"НН" - Сдвиг по валюте. Как Узбекистан начал конвертацию сума 07:06 16.10.2003
Сдвиг по валюте
Алексей ВОЛОСЕВИЧ, Ташкент
Бесчисленная армия "валютчиков", шепотом назойливо предлагающих купить рубли и доллары, возле каждого узбекского базара, похоже, скоро прекратит существование. В Узбекистане грядет долгожданная конвертация
Грядет конвертация
– С 15 октября Узбекистан принимает на себя все обязательства по восьмой статье (устав МВФ. – А.В.) и в полном объеме будет работать механизм свободной конвертации по текущим счетам, – заявил на совместной пресс-конференции с представителями МВФ вице-премьер Узбекистана Рустам Азимов.
По его словам, правительство и Центральный банк вручили миссии МВФ в Узбекистане официальное письмо на имя директора-распорядителя фонда, в котором говорится о решении правительства республики ввести конвертацию по текущим операциям платежного баланса.
Итак, событие, о необходимости которого столь долго твердили экономисты, свершилось. С чем не замедлил поздравить правительство и Центральный банк глава миссии МВФ Эрик де Врайер.
Введение конвертации по текущим счетам наверняка поспособствует выводу экономики страны из глубокого системного кризиса. Хотя известно, что полноценной конвертации в Узбекистане не было вообще, дополнительные ограничения на покупку валюты, введенные в 1996 году, привели к резкому снижению деловой активности и стали основной преградой на пути предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций. Через несколько лет после этого шага экономика страны оказалась в состоянии прогрессирующей стагнации, а исход бизнеса принял обвальный характер. Экономисты полагают, что для узбекской экономики эти годы можно считать потерянными. Однако многие прибавляют: для экономики – может быть, а вот для самаркандского и ташкентского кланов, хорошо погревших руки в то время, когда доступ к валюте являлся уделом избранных, – вряд ли.
В течение многих лет правительство страны неоднократно заявляло о стремлении наконец-то сделать валюту конвертируемой. К сожалению, воплотить эти намерения в жизнь каждый раз что-то мешало. В конце концов МВФ вообще свернул свою работу на территории Узбекистана. Однако в начале 2000 года переговоры с фондом возобновились. Их результатом стала постепенная отмена Узбекистаном ряда ограничений на приобретение валюты.
В совместном пресс-релизе по итогам переговоров правительства и миссии МВФ говорится: "Правительство и Центральный банк реализовали все меры, предусмотренные "Планом действий по обеспечению конвертируемости национальной валюты по текущим операциям", и начиная с сегодняшнего дня отменены все ранее имевшие место случаи применения практики множественных обменных пунктов и валютных ограничений". Начиная с сегодняшнего дня – это с 8 октября, когда состоялась пресс-конференция.
В числе основных мер называются отмена с первого октября процедуры регистрации импортных контрактов и запрета на платежи в оффшорные зоны, а также снятие ограничений на покупку валюты компаниями за счет заемных средств и на авансовые платежи. Конвертация пока не коснется операций по вывозу капитала – это, по словам Р. Азимова, дело будущего, поскольку к этому страна пока не готова.
В последние месяцы правительству удалось уменьшить разницу курса валюты между официальным курсом и курсом "черного" рынка, который ныне практически равен курсу Центробанка, составляющему на минувшей неделе 975,16 сума за доллар.
И вице-премьер Рустам Азимов, и глава миссии МВФ Эрик де Врайер отметили, что унификация курсов и принятие обязательств по введению конвертируемости стали возможными благодаря жесткой денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике.
– Когда мы говорим о жесткой денежно-кредитной политике, нужно иметь в виду следующее, – заявил Р. Азимов. – В предыдущие годы мы мягко обращались с денежной массой. Правительство довольно широко заимствовало у Центробанка Узбекистана. Начиная с прошлого года, когда мы согласовывали мониторинговую политику с МВФ, фонд убедил нас, что в наших интересах умерить аппетиты правительства, заимствования у Центробанка. И в прошлом году их резко сократили. Брали для покрытия дефицита бюджета только 0,5 процента от ВВП. А начиная с этого года не взяли в ЦБ ни одного сума.
Р. Азимов также сообщил, что рост индекса потребительских цен по итогам девяти месяцев 2003 года впервые оставался на нулевом уровне, положительное сальдо внешней торговли за шесть месяцев составило 530 млн. долл., а золотовалютные резервы на сегодня равны объему шестимесячного импорта.
О том, что положительное сальдо было достигнуто путем фактического запрета на торговую деятельность для большинства частных предпринимателей-импортеров, вице-премьер предпочел умолчать. Не упомянул он и о том, что хотя в этом году цены на потребительские товары действительно не выросли, зато в последние месяцы 2002-го они подскочили чуть ли не в два раза.
По поводу конвертации вице-премьер высказал мнение, что стране она пойдет на пользу: "Конвертация является не конечной целью наших реформ, а очень хорошей основой для реализации важнейших реформ структурного характера, в первую очередь в масштабной приватизации, углублении реформ в сельском хозяйстве, в капитальном строительстве, сокращении присутствия государства в экономике, создании благоприятного инвестиционного климата".
Глава миссии МВФ де Врайер от себя внес в список наиболее необходимых реформ еще несколько: совершенствование делового климата, реформирование взаимодействия государства с частным сектором, обеспечение имущественных прав, уважение условий контрактов и поддержки в целом, "чтобы в экономической сфере торжествовали закон и право".
– Миссии МВФ неизвестны мотивации глубинных процессов, происходящих в Узбекистане, – сообщил журналистам де Врайер. – Процесс принятия обязательств по восьмой статье – это инициатива правительства. В этом году оно ускорило работу так, что полностью измотало миссию МВФ, до такой степени, что мы валимся с ног от усталости.
Представители миссии еще на некоторое время задержатся в Узбекистане, чтобы разгрести завалы циркуляров, предписаний и постановлений, созданных на протяжении последних лет и направленных на ограничение доступа к валюте. А граждане республики благодаря их усилиям уже в самом ближайшем времени смогут приобретать в обменниках валюту без ограничений, как это предусматривает восьмая статья устава МВФ, а не только две тысячи долларов раз в квартал, как это происходит ныне.
Подписание восьмой статьи устава МВФ выводит Узбекистан из числа стран с неконвертируемой национальной валютой. Отныне среди всех государств СНГ в этом списке остается лишь Туркмения. № 41 (157) от 15 Октября 2003
|