Наркотики в ЦентрАзии: что происходит на самом деле. Взгляд из Узбекистана 09:43 27.10.2003
НАРКОТИКИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ЧТО ПРОИСХОДИТ НА САМОМ ДЕЛЕ
Надежда ЖАРКОВА
Сегодня о проблемах наркомании говорят и пишут многие. Мол, наркотики - зло нового тысячелетия, основная угроза безопасности для мирового сообщества. А вот чтобы копнуть чуть глубже, разобраться в причинах развивающейся с геометрической прогрессией наркоэпидемии и составить реальные прогнозы на ближайшие лет десять - на это то ли кишка тонка, то ли безразличие и лень одолевают. Камень этот, как вы понимаете, пущен в огород чересчур засекреченных и не всегда компетентных чиновников, исповедующих политику "ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу", а также слишком инертных журналистов, не пытающихся пробиться через эту бюрократическую баррикаду. А от наркотиков тем временем только в России каждые 20 секунд гибнут люди и тысячи подростков во всем мире ежедневно "подсаживаются на иглу". От подобных фактов волосы становятся дыбом, а сколько еще информации навсегда остается в папках под грифом "Совершенно секретно" либо доходит до населения в искаженном виде. Об этом и многом другом шла речь на региональном семинаре "Роль средств массовой информации в борьбе с наркотиками и их влиянием на безопасность в Центральноазиатском регионе", организованном по инициативе Управления ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности в Центральной Азии, который 30 сентября - 1 октября проходил в столице Таджикистана городе Душанбе. Сегодня мы попробуем разобраться в очень сложной ситуации, которая сложилась в Центральноазиатском регионе в связи с продолжающим увеличиваться незаконным оборотом наркотических веществ. Все приведенные ниже цифры и факты - выдержки из докладов международных экспертов, которые были зачитаны в ходе двухдневного семинара в Душанбе. Эти люди, пожалуй, одни из немногих, которые знают о наркотиках все или почти все. Поэтому в данном материале перед автором стоит лишь одна задача - на основе полученной на семинаре информации показать читателю реальную ситуацию, которая сложилась в Центральной Азии на сегодняшний день.
Афганистан
На примере этой страны можно подробно изучить классическую схему "наркотики - религиозный экстремизм - терроризм". Сегодня Афганистан является производителем 70% всех существующих в мире опиатов. Термин "производитель" наверняка многим из наших читателей покажется в этом случае странным и неприемлемым, однако сегодня ведущие эксперты в один голос утверждают, что произошла резкая профессионализация этого вида преступности и выращивание, и распространение наркотиков достигло уровня промышленного производства.
Начало данному процессу было положено не вчера. 30 лет назад уставшие от экономической нестабильности афганские крестьяне стали засевать свои поля опиумным маком, не требующим особого ухода и вполне подходящим для сурового климата этого засушливого региона. Правительство Наджибулы тогда оперативно среагировало на тревожные процессы, начавшиеся в стране, и даже добилось кое-каких успехов на этом поприще. Однако начавшаяся вскоре гражданская война поставила перед обществом другие, более актуальные проблемы, а разрушенная экономика спровоцировала новый рост производства наркотиков.
С приходом к власти правительства "Талибан" ситуация еще более усложнилась. На начальных этапах борьбы за власть талибы заявили о намерении уничтожить посевы опиумного мака и даже обратились в ООН за помощью в этом благом начинании. Однако парадокс заключается в том, что количество наркотиков, поступающих из Афганистана, резко увеличилось. Далее, в сентябре 1999 года талибы издают декрет о сокращении посевной площади под опиумный мак на одну треть. Тогда "урожай" действительно упал на 28%, что было вызвано в основном сильной засухой, а не указом правительства. Затем был объявлен полный запрет на любую деятельность, связанную с наркотиками.
Тем не менее в международном сообществе понимали, что эти реформы правительства "Талибан" носили показательный характер. На самом деле наркотики были для них практически единственным источником дохода. Талибы в качестве налога взимали 10% от урожая опиумного мака. Эти деньги тратились на покупку оружия и формирование банд боевиков. К осени 2001 года на территории Афганистана насчитывалось около 400 заводов и лабораторий по производству героина.
