А.Чотбаев (командующий НацГвардией Киргизии) - "Численность личного состава... это военная тайна" 02:16 27.09.2003
В Нацгвардии служат самые лучшие Интервью с Абдыгулом Чотбаевым, командующим Национальной гвардией КР
- Абдыгул Абдрашитович, в этом году Национальной гвардии уже 11 лет. Почитай, целая веха… В связи с этим - что есть Нацгвардия на сегодняшний день?
- Одиннадцать лет - думаю, этот срок маловат для такой структуры, чтобы показать себя.
Тем не менее, за это время Национальная гвардия Кыргызской Республики прошла очень трудный и тернистый путь от простого до конституционного формирования. Гвардия – составная часть Вооруженных Сил Кыргызской Республики, резерв Главнокомандующего ВС КР, она входит в состав Сил немедленного реагирования. Национальная гвардия участвовала во всех мероприятиях по приему и проводу иностранных делегаций, посещавших Кыргызстан, осуществляла и осуществляет охрану важных государственных объектов, участвовала в ликвидации последствий стихийных бедствий. Особо важное место в жизни гвардии занимает участие в ликвидации бандформирований в Баткене. За проявленное мужество и героизм 16 гвардейцев отмечены государственными наградами. За одиннадцать лет около 10 тысяч кыргызстанцев получили армейскую закалку в стенах Национальной гвардии. Многие из них с благодарностью вспоминают службу в гвардии и гордятся тем, что именно им судьба предоставила эту возможность. И еще: гвардия дважды награждена грамотой правительства Кыргызской Республики.
- Какова структура Нацгвардии? Сколько в ней служат солдат срочной службы, контрактников, прапорщиков и офицеров?
- Структура Национальной гвардии выстроена таким образом, что она способна выполнять стоящие перед ней задачи. Численность личного состава и точную структуру не могу обозначить - это военная тайна.
- Сколько они получают? Есть ли проблемы с обмундированием (оно, кстати, отечественного производства или импортное), жильем?
- Должностные оклады офицеров составляют от 1400 до 2300 сомов, в зависимости от занимаемых должностей, плюс оклады по воинскому званию - а это 500 сомов за звание лейтенанта, 1200 сомов - за генерал-лейтенанта.
Обмундированием частично снабжают местные производители, а в основном у нас форма иностранного производства. Проблема постоянная. Тема жилья заслуживает отдельного разговора.
- По какому принципу отбираются в Нацгвардию солдаты срочной службы - по физическим кондициям, каким-то другим параметрам? В чем ваше отличие от других подразделений Минобороны? Насколько наша гвардия отличается, скажем, от Нацгвардии других стран - США, к примеру?
- Отбор в нашу Национальную гвардию осуществляется очень и очень скрупулезно. Подход к призывнику комплексный. Вот некоторые требования: рост 175 см и выше, обязательное среднее образование, кандидат должен быть из полной семьи, не иметь приводов в милицию. По состоянию здоровья каждый должен быть пригоден к службе в ВДВ, и конечно, иметь для этого желание. С каждым проводится предварительная беседа. Но не каждый попадает в Национальную гвардию.
Особого отличия от других подразделений Минобороны мы не имеем. У нас общая задача - обеспечение безопасности государства - и программа боевой подготовки одинаковая. Единственное отличие гвардии в том, что она выполняет дополнительно специальные задачи, определенные ее положением, статусом, о котором я уже говорил.
С национальными гвардиями других стран, в том числе и США, у нас схоже только название, а в остальном мы разные. Национальная гвардия Кыргызстана – это регулярные воинские части в отличие от США, где такие подразделения состоят из резервистов.
- Как обстоят дела с наличием разного вида оружия (автоматов, пистолетов, пулеметов, гранатометов, приборов ночного видения, противогазов, костюмов химзащиты и прочего), патронов для стрельб, парашютов, учебных полигонов?
- Оружием Национальная гвардия обеспечена достаточно. Конечно, хотелось бы побольше современного оружия, но на закупку его пока нет средств.
- Гвардия – это прежде всего доблесть. Каким еще вооружением располагает Нацгвардия, помимо легкого стрелкового оружия - бэтээры, вертолеты, другое обескураживающее врага вооружение? В чем еще нуждается гвардия, и откуда возможно получить недостающее (слышали, например, что американцы подкинули Грузии вертолеты "Апачи", пусть и бэушные)?
