Соседи бьют прикладом автомата. Рассказ кыргызского контрабандиста 01:55 30.10.2003
Алишер Саипов, Шер Атаханов
На фото. Узбекско-кыргызская граница.
По мнению экспертов, изучающих региональные конфликты, ситуация на кыргызско-узбекской границе обостряется день за днем, нежели сглаживается. Многочисленные ноты, курирующие между официальным Ташкентом и Бишкеком не в состоянии решить проблемы, которые имеют место на границе почти каждый день. Стычка, возникшая между жителем города Ош Шухратом Самиевым и узбекскими пограничниками на территории зоны таможенного контроля "Дустлик", который связывает Ош и Андижан, доказывает наши слова.
27 летний Ш. Самиев зарабатывает себе на жизнь путем переправления обходными путями товаров узбекских челноков, приезжающих в Ош и Карасуйский рынок, через ЗТК "Дустлик". 19 октября текущего года, Ш. Самиев пытаясь в очередной раз переправить китайские телевизоры марки "Jinlipu", не смог договориться с узбекскими пограничниками, вследствие чего получил черепно-мозговую травму. О подробностях нам рассказал сам Ш. Самиев:
- 19 октября, как обычно, я погрузил телевизоры коммерсанта на коня, чтобы переправить их в узбекскую сторону границы. Через эту дорогу я каждый день переправляю товары. Словом, мы не смогли договориться с узбекскими пограничниками, которые попросили у нас 100 тысяч узбекских сумов (около 100 долларов США) в качестве взятки. У нас не было столько денег. Мы с ребятами предложили им половину суммы, те не согласились. Начали угрожать конфискацией наших коней и товаров.
Обычно, погружая товар на коней, мы связываем их так, что если потянуть за один конец веревки, то весь товар рассыпается на землю. Это делается на всякий случай; если нас задержат узбекские пограничники, каждый из наших ребят сможет убежать с товаром обратно. А наши кони естественно от испуга вернутся домой. В тот день мы поступили также. После того, как пограничники не согласились на нашу цену, мы стали уносить товар нарасхват.
Я тоже стал бежать с попавшимся в руки телевизором. Не пробежав и десяти шагов, я почувствовал удар в затылок. Потерял сознание… Телевизор разбился вдребезги. Ребята позже рассказали, что узбекский пограничник догнал меня и ударил прикладом автомата. Очнувшись, я лежал на земле, весь в крови и с разбитой головой…
Узбекские пограничники-офицеры отнесли меня в местный медпункт, где мне перевязали голову. Один узбекский военный, представившийся следователем, сказал: "вы же мужчина, зачем лишний шум, напишите, что не имеете к нам претензий. Мы заплатим за разбитый телевизор, честное слово". Они даже отыскали мой дом в Оше, несколько раз ко мне приезжали. Радуясь, что жив, я написал им расписку о том, что не имею никаких претензий, только с условием компенсации стоимости телевизора.
- Так они заплатили за разбитый телевизор?
- Нет, с тех пор, нет вестей ни от солдата, ни от следователя. По правде говоря, если они не заплатят за телевизор, сам я не смогу заплатить за него. Я здесь еле зарабатываю себе на жизнь. Конь тоже чужой, я работаю наемником у хозяина коня.
По нашим сведениям, военная прокуратура Республики Узбекистан возбудила уголовное дело против пограничника, участвовавшего в стычке. Остальные подробности не разглашаются. Самиев же, поверив словам узбекских офицеров, обещавших заплатить за телевизор, так и не обратился к правоохранительным органам нашей республики по факту получения травм со стороны "соседей". Пока неизвестно, как узбекские пограничники собираются заплатить за телевизор, стоимостью в 50 долларов США; может очередной взяткой с другого коммерсанта? А хозяин разбитого телевизора требует деньги у Ш. Самиева, который не смог переправить товар.
P.S. Во время изучения происшествия, мы стали свидетелями того, что около 20 молодых людей заняты переправкой товаров контрабандным путем. Мы встретили узбекских солдат на самодельном мосту над маленьким арыком, который служит границей между двумя республиками. Оказалось, что любой человек, сделавший покупки для дома или для коммерции в Оше или Карасуу, переходя этот мост должен "заплатить" от 2-х до 20 тысяч узбекских сумов этим солдатам. А "конные" контрабандисты должны заплатить от 50 до 80 тысяч сумов в зависимости от объема и цены товара. 29.10.2003
|