С начала операции "Возмездие", проводимой США и союзниками, в Афганистане резко возросли цены на продукты питания и упали на героин. Если раньше основная часть наркотиков транзитом следовала через Иран и Пакистан, то с осени 2001 года появилась информация, что наркотики пойдут через страны Центральной Азии.
Искусственный ажиотаж, спланированный еще талибами, достиг Европы. И сегодня цены на героин подскочили с $700 до $3500 за килограмм (в Афганистане). После свержения власти талибов в мире ходили оптимистические настроения. Отчасти они были вызваны информацией, что временное правительство Афганистана уничтожило в Кандагаре крупнейший опиумный рынок. То же самое произошло в Джалалабаде. Вышел указ на полный запрет посева опиумного мака…
Но… запрет этот касался только весеннего посева, а огромные запасы осеннего урожая как продолжали, так и продолжают поступать на рынок. Кроме того, правительство Карзая столкнулось с ожесточенным сопротивлением крестьян, которые не хотят сеять легальные культуры. Причины те же - разрушенная экономика и суровый климат. Таким образом, на сегодняшний день в Афганистане 40 тысяч гектаров земли засеяно опиумным маком.
До сих пор непонятной остается политика США в отношении выращиваемых и производимых в Афганистане наркотиков. В ходе операции "Возмездие" не был захвачен и разрушен ни один наркосклад! Во всяком случае подобной информации не поступало. Если учесть, что наркоторговля является самой существенной составляющей частью международного терроризма, то возникает закономерный вопрос: почему США, объявив войну терроризму, игнорируют проблемы наркотиков?
Сегодня Афганистан почти приблизился к прежним рекордам по производству наркотиков. Резко повысилось качество производимого там героина, что немедленно отразилось на спросе и цене. В связи с этим международные эксперты единогласно заявляют: ситуация в любой момент может выйти из-под контроля. Тогда в Афганистане неминуемо начнется новая гражданская война.
Таджикистан
Вопреки сложившимся представлениям, Таджикистан не является производителем наркотиков. Однако наряду с Узбекистаном и Туркменистаном эта центральноазиатская республика считается одной из основных транзитных территорий. Сегодня порядка 50% всех производимых в Афганистане наркотиков следует транзитом через эти три государства. И все же на Таджикистан приходится большая часть от общего числа.
За последние годы в Таджикистане наблюдался рост устойчивых наркомаршрутов. По некоторым данным, на сентябрь 2002 года он увеличился в 400(!!!) раз. Соответственно увеличилось количество транспортируемых наркотиков (приблизительно в 100 раз). Однако нужно отдать должное работе правоохранительных органов этой страны. Более 80% изъятого на территории Центральной Азии героина приходится на Таджикистан. Несомненно, важнейшую роль в этом сыграли российские пограничники. Однажды ими была изъята огромная (2 тонны) партия героина. Хотя чаще всего наркотики провозят значительно более мелкими партиями, что усложняет их задержание.
По разным оценкам, сегодня 1 кг героина в Душанбе стоит от $3000 до $5000. В Европе его стоимость увеличивается в несколько раз. А если учесть, что для борьбы с незаконным оборотом наркотиков в прошлом году международное сообщество выделило $6 млрд., становится понятно, какие деньги крутятся вокруг этой проблемы.
В этом году на территории Таджикистана изъято 2437 кг наркотических веществ. К уголовной ответственности было привлечено несколько крупных наркоторговцев, среди них есть сотрудники правоохранительных органов, которые занимали высокие посты. Однако есть одна, пока не решенная проблема. Если в Таджикистан из Афганистана поступает героин, то через Таджикистан в Афганистан проложен траффик прекурсоров. Это химические вещества, с помощью которых производится героин. Сегодня существуют три крупные переправы на реке Пяндж, через которые огромные партии прекурсоров попадают в Афганистан. Пока этот вопрос не будет решен, трудно говорить об изменении ситуации в лучшую сторону.
