Подробности сенсации. Древнеегипетские бусы в скифском кургане на Алтае 00:59 10.10.2003
На Алтае нашли "бусы Клеопатры"
Полина ДОБРОЛЮБОВА, соб. корр. Новосибирская область.
Весть о том, что во время раскопок в Горном Алтае новосибирские археологи нашли древнеегипетское ожерелье, произведенное в IV-III веках до нашей эры, сразу же стала сенсацией. Многие журналисты поспешили окрестить находку "бусами Клеопатры", что, конечно, красиво, но не соответствует истине. Причем это вовсе не делает их историю менее интересной. Кому же принадлежало диковинное ожерелье? Каким образом изделие мастеров Древнего Египта оказалось на Алтае? Что еще обнаружили ученые в загадочном кургане?
На эти и многие другие вопросы корреспонденту "ПГ" отвечает руководитель археологической экспедиции, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Новосибирского института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, доцент кафедры истории мировой культуры Новосибирского государственного педагогического университета, преподаватель Дома детского и юношеского творчества имени В. Дубинина Андрей Бородовский.
- В окрестностях села Манжерок мы проводим раскопки ежегодно, начиная с 2000 года, - рассказывает Андрей Павлович. - Именно там, рядом с памятником Шишкову, в непосредственной близости от дороги и находится тот могильник - "Чултуков Лог-1". Конечно, это чудо, что он уцелел, остался практически нетронутым грабителями.
- И что же представляет собой древний курган?
- Вообще курган - это некая модель жилища. Конструкция следующая: в центре находится яма, вокруг - каменное кольцо (можно вспомнить гоголевского героя, который очерчивал круг, отделяющий живых от мертвых) и сверху идет каменная наброска из валунов. В данном случае было достаточно много речной гальки, которую таскали, видимо, прямо из Катуни. Диаметр кургана - около восьми метров, высота - всего сорок сантиметров. Он был практически плоским, невидимым и по нему спокойно ходили люди, стояли машины - на первый взгляд самое обычное место*
- Ожидали ли вы отыскать в нем нечто особенное? Хотя, наверное, именно такие ожидания и движут учеными?
- Мы исследуем северную границу скифского мира на территории юго-западной Сибири. А поскольку копали неграбленые курганы, то и находки были очень высококачественные. Предполагал ли я найти египетские бусы? Конечно, нет. Но вот удивительная деталь: перед отъездом на эти работы меня почему-то потянуло читать про Клеопатру и Птолемеев - есть такая замечательная книжка "Закат Птолемеев". А спустя полторы недели мы нашли эти бусы*
- И, наконец, немного подробнее о бусах: в чем их особая ценность, и могли ли они принадлежать великой и прекрасной Клеопатре хотя бы теоретически?
- То, что нам удалось найти египетские бусы, - это очевидный факт, и, безусловно, сенсация. Настоящих древнеегипетских вещей в нашей стране, и тем более за Уралом, известны считанные единицы. В частности, в Новосибирском краеведческом музее имеются две сомнительного происхождения фигурки из фаянса ушебти, которые могут принадлежать к позднему египетскому производству либо вообще являются подделкой. Есть еще фигурка древнеегипетского божка Бэса, найденная в Тюменской области. И это, пожалуй, все.
Что касается бус, то они действительно подлинные: сделаны в технике стеклянной мозаики - полихромного стекла - известной также под итальянским названием "millefiori": в одно целое сплавлялись пучки тонких разноцветных стеклянных палочек, во время вторичной плавки их вытягивали, после чего полученный стержень разрезали поперек и получали рисунок. Именно эта техника лежала в основе египетского производства миниатюрной мозаики.
В эллинистический период подобные украшения пользовались большой популярностью. Уровень этих бус таков, что они, безусловно, входят в ряд вещей, которые захотел бы приобрести любой уважающий себя музей мира. В нашей стране, судя по публикациям, подобных слоеных глазчатых бус с очень сложной цветовой комбинацией известно лишь четыре экземпляра. Целых ожерелий вообще никто никогда не находил. А здесь перед нами ожерелье*
Я не знаю, кто пустил слух о том, что эти бусы имели отношение к царице Клеопатре. Но могу сказать одно: они старше и, безусловно, принадлежат ко времени ее давнего прародителя Птолемея, поскольку, судя по остальному комплекту обнаруженных в кургане вещей, относились к концу IV - началу III веков до нашей эры, периоду начала эллинизма. И это говорит о том, что во время крупных исторических потрясений, происходивших в Причерноморье, Средиземноморье и Передней Азии, шел выброс в более отдаленные районы Азиатского континента очень интересных импортных вещей. С одной стороны, это показывает масштаб исторических событий, которые произошли после завоеваний Александра Македонского, с другой - говорит о том, что сибиряки, как, впрочем, и в наши дни, вполне могли себе позволить уникальные вещи, выполненные по самым передовым технологиям.
В целом это неудивительно по той простой причине, что Сибирь всегда была неким "потоком цивилизации" - транзитная территория, богатая ресурсами, привлекательная для миграции. Следует учесть и тот факт, что путь через Казахстан близок к боковым тропам Великого шелкового пути, и скорее всего именно таким образом на Алтай и попали те бусы. Очевидно, эти земли были очень бойким местом.
