"Это какая–то ползучая сила, проникает во все сферы жизни". Как живут "хизбуты" в Киргизии 00:03 13.10.2003
Блажен, кто верует, - тепло ему на свете
Валентина КОРЧАГИНА.
В Кыргызстане толерантная религиозная обстановка, считают в ООН. Это мнение высказал на пресс–конференции, прошедшей вчера в "АКИpress", и председатель Государственной комиссии при правительстве КР по делам религий О. Мамаюсупов. Столкновения на религиозной почве хоть и случаются повсеместно, но локальные, достаточно легко устранимые. Они вызваны прежде всего тем, что за последние десять лет религиозная обстановка в стране радикально изменилась, а большинство населения к этому подготовлено плохо. И далеко не все еще понимают, что выбор вероисповедания - сугубо личное дело человека и свобода совести - принцип неприкосновенный.
До начала девяностых годов прошлого века в стране дружно сосуществовали две конфессии: суннитский ислам, имеющий 39 соборных мечетей, и православное христианство (25 храмов и приходов). Сегодня же в стране действуют конфессии 23 религиозных течений, два десятка зарубежных миссий и около тысячи иностранных миссионеров; строятся новые культовые учреждения, открываются учебные заведения, создаются религиозные центры, фонды, объединения. А государство строго соблюдает Закон "О свободе вероисповедания и религиозных организациях" и международные договоры об охране этой свободы. За десять лет еще не случалось, чтобы волевым решением была закрыта какая–либо церковь или община (некоторые из них сами прекратили свое существование).
Но сегодняшнему кыргызстанцу, еще не отошедшему от стрессов, вызванных перестройкой и радикальными изменениями, стремительно происходящими в жизни, трудно понять, с кем же и где искать ему приобщения к Богу. Объективной информации по этой теме очень мало, ученые еще всерьез не занялись исследованием нового на конфессиональном пространстве.
Люди мечутся между церквями и общинами… другие на бытовом уровне враждуют с "чужими" конфессиями, не замечая, что их родная и "чужая" отличаются лишь некоторыми обрядами…
Серьезнее межрелигиозные противоречия возникают в среде мусульман, особенно сельских, когда кто–то из них меняет веру. Дочь, сын из ислама переходят в христианство, а оскорбленные этим односельчане терроризируют родителей, родственники устраивают бойкот "отступникам". Здесь помогает только очень дипломатичное разъяснение, что никто не вправе навязывать человеку свое понятие о Боге и путях общения с ним. К сожалению, далеко не всегда терпимость к иноверцам проявляют местные священнослужители, потому что подготовка в учебных заведениях, как в исламских, так и в христианских, еще довольно низка и не соответствует требованиям сегодняшнего дня.
И еще одна проблема, возникшая сегодня. Многие молодые люди, привлеченные к новым церквям, особенно протестанского толка, начинают служить так усердно, что им некогда работать. Но религия - это не профессия и не кормушка. Еще в начале времен Господь сказал человеку: в поте лица своего будешь добывать хлеб свой насущный.
На пресс–конференции председатель и ведущие специалисты Госкомиссии очень озабоченно говорили о единственной сегодня незарегистрированной, признанной деструктивной организации "Хизб ут–Тахрир". Она нарушает государственные законы, призывает к свержению конституционного строя. Муфтият страны признает ее действия и взгляды не соответствующими учению суннитско–исламского толка, призывает всех муфтиев на местах бороться с ее приверженцами.
- Но это какая–то ползучая сила - проникает во все сферы жизни. Она находит новых сторонников прежде всего среди малограмотных, доверчивых сельчан, которые живут бедно, - рассказывает О. Мамаюсупов. - Пропагандисты из "Хизб ут–Тахрира" говорят им: только в Халифате будет у вас много денег, вы будете здоровы, будет уничтожено все, что вас оскорбляет: проституция, обманы… Самая же главная беда, направленная в будущее, - это дети. Им не разрешают учиться, общаться с "неправоверными". Они очень невежественны и мечтают только о Халифате. Но интеллигенция и СМИ стоят в стороне от этой жгучей проблемы.
… И, видимо, говоря о Халифате и представив его рекламируемые "прелести", председатель Госкомиссии воскликнул:
- Друзья, как нам надо любить и оберегать нашу свободу - и гражданскую, и религиозную! Любить свою страну, свой Флаг, свою Конституцию. А быть взаимотерпимыми везде и всегда истинные верующие научатся…
P.S. На днях в столице Казахстана Астане завершился Первый съезд лидеров мировых и традиционных религий. В принятой Декларации его участники назвали межрелигиозный диалог одним из важнейших инструментов поддержания мира и согласия между народами, нациями, отдельными людьми.
10.10.03
|