Большую обеспокоенность властей Таджикистана вызывает так называемый вторичный оборот наркотиков. Дело в том, что существующее законодательство запрещает уничтожение наркотиков до вынесения судом приговора. Мест для хранения изъятых наркотических веществ недостаточно, да и условия позволяют желать лучшего. В связи с этим часть наркотиков уходит во вторичный оборот. Эту проблему можно решить только при изменении законодательства, которое во всех странах Центральной Азии в отношении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических веществ, является малоэффективным и требует коренных изменений.
Узбекистан
Количество наркотиков, следующих транзитом из Афганистана через Узбекистан, на порядок меньше, чем в Таджикистане. Тем не менее ситуация с незаконным оборотом наркотических веществ в нашей стране стоит очень остро. И вновь международные эксперты указывают на несовершенное законодательство.
23 сентября в Ташкенте состоялось рабочее заседание по вопросам профилактики наркомании и ВИЧ/СПИДа, в ходе которого участниками было разработано предложение Олий Мажлису по изменению существующего законодательства по вопросам наркомании и ВИЧ/СПИДа. А пока правительство рассматривает данный документ, ситуация остается по-прежнему неразрешимой.
Как гласит Международная конвенция, уголовному наказанию подлежат все виды деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков, кроме потребления. У нас же чаще всего уголовному наказанию подлежат именно потребители. То есть вместо получения медицинского лечения и прохождения реабилитации больные наркоманией люди попадают на скамью подсудимых. А крупные наркоторговцы продолжают свою беззаконную деятельность. Причиной тому - Уголовный кодекс, который за хранение 0,005 г героина устанавливает меру наказания в 15-20 лет лишения свободы. Такое уголовно наказуемое деяние, как "отмывание" доходов, полученных в результате наркоторговли, в Узбекистане никогда не применялось на практике. А статьи в Уголовном кодексе, где была бы определена мера наказания за незаконное распространение тех же самых прекурсоров, - нет вообще.
Кроме того, в республике до сих пор нет установленных видов и порядков проведения оперативно-розыскных мероприятий. Получается замкнутый круг. К примеру, чтобы привлечь к уголовной ответственности физическое или юридическое лицо, подозреваемое в наркоторговле, необходимо проверить его банковские счета. Но чтобы получить к этим счетам допуск, необходимо возбудить уголовное дело.
Как и в Таджикистане, в Узбекистане остро стоит вопрос о вторичном обороте наркотиков. Наше законодательство также предусматривает хранение изъятых наркотиков до вступления приговора суда в законную силу. Но зачастую к этому времени часть наркотиков (а то и полностью) исчезает в неизвестном направлении.
Туркменистан
Если к какой-либо стране Центральной Азии может быть применим термин "за железным занавесом" - то лишь к Туркменистану. Тем не менее, подобная абстрагированность от региона не спасает эту республику от потока наркотических веществ, поступающих из Афганистана. Существует версия, что после усиления контроля на ирано-афганской границе наркотики, транспортируемые через территорию Ирана, хлынули транзитом через Туркменистан. Выход этой страны к Каспийскому морю делает транспортировку более быстрой и дешевой, что, несомненно, характеризует Туркменистан как одну из самых удобных транзитных зон. Однако власти республики очень неохотно говорят на эту тему и холодно реагируют на предложения о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В связи с этим сильно затруднен доступ к информации о количестве наркотиков, следующих через Туркменистан что, в свою очередь, сказывается на эффективности решения этой проблемы.
Таким образом, на примере трех центральноазиатских стран видно, что в нашем регионе нет хорошо отлаженной работы в области предотвращения незаконного оборота наркотических веществ. Все заинтересованные в решении этого вопроса органы действуют по принципу крыловских лебедя, рака и щуки, а в чем-то даже мешают работе друг друга. Общественные организации также как-то вяло реагируют на угрожающие прогнозы международных экспертов. Средства массовой информации освещают проблему наркомании лишь с точки зрения сенсационности, не разбираясь в сути явления. Пока это будет продолжаться, схема "наркотики - религиозный экстремизм - терроризм" из теории воплотится в практику и затронет не только Центральноазиатский регион, но и всю планету.
|