-чжамцана, сына одного из самых могущественных князей Халхи Тушету-хана Гомбодорджи, воплощением Таранатхи Гунга-Ньинбо (крупного религиозного деятеля Тибета (1575-1634), проповедника, историка и знатока санскрита) и провозгласил его духовным главой буддистов Монголии с титулом Джебдзун-дамба-хутухта. Этим актом был ознаменован союз, заключенный между наиболее влиятельным монгольским ханом и иерархом школы Гэлугпа, а титул Джебдзун-дамба-хутухта фактически занял третье место в иерархии школы после Далай-ламы и Панчен-ламы.

Поскольку на тот момент в Монголии еще отсутствовало как государственное, так и религиозное единство, Джебдзун-дамба-хутухта сначала был духовным главой только Тушетуханского аймака. Но по мере того как аймаки Халхи, теснимые с запада воинственным джунгарским ханом Галданом, а с востока - Маньчжурской империей, утрачивали надежду на самостоятельность и по очереди признавали себя вассалами империи, росло политическое и духовное лидерство Джебдзун-дамба-хутухты.

Другое название титула Джебдзун-дамба-хутухта - Богдо-гэгэн (монг. "главный просветленный"). Впервые титул с таким названием получил выдающийся тибетский проповедник XVI-XVII вв. Донкор-манцзушрийи-гэгэн. Он вел активную миссионерскую деятельность среди кочующих народов Монголии, был инициатором строительства многих храмов и монастырей, обучал и давал посвящения первым монгольским ламам и принимал участие в создании целого ряда обрядовых форм, характерных для монгольской традиции.

В истории Монголии было восемь верховных иерархов, носивших титул Богдо-гэгэн Джебдзун-дамба-хутухта.

Правление Джебдзун-дамба-хутухты VIII (1870-1924), последнего духовного правителя Монголии, совпало с бурными политическими потрясениями, охватившими страну. В конце XIX - начале XX в. Монголия становится объектом борьбы колониальных держав за господство на Дальнем Востоке и в Центральной Азии. Главными соперниками в этой борьбе были Россия и Япония. В этих условиях Цинская династия начала активно проводить колонизацию Монголии, ликвидируя остатки былой автономии владетельных монгольских князей, передавая непосредственное управление страной в руки своей бюрократии. Эта политика вызвала сопротивление всех слоев общества, и свержение маньчжурского владычества стало общенациональной задачей. Летом 1911 г. в Урге (современный Улан-Батор) состоялось тайное собрание князей, решивших послать в Петербург секретную миссию для переговоров о помощи со стороны России в создании независимого монгольского государства. Правительство России предложило Монголии добиваться получения широкой автономии в составе Китая и обещало князьям свою помощь в обмен на ряд привилегий в Монголии.

В ноябре 1911 г. в Урге было объявлено о свержении власти Цинской династии и об образовании независимого монгольского государства во главе с Богдо-гэгэном. 16 декабря 1911 г. состоялась церемония восшествия Богдо-гэгэна на престол. Созданное Богдо-гэгэном правительство в течение трех лет безуспешно добивалось признания иностранными державами суверенитета Монголии и в итоге вынуждено было согласиться на статус автономной территории в составе Китая, что и было юридически оформлено Кяхтинским соглашением 1915 г.

В 1917 г., опасаясь влияния революционных событий в России, монгольское правительство закрыло границу с РСФСР. Весной 1918 г. оно дало согласие на ввод в страну китайских войск, а в ноябре 1919 г. полностью отказалось от автономии. В 1920-1921 гг. Монголию оккупировала "Дикая дивизия" барона фон Штернберга, который установил жестокий режим военной диктатуры. Сложившийся в стране острый политический кризис перерос в вооруженное восстание и окончился приходом к власти Монгольской народно-революционной партии в июле 1921 г.

Последний Богдо-гэгэн вел образ жизни, не соответствующий его положению и высокому титулу (нарушение обета безбрачия, пристрастие к спиртным напиткам, в частности к шампанскому). Несмотря на это, он до самой смерти (1924 г.) оставался светским и духовным главой государства и, считаясь "живым божеством", был объектом поклонения всех слоев населения Монголии.

Резиденция Богдо-гэгэнов находилась в Урге сначала в монастыре Амур-Баясхулантухите, а с 1832 г. - в дворцово-храмовом комплексе Ногон-Орго.

Вскоре после провозглашения Монголии народной республикой под давлением советского режима в стране развернулась антирелигиозная кампания. Монахи подвергались жестоким репрессиям, а монастыри и духовные школы закрывались. Уже к концу 30-х годов на территории Монголии остался один действующий монастырь. С ликвидацией высших иерархов сангхи исчезли и институт хубилганов, и преемственность "перерожденцев", носивших титул Джебдзун-дамба-хутухта, была прервана.

Но монгольское духовенство, иммигрировавшее в Тибет, всеми силами пыталось сохранить прерванную традицию. В 1934 г. хубилганом Таранатхи и преемником покойного Джебдзун-дамба-хутухты VIII был провозглашен четырехлетний мальчик, получивший титул Богдо-гэгэн Халха Джебдзун-дамба Римпоче IX. Но ни правительство Монгольской Народной Республики, ни правительство Китая официально так и не признали этого решения Лхасы.

Джебдзун-дамба Римпоче IX получил образование в Гоман-дацане знаменитого монастыря Дрепунг. Его учителем и духовным наставником был Геше Тубтен Ньима, бурят по происхождению. Получив ученую степень лхарамба (доктора буддийской философии), Джебдзун-дамба Римпоче IX провел несколько лет в горах, занимаясь в затворничестве медитацией.

В 1959 г., когда гонения на буддийское духовенство начались и в Тибете, Джебдзун-дамба Римпоче IX вместе с Далай-ламой XIV иммигрировал в Индию, где в 1991 г. состоялась официальная церемония его возведения на трон. Это произошло, когда иерарху исполнился 61 год. В настоящее время Богдо-гэгэн Халха Джебдзун-дамба Римпоче IX проживает в Дхарамсале (Индия). Начиная с 1997 г. он несколько раз посетил Россию, где по просьбе своих многочисленных учеников проводил занятия по медитации и совершал духовные посвящения.

По поводу законности избрания Джебдзун-дамба Римпоче IX среди буддистов Монголии, Тибета и Бурятии существуют серьезные разногласия. Правительство и буддийская сангха Монголии не признают его избрания. Официально главой буддистов Монголии продолжает считаться иерарх, имеющий титул Пандидо Хамбо-лама.
№15 за сентябрь 2003

Источник - НГ-Религии
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1063752300


Новости Казахстана
- Мажилис принял закон "О производстве и обороте органической продукции" во втором чтении
- Олжас Бектенов обсудил с представителями банка Société Générale вопросы привлечения частного капитала в страну
- Олжас Бектенов заслушал информацию о проводимых противопаводковых работах
- Олжас Бектенов обсудил с директором по разведке и добыче ENI Лукой Виньяти реализацию совместных проектов и наращивание казсодержания на Карачаганаке и Кашагане
- Кадровые перестановки
- Казахстан примет участие в III форуме межрегионального сотрудничества в СУАР
- Министр иностранных дел Казахстана встретился с Государственным секретарем США
- Сенаторы: Реализуемые инновационные проекты оторваны от потребностей предприятий и реального сектора экономики
- О комиссии по выборам ректоров
- Кто наживается на деле Стати и вернутся ли потраченные сотни миллионов долларов?
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх