А.Богданов - Спасите от "Хизб ут-Тахрира". Киргизы не могут разобраться какому Богу молиться 09:51 17.10.2003
Спасите от "Хизб ут-Тахрира"
Альберт БОГДАНОВ
Давая согласие на размещение на своей территории американских войск, власти Киргизии исходили из того, что сам факт военного присутствия сделает республику неуязвимой для международного терроризма, вообще, и исламских радикалов – "Хизбут-Тахрир аль-Ислами" ("Партия свободы ислама"), в частности. Лет пять назад ее вытеснили из Узбекистана, и особых претензий к ней ни у кого не было. В феврале 1999 г., когда в Ташкенте прозвучало 6 взрывов, погибли 16 и ранены без малого двести человек, узбекские спецслужбы утверждали, что среди боевиков Исламского движения Узбекистан (ИДУ) были и тахрировцы. В Киргизии они заявили о себе листовками в тот самый момент, когда в августе 1999 г. в республику вторглись банды ИДУ.
Немного раньше в городе Ош прошел судебный процесс над тахрировцами. У подсудимых нашли листовки, литературу, аудио- и видеокассеты с призывами "убрать кровожадных акимов и создать единое халифатское государство, где исповедуется только ислам". "Аллах будет вести строгий счет в выполнении этих задач", - говорится в одной из прокламаций. За такое в соседнем Узбекистане запросто можно загреметь в узилище лет на 20. В Киргизии обвиняемые в разжигании межрелигиозной и межнациональной розни отделались легким испугом: штрафами и условными сроками наказания. Тогда никто и не предполагал, что эта хорошо отлаженная, разбитая на пятерки организация за полтора года привлечет в свои ряды до 5 тысяч сторонников, будут вскрыты подпольные типографии даже в самом Бишкеке. Миссионеры действуют уже и в северных районах страны, в соседнем Казахстане. В обеих республиках тахрировцы пытались вербовать в свои ряды местных чиновников, журналистов.
Председатель Госкомиссии по делам религий Омурзак Мамаюсупов заявил, что подпольщики представляют реальную угрозу для государства. Пусть они формально и отрицают насильственные меры борьбы за власть. В действительности "новобранец" произносит на Коране клятву: "Я член "Хизб ут-Тахрир", для претворения в жизнь ее целей не пожалею своих сил. И сам Аллах свидетель моим словам!" Как это сделать - подсказывает одна из листовок: "Все, кто может взять в руки оружие, боритесь оружием. Кто не может - языком, имуществом".
История партии началась в 1952 г. в Иерусалиме. Затем ее штаб-квартиры (эмираты) появились на Ближнем и Среднем Востоке, в Центральной Азии. Противниками "единого справедливого Халифата" тахрировцы называют практически все государства. Поэтому губернатор Ошской области Киргизии Накен Касиев считает, что с этой хорошо организованной партией надо вести силовую борьбу. Особенно в Ферганской долине с ее крайне низким уровнем жизни людей, массовой безработицей. Именно из этих слоев населения тахрировцы вербуют своих сторонников и нередко в мечетях. Они утверждают: построим халифат, и не будет нищеты, наркоманов, проституции, и все будут счастливы.
"Хизб ут-Тахрир" - враг серьезный, и спецслужбы начали с ним борьбу. За два года возбуждено около двухсот уголовных дел против тахрировцев. Жена приговоренного Араванским районным судом члена партии узбека Валивилло Сотовалдиева заявила: "Малограмотные тархировцы не могут управлять государством, идеи их неосуществимы и народ против них". В прессе появились сообщения, что в нескольких районах страны прошли сельские сходы, на которых жители требовали обуздать "смутьянов" и были даже решения о выселении миссионеров из аилов. В основном из-за того, что тахрировцы требуют исполнять только законы шариата. Исповедующим умеренный ислам киргизам это не нравится.
Пока законодатели решают, к какой категории отнести эту общественную организацию, вновь избранный в Киргизии Турсунбай Бакир уулу, как свидетельствует киргизский журналист Алексей Сухов, заявляет: "Будучи членом парламента я неоднократно обращался с запросами в Службу национальной безопасности, Министерство внутренних дел и другие государственные структуры, чтобы выяснить, имеется ли какой-нибудь документ, запрещающий деятельность таких общественных организаций, как "Хизб ут-Тахрир". Оказалось, что такого документа нет. Нет закона, постановления или президентского указа, говорящего о каком-либо ограничении "Хизб ут-Тахрир". Это значит, что для преследования тахрировцев нет законных оснований. Разве, что закон о разжигании межнациональной и религиозной розни.
В свое время парламентарий Бакир уулу предлагал легализовать партию и вести разъяснительную работу. Но большинство мусульманских священников сделать этого не могут из-за плохого знания священного писания. Имамы мечетей нередко ведут двойную игру, контактируя с религиозными экстремистами. Тем паче, что до последнего времени около тысячи мечетей в стране вообще нигде не значились. При этом часть их построена на спонсорские средства из стран, где официальной религией является ваххабизм. Пока никто не отслеживает, в каких зарубежных религиозных заведениях учатся киргизстанцы. По некотором данным, в некоторых странах они изучают не каноны ислама, а стрелковое оружие и подрывное дело. Сведения о прошедших такую подготовку в спецслужбах есть.
Положение осложняется тем, что за последние годы Киргизия стала сущим раем для различного рода религиозных миссионеров. Специалистов в области религии практически нет, и населению очень трудно разобраться, какому богу молиться.
Пока политики никак не могут определиться с законами в отношении подобных религиозных общественных объединений, тахрировцы создают в республике новые подпольные ячейки и воспитывают "борцов за веру". Эта "пятая колонна" становится реальной угрозой безопасности не только в Киргизии. Только что завершилось уголовное дело против миссионеров, призывающих к джихаду в казахстанском городе Шымкенте. Причем, среди помощников тахрировцев оказались и государственные чиновники. Так что религиозный экстремизм расползается по региону и находит адептов в разных слоях населения. Может быть потому, как говорит один киргизский ученый, "религия хотя и опиум для народа, но в малых дозах - хорошее обезболивающее". 16/10/2003
|