"Известия" - Предел талибанизации. Положение в пакистанском Пешаваре 07:03 27.10.2003
ПОСЛЕДНИЙ КОНЦЕРТ Население пакистанской провинции привыкает жить по законам шариата
• Евгений ШЕСТАКОВ
Министерство национальной безопасности США объявило об открытии уже в ближайшее время своего представительства в Пакистане. В задачи ведомства будет входить "дополнительная проверка лиц, которые подают заявки на получение американской визы". Этой процедуре, в первую очередь, подвергнутся жители регионов, где активно действуют террористические группировки и радикальные исламские организации.
"Я горжусь тем, что наши братья-афганцы продолжают войну с США. Мы полностью поддерживаем талибов в их борьбе. Президент Афганистана не способен установить мир в стране: он настолько слаб, что боится покидать даже свою резиденцию", - это не выдержки из выступления боевика движения "Талибан". Автор приведенных французской газетой "Фигаро" высказываний - депутат парламента Сами-уль-Хак, который руководит одной из наиболее влиятельных радикальных исламских партий Пакистана. И по совместительству возглавляет медресе, расположенное в 50 километрах от Пешавара, столицы Северо-Западной пограничной провинции. Он гордится, что среди его лучших учеников был духовный лидер афганских талибов мулла Омар.
В Пешаваре взгляды Сами-уль-Хака разделяют очень многие. Вот уже несколько месяцев регион живет по законам шариата, которые насаждают пришедшие к власти на выборах радикалы. "Мы хотим привести законы провинции в соответствие с исламом, чтобы улучшить жизнь людей. Мы разъясняем свою политику в мечетях и никого не заставляем следовать этим правилам силой", - говорит о новых порядках министр информации провинции Азиф Икбаль Додзай. Специально созданные религиозные комитеты дают "рекомендации" местной власти, какие изменения следует внести в жизнь общества.
"Для пропаганды своих идей в Пешаваре муллы используют громкоговорители, расположенные на мечетях", - объясняет методы политической агитации, применяемой исламистами, глава пакистанской комиссии по правам человека Афрасиаб Хаттак. На этом "островке радикального ислама" вот уже несколько месяцев действуют законы шариата, которые имеют приоритет перед общегражданским законодательством Пакистана.
В общественной жизни провинции религиозные комитеты уже добились множества изменений: теперь мужчинам-врачам в Пешаваре не разрешают лечить, а мужчинам-спортсменам - тренировать женщин. Единственный в провинции концертный зал отменил все намеченные ранее спектакли и закрылся "по техническим причинам". "До следующих выборов", - с издевкой говорят исламисты.
В провинции полностью запрещено потребление алкоголя, не работает большинство магазинов, торгующих музыкальными инструментами. А мелкие лавки, продающие аудио- и видеокассеты, все чаще становятся объектами нападений местных талибов. "Самое удивительное, что люди следуют новым правилам, как овцы, из страха прослыть плохими мусульманами", - возмущается Хаттак.
Центральная власть никак не реагирует на то, что происходит в провинции. Очевидно, что Исламабад решил занять выжидательную позицию. "Перед выборами 2002 года генерал Первез Мушарраф многое сделал для дискредитации умеренных партий, которые он считал своими основными соперниками. Ради этой цели он заключил перемирие с радикалами, позволив им прийти к власти в нашей провинции и войти в парламент", - объясняет сдержанность центра Хаттак.
По его словам, "наличие в стране блока радикальных исламских партий полностью отвечает интересам армии". Это дает возможность генералам получать постоянную финансовую поддержку и современное оружие от США для "борьбы с исламской угрозой". Как ни странно, но аналогичного мнения придерживается и лидер пакистанских талибов Сами-уль-Хак, который считает: "Мушарраф нуждается в радикальных исламских движениях для укрепления своей власти".