- Помимо стрелкового оружия, на вооружении Национальной гвардии имеется и другая техника, позволяющая выполнять поставленные задачи, но ее недостаточно. Хотелось бы приобрести из вооружения и техники что-то более современное.
- В какой физической форме находится командующий Национальной гвардией? Уступит ли своим подчиненным в стрельбе, в рукопашном бою?
- Стараюсь держать физическую форму. Ежедневно занимаюсь физподготовкой. В состязаниях по стрельбе не уступаю офицерам намного моложе себя. В рукопашном бою, думаю, тоже дам многим фору. В общем, стараюсь быть всегда в строю наравне со всеми.
- На заборе, окружающем расположение части, частенько приходилось видеть следы от солдатских сапог. Бегают ли Ваши подопечные в самоволку?
- Мой многолетний опыт работы с солдатами показал, что в самоволку солдаты бегали, бегают и будут бегать. Молодым ребятам всегда хочется необычного. Один из способов сделать необычное – это самоволка. Задача командиров – минимизировать, свести до нуля возможности такого проступка. Для этого нужно создать хорошие условия для солдат, решать их бытовые и личные проблемы и, конечно, строгий контроль. У нас бывают единичные случаи самоволки. Наверное, от этих случаев и остались те самые следы на заборе.
- Как насчет дедовщины? Как решают между собой возникающие конфликты гвардейцы? Есть ли у Вас гауптвахта, или возите своих подчиненных на отсидку в другие части?
- Да, это явление имеет место в Национальной гвардии. Мы работаем над тем, чтобы солдаты могли решать конфликтные ситуации не с позиции силы, а через обращение непосредственно к командирам. Своей гауптвахты нет. Провинившиеся гвардейцы отбывают наказание на гарнизонной гауптвахте. А если откровенно - скажите, где нет этой "дедовщины"?
- Слышали, что в Нацгвардию входит спецназ "Пантера", стрелковые отряды "Барс" и "Эдельвейс". Расскажите о них поподробнее – какие задачи они могут выполнять? Чего хотят добиться в будущем? Чем спецназ "Пантера" отличается от других подобных подразделений Минобороны, МВД, СНБ? Чей спецназ профессиональнее, сильнее?
- Все эти части выполняют те задачи, которые стоят перед Национальной гвардией. И каждой из них определена своя роль. Отличие спецназа "Пантера" от другого спецназа заключается в том, что мы можем выполнять задачи с воздуха. То есть десантироваться на парашютах. Здесь особое внимание уделяется воздушно-десантной подготовке. И еще - решению различных задач, которые будут определять ГКВС КР как своему резерву. Думаю, что каждый спецназ хорош по-своему.
- Застрахованы ли военнослужащие Национальной гвардии и в какой страховой компании? Что обеспечивает страховка, в какие это выливается суммы?
- Да, застрахованы в страховой компании ЗАО "Иншуренс-Аян". Сумма страховки зависит от полученного увечья, травмы и это составляет от десятикратного до двухсоткратного оклада по занимаемой должности и воинскому званию.
- Нацгвардия считается элитной частью. Скажите, как в ней обстоят дела с финансированием? Есть ли у вас подсобное хозяйство, какую отдачу оно дает? Кому принадлежит "кафешка", что на углу Токтогула и Тоголока Молдо?
- Элитной мы являемся по духу, а по обеспеченности… Бюджет Национальной гвардии составляет всего где-то 20% от расчетной необходимой суммы. К сожалению, как и везде, идет недофинансирование и этого мизера. Своего подсобного хозяйства нет.
А что касается "кафешки", то это, наверное, громко сказано. Была точка по реализации "Coca-Cola", чая и шашлыка, ее мы сдавали в аренду за организацию дополнительного питания больным военнослужащим.
- Американцы недавно подарили около 50 парашютов, Турция и Китай также время от времени что-то подкидывают. Какой резон военным из других стран оказывать поддержку нашей Национальной гвардии?
- Не 50, а 200 с запасными. А насчет резона, это надо у них спросить. Нам выгодно развивать военное сотрудничество с другими странами, и мы его развиваем. Сейчас такая помощь необходима для Нацгвардии, и мы благодарны нашим партнерам за нее.
