А.Мирбабаев - Благоустройство городов эпохи Саманидов 04:34 18.09.2003
В эпоху Саманидов был заложен большой потенциал развития градостроительства, архитектуры, художественных ремесел и в целом всех отраслей материальной и духовной культуры. По подсчетам О.Г.Большакова, в пределах лишь территории Мавераннахра в период X века насчитывалось более 280 городов. Примерно столько же их было в Хорасанской части владений Саманидов. По сравнению с числом городов древней Руси того же периода это почти в два раза больше.
Больше всего городов было расположено в долине Ферганы (40), Чаче (39), Бухарском оазисе (29), Семиречье (24), Самаркандском Согде (16),Уструшане (13), Илаке (17), районах среднего течения Сырдарьи (20).
По классификации географов X века городские населенные пункты делились на два типа: город (шахр) и городок (шахрак). Существовали определенные критерии для определения статуса города, К ним, к примеру, можно отнести наличие цитадели и шахристана, окруженных оборонительной стеной, как оплота местной администрации, пятничной мечети, общественной бани, рынка и еще ряда других признаков. Совершенно очевидно, что средневековой город складывался на базе крупных феодальных усадеб, в которых доминировали замки.
О полном городском комфорте, применительно к рассматриваемой эпохе можно говорить лишь весьма осторожно. В то же время отдельные элементы городского благоустройства и уюта уже были налицо. Так, часть городов и крупных поселений снабжались чистой родниковой водой, поставляемой к центру городского квартала по гончарным трубам-кубурам. В замках и дворцах функционировало центральное теплоснабжение. Высшие городское и сельское сословия имели в своих усадьбах домовые бани типа "кадух". В городах с успехом действовали стационарные госпитали (бемористон). Общественные кладбища устраивались не иначе как за пределами стен рабада - городского предместья.
В быту горожан использовались накопленные многовековым опытом хозяйственные традиции, каковой, например, было хранение домашних припасов на зиму с использованием для этих целей летом льда и снега.
Исследователи городских поселений X века отмечают высокую санитарную чистоту, характерную для населенных пунктов Мавераннахра и Хорасана, в отличие от западноевропейских городов того времени. За чистотой как улиц, базаров, так и общественных бань следил мухтасиб. В городах IX-X веков было широко распространено применение для складирования мусора глубоких колодцев.
Неотъемлемой частью города IX-X веков была система водоснабжения горожан питьевой водой. Главным источником являлись общественные водоемы, заполняемые периодически речной проточной водой. После оседания частиц земли и песка вода становилась чистой и пригодной для питья. В отдельных местах водоемы облицовывались каменными плитами. Такие источники назывались "хавзаи сангин" (вспомним, мечеть Хавзи сангин в Ура-Тюбе с каменным водоемом). Согласно Истахри, Ибн Хаукалю и Мукаддаси, таких водоемов в Бухаре, Балхе, Самарканде и Ахсикете, столице Ферганы, имелось множество. В Худжанде, в конце XIX века, например, функционировало более ста водоемов. Как правило, они входили в единый с приходской мечетью комплекс. Берега водоемов обсаживались ивами, создающими тень и прохладу. В городах их было в достатке. Помимо своего прямого бытового назначения, водоемы вместе с многочисленными каналами поддерживали в городе, особенно в период летнего зноя, особый микроклимат.
Подача воды по оросительным каналам глубокой осенью и зимой прекращалась. Тогда горожане пользовались водой из колодцев, которые имелись почти в каждом доме-усадьбе. Согласно сведениям китайских авторов, население держало в колодцах летом продукты питания. Таким образом, они выполняли роль холодильников. Во дворах, в местах прохождения магистральных каналов, имелись цилиндрические колодцы, служившие для забора воды.
В городах Мавераннахра и Хорасана в IX-X веках, наряду с традиционными источниками питьевой воды, существовали также магистральные сети водопроводов или самотечные водоводы, выложенные из жженого кирпича с арочным сводом, проложенные от родников. Разветвление водопроводов в городе завершала сардобхона. В Самарканде в тот период действовал свинцовый водопровод "Джуи Арзис", снабжавший Афрасиаб питьевой водой, проходившей над крышей городского рынка и поддерживаемый арочной эстакадой.
Как самостоятельные центры стационарной медицинской помощи, наряду с аптеками (дорухона), очень важными элементами города IX-X веков были бемористон (госпитали). Они служили одновременно и приютом для бездомных.
Домовые и общественные бани типа "кадух" являлись неотъемлемой частью проживания любого имущего горожанина. Кадух предшествовал общественной городской бане IX-X веков. Как и сам согдийский "кад" (дом), эти небольшие одно- и двухкамерные бани именовались кадухом.
С включением Мавераннахра и Хорсана в сферу политической, экономической и культурной жизни Арабского халифата, в IX-X веках, такие крупные города как Бухара, Балх, Мерв, Нишапур, Самарканд, Тараз, Испиджаб и другие наводняются огромным числом паломников, газиями, купцами, учеными, айарами, представителями другого инородного этнически и языковопестрого населения.
Приютом для иногородних служили гостиницы. Приезжие обычно останавливались в гостиницах-подворьях, называемых испанч, а позже - испандж. В понятии испанч объединялись функции временного жилья, общежития и объекта торговли. Испанч в значении гостиницы зафиксирован в согдийско-мугских документах. Вскоре после установления господства арабов термин "испанч" был заменен сирийским словом "рибат", а также персо-арабской "сарой". В период бурного развития торговли на трассе Великого шелкового пути гостиницы типа "рабат" имелись в каждом городе и крупном селении. Рабаты служили одновременно и почтовыми станциями. Саманидские эмиры проявляли большую заботу о благоустройстве рабатов, безопасности их жильцов. Рабаты обеспечивались чистой водой, а летом - льдом.
Каждый рабат в X веке располагал комплексом услуг. Здесь можно было получать горячую пищу, свободно совершать религиозный обряд. В рабате были баня, хранилище для льда, колодец с чистой питьевой водой. Тут же получали информацию о движении торговых караванов, нанимали вьючных животных для перевозки груза.
В городах проводились также сезонные ярмарки. Эта традиция своими корнями уходит вглубь веков. Для средневековых городов ярмарки служили эффективной формой обогащения местного рынка товарами повседневного спроса. Они позволяли формировать региональный рынок, приводили к оптимальному разделению труда между городом и деревней. Согласно данным Наршахи, Бируни и других источников, ярмарки в Тавовисе, Пайкенте, Зандана, Марсманда работали от одного до 20 дней. Так, ярмарка в селении Тавовисе, что под Бухарой, проходила осенью и длилась 10 дней. Она привлекала до 10 тысяч торговцев из Ферганы, Чача и других областей. По свидетельству географа Ибн-Хаукаля в селении Мирсманда (ныне район Ганчи), ежегодно устраивались ярмарки, где можно было приобрести оружие, изделия из железа.
Ярмарки привели к образованию локальных экономических центров. Макдиси, Термез поставляли мыло, Бухара - мягкие ткани типа занданечи и молитвенные коврики, ковры, одежду, медные лампы. Самарканд - различные сорта тканей, большие бронзовые котлы, кувшины, палатки, конскую упряжь. Чач славился прекрасными шагреневыми седлами, колчанами, кожей и другими ремесленными изделиями. Традиция проведения сезонных ярмарок сохранялась и позже.
Абдулло МИРБАБАЕВ, доктор исторических наук, профессор газета "Вароруд" №37(73), от 17 сентября 2003г.
|