Gazeta.kz - На восточном фронте без перемен? Стабильность ЦентрАзии хрупка как глиняный сосуд 08:41 03.10.2003
На восточном фронте без перемен?
Алексей МАРТЫНОВ, специально для Gazeta.kz
После того, как на военных базах Узбекистана и Кыргызстана обосновались военные США, а россияне получили доступ к военной базе в кыргызском Канте, многие политики успокоились, полагая, что таким образом решена проблема безопасности Центральной Азии.
Однако вопрос о стабильности в стратегически важном регионе не снят. Обстановка в Центральной Азии в настоящий момент внушает оптимизм.
После того, как силы коалиции вторглись в Афганистан, разгромили основные силы талибов и учредили временное, а затем и постоянное правительство, Центральная Азия вздохнула посвободнее. То, чего больше всего опасались в приграничных с Афганистаном странах, не произошло: беженцы, вопреки ожиданиям, остались во временных лагерях Пакистана, не случилось и экспорта экстремизма.
Но, спустя два года, политики приходят к заключению, что затишье в Центральной Азии носит временный характер. Слишком много накопилось проблем, как внешних, так и внутренних.
Впечатление о том, что проблема с Афганистаном решена, обманчиво. Наоборот, как заявил недавно на международной конференции по региональной безопасности, проходившей в Алматы, сотрудник посольства Афганистана в Казахстане Абдулла Аймак, с началом войны в Ираке международное сообщество забыло об Афганистане, и новое правительство столкнулось со старыми проблемами. На границе Афганистана и Пакистана, по сведениям г-на Аймака, безбоязненно готовят террористов, и в многочисленных медресе учат их не основам ислама, а как держать оружие, убивать, уничтожать школы и управленческие структуры вставшего на мирный путь государства. Не решена и проблема с наркобизнесом: производство высококачественного опия не только не уменьшилось, но и увеличилось в несколько раз: если талибы запрещали выращивать опийный мак, то силам коалиции не до этого - тут бы мир обеспечить. Именно поэтому сегодня Афганистан нуждается в поддержке мирового сообщества. Если рука помощи снова не будет протянута, то не исключено, что в будущем произойдет повторение военного кризиса в Афганистане, что неизбежно раскачает стабильность в Центральной Азии.
Вторая проблема связана с отсутствием системы обеспечения безопасности на Каспии. Согласно официальным данным, доказанные запасы нефти на Каспии составляют примерно 4 миллиарда тонн. Прогноз придает еще больше оптимизма: по разным оценкам, здесь от 15 до 30 миллиардов тонн. Поэтому очень важно определиться со статусом Каспийского моря. Этот вопрос стоит на повестке дня уже семь лет, но вперед удалось продвинуться только благодаря двусторонним инициативам. При этом Туркмения и Иран предпочитают оставаться в стороне, диктуя свои правила игры. Слишком затянувшееся решение заставляет политиков думать о безопасности на море.
Летом этого года на первом трансазиатском парламентском форуме Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил подписать "Пакт о стабильности на Каспии", ключевым моментом которого должен стать отказ применения военной силы в прикаспийском регионе. По мнению авторитетных политологов, эта идея достаточно перспективна, учитывая стратегическое значение Каспия для мировой энергетики. Поэтому любые действия нужно предпринимать с особой политической осторожностью. Основными принципами на Каспии должна быть дипломатия, взаимное уважение интересов и, безусловно, недопущение милитаризации.
Третья проблема Центральной Азии - внутренняя, "домашняя". Причем, она не одна - это настоящий узел проблем. Во-первых, есть данные, что в связи с болезнью Ислама Каримова в Узбекистане резко усилилась борьба между разными кланами. Здесь вполне вероятен неблагополучный вариант развития сценария. Социальные проблемы (и в меньшей степени, чем в Узбекистане, межэтнические), могут вновь проявиться в Киргизии, где уже неоднократно происходили крупные беспорядки на этой почве. В случае дестабилизации правящих режимов в этих двух странах, предупреждают эксперты, резко возрастет угроза со стороны ИДУ и афганских исламистов.
Во-вторых, серьезную угрозу несет политика еще одной страны - Туркменистана. Авторитарный стиль правления и безнаказанное нарушение прав человека отбрасывают страну в средние века и делают ее кандидатом номер один на "гуманитарную интервенцию" со стороны Запада. Если это случится даже в отдаленной перспективе, Центральной Азии мало не покажется - это то же самое, что разворошить улей.
В-третьих, конфликт в регионе может спровоцировать дефицит водных и земельных ресурсов, как бы это ни казалось странным. Например, Кыргызстан уже предпринимал попытки установить плату за воду, что тут же вызвало озабоченность со стороны казахстанского руководства. А народ, он ведь прямолинейный. Он не будет ждать, когда решится вопрос в политических эшелонах, он возьмет мотыги и пойдет войной.
Яблоком раздора уже долгие годы являются и приграничные проблемы, в частности, Узбекистана и Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана. В первом случае прямо на приграничной полосе Узбекистан устанавливал мины, чтобы, значит, "пехота" со стороны Кыргызстана не прошла (были жертвы среди местных пастухов). Во втором случае вопрос на дипломатическом уровне считается почти решенным, а вот у пограничников Узбекистана к казахстанцам есть вопросы. Оттого и стреляют, как только появляется мишень. Они не разбираются, кто сделал два шага по узбекской земле - шпион, которых в тех краях просто нет или, опять же, пастух, который ищет заплутавшую корову. Редкий месяц обходится на казахстанско-узбекской границе без инцидентов.
Возвращаясь к теме внешних замков на границах государств Центральной Азии, стоит отметить, что в последнее время вероятность прорыва экстремистских банд со стороны Афганистана и Пакистана значительно возросла. Службы безопасности Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, видимо, получили уже тревожные сигналы, но пока говорить о них считают преждевременным. Иначе никак не объяснить то, что в Баткентской области на юге Кыргызстана приступили к проверке тайных троп на границе с Таджикистаном. Правда, источник этой информации подчеркивает, что подобные проверки высот, оврагов и горных тропинок проводятся вот уже третий год - в целях обнаружения вооруженных экстремистов Исламского движения Узбекистана или ему подобных. Как известно, в конце 90-х годов ИДУ дважды прорывалось на территорию Кыргызстана с тем, чтобы идти на Ферганскую долину, где исламисты хотели бы создать исламский халифат. С 2000 года, как сообщает источник, на горных перевалах ни разу не были обнаружены подозрительные лица, однако, как известно, "береженого Бог бережет". И хотя есть разрозненные свидетельства того, что ИДУ фактически уже не существует, наверняка в среде экстремистов могут найтись люди, которые жизнь отдадут за халифат.
Как видим, есть слишком много факторов, которые объективно свидетельствуют о том, что стабильность Центральной Азии по-прежнему хрупка как глиняный сосуд.
|