Ислам.Ru - Пришло время Бушу поучиться демократии у мусульман и арабов 02:10 23.09.2003
Демократия в арабском стиле
Антрополог Лаури Кинг-Ирани - преподаватель антропологии в Университете Виктории (Британская Колумбия) - говорит, что, хотя арабский взгляд на демократию и отличается от западного, в особенности – американского, он, тем не менее, имеет не меньшее право на существование.
Может ли политическая культура демократии быть универсальной? Означает ли демократия автоматически также вестернизацию? Эти вопросы больше не являются чисто академическими.
Стремление "демократизировать" Ирак было главным оправданием грязной попытки смены режима в Багдаде. Согласно некоторым "знатокам", творящееся сейчас в Ираке насилие происходит не в результате действий западных лидеров и их неверного решения начать превентивную войну, а вследствие невозможности построить демократическое государство в рамках арабо-мусульманского мира. Если верить официальным сведениям и тем историям, которые приводятся в СМИ, то большой процент американцев полагает, что "демократизация" означает также и "американизацию".
В сегодняшних официальных заявлениях США "демократия" представляется неотделимой от "свободы". Это – любимые термины президента Буша, наряду с "войной с терроризмом" и "да благословит Бог Америку". Согласно Бушу, основной причиной англо-американской войны в Ираке было стремление "освободить" граждан Ирака, чтобы они могли голосовать, управлять страной, а, если пожелают – молиться. Министр обороны Дональд Рамсфельд считает, что свобода по своей природе "нечиста". Она в своей сущности заключает угрозу того, что люди могут вести себя не самым лучшим образом и преследовать корыстные интересы.
Если следовать этой точке зрения, свобода означает, что каждый может делать то, что взбредет ему в голову. Это – типично американский взгляд, особенно характерный для нынешней администрации: "Кому нужна санкция ООН? У нас есть ружье, давайте действовать"!
Однако же такое понимание свободы не в чести у большинства арабских стран. Подобная вседозволенность по-арабски называется "фитна" и считается социально и морально недопустимой. Люди, действующие в соответствии с этой индивидуалистической концепцией, считаются эгоистами, готовыми растоптать достоинство и права других, преследуя свои цели. Они могут получить власть в арабских странах, но не будут пользоваться уважением.
Бывший президент Ирака Саддам Хусейн и его сыновья довели свое стремление к свободе до крайней степени индивидуализма, присвоив себе неограниченную власть и привилегии, которыми они не хотели делиться с другими. Основой их правления были жестокость и принуждение. Те, кто пытался бросить вызов их "свободе", кончали жизнь в братских могилах.
Если бы перед вторжением в Ирак администрация Буша посоветовалась с антропологами, то она бы узнала, что демократия не является явлением, чуждым арабо-мусульманскому миру, и не надо создавать "арабскую копию" американской демократии. Различие заключается в том, что в исламских странах "демократия" является понятием, относящимся к обществу, а не к индивиду. Она – вопрос скорее обязательств, чем прав; обязанностей, чем свобод. Демократию можно понимать как "достоинство".
Достоинством нельзя обладать вне общества, подобно ковбою, гордо идущему с высоко поднятой головой в одиночестве и чувствующему себя свободным от каких-либо ограничений. Достоинство подразумевает существование других, поскольку оно касается правильных взаимоотношений между людьми. Оно означает гуманное отношение к окружающим, уважение к их личности, чувствам, правам и гордости.
Такое достоинство можно встретить в Назарете, крупнейшем палестинском городе, где десять лет тому назад автором проводились антропологические исследования. Оно включает благородство духа, щедрость и сострадание. Оно требует свободы, но эта свобода относительна: нельзя забывать о правах и свободах других. Такой подход позволяет жить в обществе, связанном узами взаимного уважения, заботы и поддержки.
Возможно, американцам надо больше слушать и меньше читать лекции о демократии. Назарет, палестинский город, находящийся в административном и политическом подчинении Телль-Авива, рассматривающего арабов как граждан "второго" или "третьего" сорта, может пролить свет на то понимание демократии, которое существует в арабском мире.
В процессе своего исследования автор спрашивала людей, что для них означает "демократия". Обычным ответом было: "демократия – это не только правление большинства, но и уважение к меньшинству". Ответы показали, что люди рассматривают демократию как ряд взаимных обязанностей, как признание достоинства человека независимо от того, относится ли он к большинству или же к меньшинству.
Учитывая то угнетение, которому подвергаются палестинцы, подобное внимание к вопросу прав меньшинства не является удивительным. Вместе с тем при опросе проявились уходящие вглубь веков культурные традиции, в соответствии с которыми человек немыслим без его взаимодействия с другими членами общества, с которыми он связан узами взаимного уважения и взаимных обязанностей. В Назарете, где можно встретить богатейшее культурное, политическое и социальное разнообразие, различные слои общества проявляют солидарность друг с другом, а человек каждый день сталкивается с теми, чей образ жизни коренным образом отличается от его собственного.
Прогуляйтесь по главной улице Назарета, и вы увидите целый спектр культур: молодую мусульманку в хиджабе, более старшую женщину – коммунистку из Клуба демократических женщин, египетского священника – копта, русскую жену должностного лица Коммунистической партии Палестины, американских миссионеров – баптистов, владельца магазина – маронита, продающего радиоприемники русским эмигрантам из близлежащего еврейского сообщества, мусульман – пекарей и механиков и группы японских и ирландских туристов, направляющихся в Церковь Благовещения.
Повседневная практика убеждает нас в том, что Назарет не обладает ни политической универсальностью, ни культурной однородностью. Вопрос о различиях здесь не сводится к противостоянию между арабами и евреями. Скорее можно говорить о целом ряде конфликтов: между различными христианскими сектами, между мусульманами – коренными жителями Назарета и мусульманами – беженцами, между людьми различных классов и разного пола, между носителями разных идеологий. От западных комментаторов часто можно услышать клевету в адрес таких "неоднородных" городов, как Назарет, Бейрут и Багдад. Они считают такие места плодородной почвой для этнических и социальных конфликтов. Однако те противостояния, о которых упоминалось – это не противостояния, приводящие к политической напряженности.
Последняя возникает лишь в том случае, если между различными сообществами нет экономического и политического сотрудничества, если эти сообщества не инкорпорированы в единую систему отношений и не уважают индивидуального и коллективного достоинства. Изучив взгляды и жизненный опыт людей в подобных "неоднородных" населенных пунктах, можно опровергнуть рассуждения западных теоретиков, утверждающих, что "столкновение цивилизаций" неизбежно и говорящих об "арабо-мусульманской обособленности", делающей невозможным установление демократического правления.
Подобные рассуждения далеки от правды, и особенно ясно это видят люди, живущие в плюралистических сообществах и уважающие свое и чужое достоинство. Возможно, нынешним лидерам – Бушу и Рамсфельду – пришло время поучиться у мусульман и арабов. В конце концов, скромность украшает человека не только среди жителей данной местности, но и среди членов всего огромного человеческого сообщества.
"Daily Star", Бейрут
|