"Чархы пелек" - знак удачи. Почему герб Туркмении обрел форму 8-конечной звезды 07:39 29.09.2003
"ЧАРХЫ ПЕЛЕК" - ЗНАК УДАЧИ ПОЧЕМУ ГЕРБ ТУРКМЕНИСТАНА ОБРЕЛ ФОРМУ ВОСЬМИУГОЛЬНОЙ ЗВЕЗДЫ
Недавно Народный совет Туркмении принял новый Закон о Государственном гербе, который отныне представляет из себя восьмиугольник. Над истоками решения о внесении изменений в форму одного из главных символов государства размышляет ведущий специалист корпорации "Туркменковер" Аджап БАЙРИЕВА:
Таинственный и сложный композиционный сюжет, богатый орнаментальный лексикон туркменского ковра создают благоприятную почву для размышлений на тему происхождения изобразительных символов и мотивов искусства туркменского ковроделия.
Очевидно, что, схематизируя и обобщая видимый мир и свои представления о нем, наши предки наделяли их животворной силой, развивая тем самым общие принципы национального художественного творчества.
Большая степень геометризации изобразительных элементов, типичных для туркменского коврового орнамента, говорит о длительном историческом пути его развития. Помимо орнамента растительного, животного, космогонического характера, широко распространены узоры, имевшие первоначально геральдическое и магическое значение. Постоянно изменяясь в течение веков, они практически утратили символическое значение и стали чисто декоративными. Изучение узоров орнаментальных мотивов туркменского ковра позволяет выявить ход их эволюционного развития и предположить отправную форму, аналоги которым можно найти в произведениях искусства античных и доантичных времен.
Президент Туркменистана Сапармурат Ниязов, который с позиций истинного знатока и ценителя подходит к изучению национального достояния, говорит о том, что мы должны возродить культурное и духовное наследие наших предков, скрытое в глубоких пластах истории народа. Каждый узор коврового орнамента - это зашифрованное послание наших предков. Сегодня мы раскрываем тайну этих загадочных символов.
Для нас, живущих в третьем тысячелетии, в век компьютеризации и высоких технологий, орнамент туркменского ковра - это та творческая матрица, в которой заложена вся информация об истории развития туркменского искусства. И вот одна из загадок вчерашнего дня сегодня уже расшифрована нашим президентом - это восьмиконечная звезда, которая является центральной основой ковровых орнаментов. Образованная из двух квадратов восьмиугольная звезда украшала знамя великого родоначальника Огуз хана, а также великих сельджукидов - Тогрул бега, Чагры бега и других, олицетворяя собой благополучие, мир и спокойствие. Теперь она обрамляет наш Государственный герб и штандарт президента.
Многообразие орнаментальных композиций туркменских ковров объединяет единое начало - изображение звезды "чархы пелек" - колесо судьбы, то есть знак удачи, спасения и защиты. В нем зашифровано смысловое понятие, идущее от верований эпохи Огуз хана, о непрерывности жизни. Два совмещенных квадрата символизируют бесконечность и возрождающуюся полноту этого мира. Конечно, каждая мастерица выражала свое отношение к окружающему миру при создании того или иного узора. Так появлялись все новые и новые сочетания красок и форм. Но основная идея туркменского геля воплотилась в виде многоступенчатого многоугольника, восьмиугольника, ромба или квадрата. Восьмиконечная звезда ярко отражена в ковровых узорах - "сагдак" "чархы пелек" "кеджебе" "майда гель" туркменских ковров и чувалов, в узорах мелких изделий "ак торба" и "ак чувал", в ковровых узорах "бостан", "ак нагыш" и т.д.
"Чархы пелек" - знак удачи, колесо судьбы, которое находится в постоянном движении, как бы гармонизирует внутренний мир ковровой композиции, придает ей динамичность. В этом знаке заключена глубокая философия двух начал - жизни и продолжения ее после смерти, чередование и взаимосвязь этих двух понятий. Философия эта указывает не на противоборство двух начал, а на их взаимное дополнение, на непрерывный переход друг в друга.
Восьмиконечная звезда встречается в шумерских печатях и амулетах, которым примерно 4800 лет.
Ее любили изображать в произведениях искусства в древнем Вавилоне, Ассирии, Индии, Персии, Китае и других восточных странах. До наших дней дошла она в первозданном виде в национальном туркменском прикладном искусстве и сегодня является одним из излюбленных украшений архитектурных сооружений, возводимых в нашей беломраморной столице.
|