- Вы планировали направить представителя Национальной гвардии Кыргызстана в штат Монтана США. Что вышло из этой затеи?
- Постоянного представителя Национальной гвардии Кыргызстана в штате Монтана пока нет. Это вопрос ближайшего будущего, который будет обсуждаться в ходе предстоящего визита к нам в конце сентября командующего Национальной гвардией Монтаны. Но это дело будущего. Нерешенный вопрос не мешает нам тесно развивать сотрудничество с США. Мы обмениваемся делегациями, они нам помогают. Сотрудничество будет и в дальнейшем развиваться и расширяться.
- Какие выводы сделаны из баткенской компании? Если бы у Вас была возможность вновь вернуться к событиям начала вторжения боевиков, что Вы сделали бы по-другому?
- Баткенская компания дала повод для многих размышлений и преподнесла урок прежде всего нам, военным. Она подняла значение и роль армии, как гаранта безопасности и стабильности государства. Вывод: мы должны быть всегда готовы к любым проявлениям терроризма, уметь воевать в новых, быстро меняющихся условиях, при четком взаимодействии всех силовых структур.
- Во сколько обходится подготовка гвардейца за весь срок его службы? Будет ли лучшим решением переход на принцип формирования профессиональной армии?
- Формирование армии на профессиональной основе было бы решением правильным с точки зрения современных требований. Но мы еще не готовы к этому принципу. Причин здесь много, и в первую очередь - экономических. Представьте, сколько нужно средств, чтобы обеспечить каждого контрактника собственным жильем, хорошей заработной платой, современным вооружением, техникой, снаряжением и обмундированием. Дать гарантии его семье во всем. И так далее . . .
- Какие еще проблемы в реформе вооруженных сил КР Вы видите? Какие угрозы для Кыргызстана Вы, как профессиональный военный, могли бы очертить?
- В настоящий момент для всего современного мира угрозой стало проявление терроризма. Кыргызстан в этом плане не исключение. Терроризм и экстремизм – вот главная угроза в ближайшее время. А реформа вооруженных сил идет в ногу с теми требованиями, которые диктуются современной военно-политической обстановкой в регионе.
- Вы как-то выразили желание поучаствовать в передаче, подобной "Последний герой". Не так давно по КТР транслировался телесериал из 8 частей "Эр-жигит", в котором участвовали военнослужащие. Ваше мнение об этом?
- Положительное. Жаль, что в эти соревнования не включили представителей других силовых структур. А участвовали только представители Министерства обороны. Наверное, побоялись проиграть.
- Как-то в СМИ промелькнула информация о "сыновьях полка", мальчишках, которые растут в расположении Нацгвардии. Какова их дальнейшая судьба?
- В свое время мы набрали четырех воспитанников или, как их называют, "сыновей полка". Для них разработали регламентирующее положение, за ними были закреплены опытные офицеры. Они находились в Нацгвардии от полутора до двух с половиной лет.
Двух близнецов забрала сестра. Она встала на ноги, появилось свое дело, и ребята сейчас ей помогают. Мать одного мальчика лишили родительских прав, и он находился у нас. Однако, мать пересмотрела свое отношение, сумела добиться восстановления родительских прав и забрала своего сына. А у четвертого нашлись родственники, и они забрали к себе нашего "сына полка". Так что все ребята, которые ушли от нас, устроены, иногда они наведываются к нам. Сейчас им по 14–16 лет, и все хотят в перспективе служить в Национальной гвардии. А я им желаю найти себя в этой жизни и быть полезным своей Родине.
- Почему Вы стали депутатом Бишкекского горкенеша? Какие задачи Вы тем самым решаете? Не входит ли совмещение должности командующего Нацгвардией и депутата в противоречие с законом?
- Депутатом меня выдвинули и избрали горожане в 1994 году. В Бишкекском горкенеше я являюсь председателем Комиссии по соблюдению законности, правопорядка, обороны и защите прав граждан. В 1999 году меня избрали второй раз. Наверное, я оправдал доверие своих избирателей. Если бы совмещение должности командующего и депутата противоречили закону, то меня давно бы поставили перед дилеммой - или, или… №37 за 25.09.2003
|