"ЗеркалоXXI" - В Кампыртепа (Узбекистан) раскопано уникальное буддийское святилище 09:31 26.10.2003
БУДДА ВЕРНУЛСЯ!
Сергей САВЧУК-КУРБАНОВ
Сенсационное открытие сделали узбекские ученые при археологических раскопках на городище Кампыртепа (или Кафыркала - Крепость неверных), отождествляемом с легендарной Александрией на Оксе (Амударье).
Здесь, близ ворот городской цитадели, обнаружены руины кушанского Буддийского святилища. А из основания одной из его стен извлечена терракотовая (из обожженной глины) скульптурка сидящего в позе йога Будды первой половины II в.н.э. Примечательно, что это практически единственное сооружение подобного рода в данном античном городе. До настоящего времени в практически полностью вскрытой (за 20 лет работ) застройке его присутствовали культовые сооружения, связанные, как считалось до сих пор, только с зороастрийскими и местными культами…
Вот что рассказал об открытии и его историческом значении руководитель международной Тохаристанской экспедиции, зав. отделом истории искусств Института искусствознания Академии художеств Узбекистана, академик АН РУз Эдвард Ртвеладзе: - Нынешний весенний полевой сезон наших исследований этого всемирно известного городища преподнес новые сюрпризы, подарив нам поистине сенсационные открытия.
Прежде всего это обнаружение довольно значительного по размерам (8м х 8м = 64 кв.м) святилища, окруженного обводным коридором. Этот конструктивно-планировочный прием, характерный для зороастрийских храмов, традиции которого были заимствованы среднеазиатскими зодчими при строительстве буддийских святилищ (Каратепа - Узбекистан, сангарама в Гяуркале Старого Мерва - Туркмения, Ажинатепа - Таджикистан, храмы Ак-Бешима, Краснореченского городища и Антоновского - Кыргызстан). Он известен в специальной литературе под названием "целла с обходным коридором".
Причем ритуалы, связанные с церемонией обязательного обхода (прадакшина) главных культовых сооружений есть и в зороастризме (вокруг святилища), и в буддизме (ступы и святилища).
Пол выявленного святилища облицован квадратными керамическими плитками (25х25х4см) и обмазан, как и стены, толстой белой ганчевой грунтовкой. Установлено, что подобного рода строительные материалы и приемы в эпоху античности использовались только при сооружении построек культового назначения, в том числе и буддийском зодчестве.
Не исключено, что это строение могло входить в храмовый комплекс, состоявший из группы помещений. Так ли это, покажет продолжение исследований.
Особенно примечательно, что эти строения располагались у предвратных крепостных сооружений цитадели с ее внешней стороны - у пандуса подъема. Эта традиция особенно характерна также для эллинистической фортификационной архитектуры, где храмы или святилища, посвященные богам-покровителям города или крепости, часто располагались у крепостных ворот. Так, при раскопках античного городища Дильберджин (Афганистан) было обнаружено, что одно из таких помещений у ворот содержало скульптуру особо почитавшегося среди воинов легендарного эллинского героя-полубога Геракла.
На цитадели Кампыртепа установлено, что в эллинистическое и греко-бактрийсксое время (кон. IV - кон. II вв. до н.э.) с внешней стороны - к северу от предвратного сооружения и пандуса находилось строение арсенального или портового типа из анфилады трех соединенных друг с другом помещений. В следующий за ним юечжийский (кон. II - I вв. до н.э.) период в кордегардии (караульное помещение), но уже за воротами - внутри цитадели обнаружена керамическая матрица для тиражирования терракотовых образков с изображением Афины с копьем. Как известно, эта богиня также считалась покровительницей воинов.
Для нового открытия характерны следующие уникальные особенности, а именно то, что встречено здесь впервые: - возведение буддийского сооружения культового назначения (святилища) с внешней стороны ворот и крепостных сооружений цитадели; - использование терракотовой скульптуры с изображением Будды, являющейся святыней, в закладке фундамента стены культового буддийского строения.
Новая скульптурка Будды уникальна, хотя и отображает классическую иконографию изображения этого божества. Это и скрещенные в позе йога ноги. Лежащие на ногах руки, кисти которых соприкасаются под животом. Волосы прически, собранные на затылке в шиньон, - ушнишу. Удлиненные мочки ушей. Гривна (ювелирное ожерелье) или складка дхоти (одеяния), рельефно выделяющееся на шее. Наиболее близкой аналогией этому образу может быть рельефное изображение Будды на Триаде из Фаязтепа, а также "Будды-Мазды" из настенной живописи в одном из пещерных храмов Каратепа (I в.н.э.). Это изображение, передающее образ синкретического создания, объединившего в себе черты верховных божеств двух мировых религий - буддизма и зороастризма, соответственно Будды и Ахура Мазды (примечательно, что имя последнего в переводе означает - "Господь Мудрость"). В связи с этим возникает вопрос: может ли быть случайным, что именно на благодатной земле Узбекистана, ставшей впоследствии колыбелью для многих великих цивилизаций и государственных образований, среди которых особое место принадлежит империи Амира Темура и Темуридов, так часто создавались условия для возрождения, развития и расцвета столь сомобытной культуры, несмотря на все перипетии исторического развития? Ответ один и кроется он - в менталитете и толерантности коренного населения - узбекского народа, на протяжении тясячелетий культивировавшего традиции дружеского сосуществования с другими народами и их верованиями.