Но сдержанность военных не означает, что центральная власть полностью закрыла глаза на "пешаварский эксперимент". В Исламабаде признали действующие в провинции законы шариата, но при этом жестко очертили границы дозволенных "проталибской" администрации решений.
Несколько месяцев назад группа фанатично настроенных молодых людей разрушила под Пешаваром стенд американской компании "Пепси-Кола", изображающий молодую женщину в "излишне раскованной позе". После этого случая немедленно, по решению Исламабада, от должности был отстранен глава полиции региона "за неспособность обеспечить общественный порядок".
И исламисты молча проглотили "пилюлю": 80 процентов пешаварского бюджета поступает из Исламабада, и центральная власть в любой момент способна "придушить" непокорную провинцию. "Исламские радикалы в Пешаваре напоминают змею, лишенную ядовитого жала, - считают пакистанские журналисты. - Громко шипят, но нанести реальный вред обществу пока не могут".
Мнение эксперта
"Опасность талибанизации общества вполне реальна"
Вячеслав БЕЛОКРЕНИЦКИЙ, профессор заведующий отделом стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН
Пакистанские власти отдают себе отчет, что опасность талибанизации общества вполне реальна. Но она невелика: по своему отношению к исламским порядкам страна как бы расколота на две части. Среди населения, проживающего на равнинных территориях в долине реки Инда, исламские настроения развиты гораздо слабее, чем в горной части Пакистана, населенной племенами пуштунов. На самом деле "талибанизация" - феномен, связанный прежде всего с этническим фактором. Пуштуны традиционно опираются на идеологию радикального ислама, не свойственную другим народностям страны.
Большой успех исламских партий на парламентских выборах 2002 года - они получили около 20 процентов мест в парламенте - не является таковым в масштабах страны. В целом по Пакистану число людей, поддержавших исламистов, не превышает 11 процентов. Однако религиозные партии получили поддержку в областях с высокой концентрацией радикально настроенных избирателей - в основном на северо-западе страны в пуштунских районах. За счет голосов "пуштунского пояса" и появилась солидная доля парламентариев, представляющих интересы исламских партий. А в Северо-Западной пограничной провинции радикалы и вовсе создали свое правительство.
Однако за пределами этого региона влияние пуштунских исламистов крайне ограниченно - слишком велики межэтнические противоречия между ними и другими народностями, которые населяют равнинную часть Пакистана. Эти противоречия касаются как экономических вопросов, так и распределения мест в государственном аппарате и армии.
Тем не менее процесс неуправляемой талибанизации волнует центральную власть. В июне Северо-Западную пограничную провинцию посетил президент Пакистана Первез Мушарраф, который встретился с властями региона. Он призвал их воздержаться от шагов, которые мировое сообщество интерпретирует как "радикальный ислам". И его просьба была услышана. Исламисты не пошли по пути тотального противостояния с центральной властью и отказались от применения большинства норм ислама, которые не одобрял Исламабад. В своих решениях религиозно-политические партии учитывают и силу армии. Они хорошо знают о поддержке, которую имеют со стороны военных, и не желают портить с ними отношения, вступая в конфликт с президентом страны. Поэтому в случае сохранения стабильной ситуации ползучая "талибанизация" Пакистану не грозит.
Парикмахеры отказались брить клиентам бороды
В городе Бешам, на севере Пакистана, парикмахеры решили больше не брить бороды клиентам, чтобы своими действиями не нарушать норм шариата. Нарушившим это правило грозит штраф в размере 350 долларов и закрытие парикмахерской на полгода. Добровольное решение цирюльников встретило полное одобрение со стороны руководителей городской полиции. По мнению суннитских богословов-улемов, все мужчины-мусульмане обязаны носить бороды, причем длиной не менее чем в ладонь, как это делал сам пророк Мохаммед. В Афганистане талибы сажали "безбородых" мусульман в тюрьму и держали в ней до тех пор, пока узники не отрастят бороду положенной длины, или наказывали нарушителей религиозной нормы крупными денежными штрафами.
|