- Версия с Клеопатрой, безусловно, очень эффектна: образ прекрасной царицы до сих пор будоражит людское воображение. Но, надо полагать, истинная хозяйка ожерелья тоже была особой "голубых кровей"*
- Думаю, это была женщина достаточно знатная для своего племени или рода. Кстати, курган ее мужа, если таковой вообще был, должен находиться прямо под полотном дороги. Хотя если она выполняла некие жреческие функции, то могла быть девственной, не иметь семьи и жить в совершенно иной социальной плоскости. И тогда она вполне подходит под такой круг жриц скифского мира с соответствующими атрибутами.
Самым интересным является то, что вместе с этими бусами при ней было большое бронзовое зеркало! В то время существовал такой обычай: когда человек умирал, ему на "тот свет" собирали жертвенную пищу, своего рода продуктовый паек, в который входила какая-то часть барана и бронзовый нож. Причем количество мяса было невелико, видимо, "тот свет" находился где-то рядом. Так вот: у этой "дамы с бусами" было два жертвенных набора пищи - для нее и для зеркала, которое, очевидно, приравнивалось по статусу ритуальной атрибутики к человеку.
Это - удивительный случай, аналогов которому я никогда не встречал. В принципе известно, что в скифском мире зеркала выполняли ритуальные функции, и был очень распространен образ так называемой "богини с зеркалом". Возможно, это было некое женское божество плодородия, владевшее зеркалом как символом солнца и сверхвозможностей. Да и по сей день зеркало выполняет ритуальную функцию: их в первую очередь закрывают на похоронах и в этом плане связь с человеком вполне очевидна*
Конечно, пускаться в фантазии археолог не должен, и потому могу сказать следующее: это элитарное захоронение с богатыми импортными вещами и признаками ритуальной деятельности. А вот кем именно была та женщина* Тут уже можно только догадываться. Наиболее вероятны два варианта: либо жена знатного мужа, либо жрица. Хотя известно то, что в традиционных древних обществах знать выполняла и ритуальные функции. И хорошо было бы найти рядом с ней погребение мужчины, которое, я уверен, было бы ничуть не менее интересно и более богато по инвентарю, поскольку то время - время войн, постоянных набегов и мужчин, стоявших во главе всего. Но проверить эту догадку нам, увы, вряд ли удастся, поскольку разрывать Чуйский тракт вряд ли позволят.
Вообще через каждые 5-7 километров эта дорога проходит по археологическим памятникам, буквально лежит на костях наших далеких предков. Я вообще далек от проведения каких-то мистических параллелей, но есть одна интересная особенность: на таких участках наиболее часты дорожно-транспортные происшествия. Лет двенадцать тому назад я сам был участником такой аварии: наша машина перевернулась, и благодаря этому я начал находить в этой зоне археологические памятники. Можно сказать, что сама Судьба указала мне на то, чего раньше никто не замечал*
- Насколько я понимаю, вам и вашим коллегам-археологам сегодня приходится бороться не только с вандалами-грабителями, но и с ярыми поборниками цивилизации.
- Сейчас мы вообще начали форсировать все работы вблизи Чуйского тракта, в связи с его реконструкцией. Конечно, порой со стороны дорожников приходится встречать явное непонимание и даже агрессию. Однажды мне прямым текстом заявили, что все то, чем мы занимаемся, - ерунда. На что я ответил, что археология - это тот же самый ресурс, как нефть и газ: если Республика Алтай действительно хочет развивать туризм, то помимо великолепной природы здесь есть еще и историко-культурное наследие, требующее грамотного подхода.
Работы на Алтае ведутся давно, причем в самой интенсивной антропогенной зоне, где воздействие человека настолько сильно, что я порой с трудом узнаю те места, где работал, казалось бы, совсем недавно - лет пять назад. И если сейчас таких исследований не проводить, то мы просто потеряем массу интереснейших находок. На севере Горного Алтая, в зоне туристических баз необходимо копать особо интенсивно: только так можно создать информационную поддержку для туристического бизнеса и сохранить историко-культурное наследие. Проведение всевозможных кабелей, расширение дорог, строительство новых баз приведет к тому, что ценнейшие памятники окажутся просто-напросто застроенными.
После того, как ученые изучат свои находки, вся коллекция будет передана в музей Республики Алтай. Но мечта ученых - создать на месте Чултукова Лога историко-культурный парк - по примеру шведской Деревни викингов.
- Древность лишь тогда востребованна и интересна, когда работает на современность, уверен Андрей Бородовский. И никакого противоречия в этом нет. Неправильно говорить, что археология - это пошлое. Археология - это будущее: рано или поздно все мы и то, что нас сейчас окружает, будет археологизировано, и в этом плане "разрыв во времени" можно реализовать в очень полезное и интересное дело, в рамках туристической и научно-исследовательской деятельности.
И еще один удивительный штрих: в завершение нашей встречи я попыталась сфотографировать эти великолепные бусы, напоминающие рисунком человеческие глаза, но* Мой фотоаппарат вдруг отказался работать! Глядя на мои тщетные попытки сделать хотя бы один кадр, Андрей Бородовский лукаво улыбнулся:
- А ведь я знал, что у вас ничего не получится! Телевизионщики тоже дважды приезжали, пытались снять ожерелье - и впустую. Это же Египет - удивительные и опасные вещи. К ним нужен особый подход*.
В результате я воспользовалась снимками, сделанными Андреем Павловичем на цифровую камеру. Видимо, передовые технологии XXI века Древнему Египту ближе № 1317 за 10.10.2003
|