Таким образом, мы стали свидетелями открытия не только еще ряда буддийских памятников (скульптуры и храма) на земле легендарной Бактрии, но и того, насколько широко это вероисповедание распространилось по городам Великого шелкового пути, особенно в эпоху правления самого великого кушанского царя Канишки I.
К тому же это уже очередной античный портовый город на Амударье, третий по счету после Айртама и столичного - на месте городища Старый Термез, в двадцатикилометровой округе которого они располагались. Первый - выше, по течению реки, и восточнее, второй - ниже и западнее. Таким образом, река аккумулировала на прибрежных поселениях целую цепь буддийских сооружений. Ряд из них, типа Уштурмулло (Таджикистан), находился в верховьях этой водной артерии.
Причем еще ранее исследователями было установлено, что городище Кампыртепа, располагавшееся на древней переправе Бурдагуй, выполняло функции гостиницы и таможни. Кстати, название ее происходит от греческого слова Пандоки-Пандохеон, что в переводе означает "гостеприимный дом". Таким образом, крепость с таким названием и назначением должна была иметь культовые строения, в которых купцы и путешественники, исповедовавшие разные вероисповедания, могли бы поклоняться своим богам, в том числе и Будде.
Наряду с этим доподлинно, из исторических источников, известно, что царь Канишка I прославился в веках тем, что в годы его правления был созван (по разным версиям) Третий или Четвертый буддийский собор, положивший конец разногласиям различных школ и направлений. Став ревностным последователем этой религии, он построил огромное количество буддийских культовых сооружений. В их числе, видимо, были кампыртепинский храм, а также уже давно известные монастырские комплексы Айртама, городища Дальверзинтепа, Фаязтепа, Каратепа, ступа Зурмала в Старом Термезе.
При нем государство стало столь обширным, достигло такого наивысшего расцвета и стабильности, что достойно конкурировало в сфере торговли и культурных обменов на Шелковом пути с другими тремя евразийскими суперимпериями древнего мира - Римской, Парфянской и китайской Хань. А период его правления фигурирует в спецлитературе как Великокушанский.
Известный античный китайский историк Сюань-цзан писал: "Прежде, когда Канишка царствовал, его слава распространилась в соседних государствах, и его военное могущество признавалось всеми. Платившие подать принцы к западу от Китая, признавая власть Канишки, послали к этому царю своих заложников".
Одной из причин создания подобных обстоятельств в государстве была проводившаяся Канишкой политика межэтнической и межконфессиональной толерантности.
Особенно примечательно, что буддизм, тогда уже ставший государственной религией в Кушанском царстве, содействовал распространению на все общество атмосферы терпимости, так характерной для него. Все это служило основой для углубления взаимопонимания между народами, исповедовавшими отличные верования. Ярким свидетельством тому являются изображения на монетах вышеуказанного кушанского правителя, наряду с Буддой, еще более тридцати божеств различных религий (зороастрийских, египетских, эллинистических и местных культов). Таким образом, эти денежные единицы одновременно с финансовой ценностью были по-своему дороги современникам и как своеобразные иконки для сограждан и иностранных гостей, поклонявшихся разным богам.
Думается, что караваны зарубежных купцов и пилигримы с удовольствием путешествовали по Кушанской империи времен правления Канишки I, поскольку в этом государстве была создана очень благоприятная и благодатная обстановка для дружеского сосуществования всех народов и людей, независимо от их расовой принадлежности и духовной ориентации.
На то же время пришлись расцвет, дальнейшее распространение и ретрансляция буддизма по Шелковому пути в сторону Восточного Туркестана, Китая, а затем, несколько позднее, на Корейский полуостров и острова, занимаемые ныне Японией.
И практически везде буддизм, в силу своей особой терпимости и миролюбия, приспосабливался к местным условиям и ненасильственно ассимилировался с локальными культами и религиозными верованиями. Ввиду того, что это вероучение благодаря стройной системе изложения философских доктрин и взглядов на жизнь долгое время не считалось религией, оно пользовалось тогда особой популярностью среди широких масс населения. Эта политико-этно-конфессиональная гибкость привела даже к тому, что именно тогда в буддизме появились, помимо Хинаяны (Малой колесницы, или Узкого пути спасения, объединявшего только избранных), менее ортодоксальные течения типа Махаяны (Большой колесницы, или Широкого пути спасения), а несколько позднее и Ваджраяны (Алмазной колесницы). Поэтому неудивительно, что и в наши дни буддизм переживает ренессанс, привлекая в свои ряды определенные группы людей творческих профессий в разных странах мира.
На фото. Крепостная стена Кампыртепа с бойницами и выносными башнями (фото с сайта kampyrtepa.narod.ru).
|