Пекину не нужен Ага-Хан. Китайские памирцы живут гораздо лучше своих таджикских соседей 08:03 29.09.2003
Пекину не нужен "наместник Бога" Корреспондент "Новых Известий" побывал на китайском Памире
Игорь РОТАРЬ
Китайские памирцы живут гораздо лучше своих таджикских соседей.
Сегодня Памир поделен между четырьмя государствами: Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном и Китаем. "Крыша мира" – единственный уголок земли, где почти все коренные жители – исмаилиты – последователи учения, представляющего смесь ислама, индуизма и философии Платона. Они совершают намаз только два раза в день и не соблюдают пост Рамадан.
"Хороший человек много не думает, не путешествует. Он просто выбирает красивое место и сидит, созерцая природу. После смерти душа добродетельного человека отправляется в Космос, а плохого – переселяется в животное", – объясняет мулла Шакар Мамадер из города Ташкурган, расположенного на китайском Памире. Рассуждения мусульманского богослова могут показаться крамольными с точки зрения классического ислама. Но все объясняется тем, что мой собеседник принадлежит к исмаилитской секте. Учение исмаилизма представляет собой причудливую смесь ислама с индуизмом и философией Платона. Исмаилиты верят не только в переселение душ, но и "космический разум". По их мнению, время во вселенной делится на циклы, а миры последовательно творятся абсолютным Богом. "Мы больше обращаем внимание на суть учения, а не на обряды. Мы считаем, что достаточно молиться всего два раза в день, а не пять, как делают другие мусульмане. Нас также обвиняют в том, что мы не соблюдаем пост Рамадан. Что ж, каждый человек имеет право на свободу суждений, но на самом деле мы и есть настоящие правоверные мусульмане", – убеждает меня Мамадер.
В переписях населения народности Памира обычно называют таджиками. Однако два народа сильно не любят друг друга. "Памирцы никакие не мусульмане. Где это видано, чтобы правоверные молились дважды в день и употребляли алкоголь! Ни один из нас не выдаст свою дочку замуж за такого еретика", – не раз приходилось слышать от таджиков.
Внешний облик сел китайского и таджикского Памира практически неотличим. Так же, как и на таджикском Памире, дом китайских исмаилитов имеет четко выраженную, узаконенную религией планировку. В таком жилище нет окон в стенах, свет сюда проникает через узкую щель на крыше. Потолок дома обязательно подпирается пятью колоннами (священное число у исмаилитов).
Памирцы по обе стороны границы славятся своим гостеприимством. Путника обязательно пригласят в дом и угостят крепким чаем с молоком. Правда, традиционная пища у таджикских и китайских горцев различна: если таджикские едят в основном баранину, то китайские предпочитают яка.
Существенные различия имеются и в религиозной жизни исмаилитов, живущих в Китае и Таджикистане. Как признался Мамадер, по китайским законам, школьникам запрещено посещение мечетей. Вынуждены скрывать свою религиозность и исмаилиты, работающие в государственных учреждениях. Пожалуй, главная причина столь жесткой религиозной политики Пекина – боязнь "экспорта чуждой идеологии из-за рубежа". Повод для такого беспокойства у китайских властей действительно есть. Духовный лидер исмаилитов, "наместник Бога на земле" Ага-хан IV проживает в Европе и считается одним из богатейших людей планеты. Выпускник Гарварда, он сегодня пытается объединить своих единоверцев в "единый духовный имамат". Лидер исмаилитов не только помогает им получить образование (он создал университет в столице таджикского Памира, городе Хороге), но и оказывает им весьма значительную финансовую поддержку. Ага-хан дважды – в 1995 и 1998 годах – посещал Горно-Бадахшанскую автономную область на Памире. Благодаря соглашениям, достигнутым с руководством Таджикистана, в Горный Бадахшан потекла обильная гуманитарная помощь. Можно без доли преувеличения сказать, что ныне именно дотации Ага-хана составляют основу экономики таджикского Памира. Сегодня в Таджикистане шутят, что Горный Бадахшан превратился в "маленькую империю Ага-хана". Однако его попытки закрепиться и на китайском Памире потерпели неудачу. Китайские власти вежливо, но твердо заявили "наместнику Бога", что не нуждаются в гуманитарной помощи.
Справедливости ради стоит отметить, что в отличие от Душанбе Пекин действительно мог себе позволить это. Политика китайских властей: "развитые окраины – сильная страна" – приносит плоды. Перемены на китайском Памире действительно впечатляют. Так, если еще пять лет назад Ташкурган соединялся с внешним миром лишь грунтовой дорогой, то сегодня сюда проложено шоссе, отвечающее мировым стандартам. В самом городе повсюду можно увидеть добротные здания, построенные совсем недавно. Власти активно развивают на китайском Памире туризм. Сегодня в этом, еще недавно забытом богом уголке земли, можно увидеть туристов со всего мира. Единственные же иностранцы, удосуживающиеся посетить таджикский Памир, – это работники гуманитарных организаций и журналисты. Хотя китайские исмаилиты и боготворят Ага-хана, они все же вынуждены признать, что и без помощи "наместника Бога" уровень жизни на китайском Памире стал в последние годы существенно лучше. 29.09.2003
|