Как русские москвички ищут мужчин. Бакинский социолог спорит с "генетиками" из "Известий" 14:11 01.11.2003
"ИЗВЕСТИЯ": К 2025 ГОДУ ДОЛЯ РУССКИХ В МОСКВЕ УПАДЕТ ДО 73%
БАКУ. Структура межнациональных браков в Москве претерпевает резкие изменения. Если в 50-е годы преобладали браки, заключаемые между русскими, украинцами и белорусами, то теперь все более популярны союзы, заключаемые русскими москвичками с армянами, грузинами и азербайджанцами. Об этом говорится в статье Натальи ГРАНИНОЙ, опубликованной в газете "Известия" (см. "Генетики" из "Известий" делают прогнозы о конфессиональном составе Москвы до 2025 года, ЦентрАзия, 22.10.2003) и основанной на результатах исследования "Влияние этноконфессиональных факторов на динамику генофонда Москвы", проведенного Институтом общей генетики им. Вавилова.
Судя по данным этого исследования, нацеленного на анализ структуры браков, заключенных в московских загсах, в настоящее время около 22% заключаемых браков - межнациональные, причем каждая пятая пара - православно-мусульманская. Правда, большинство детей от смешанных браков выбирают русскую национальность.
Как считает генетик Ольга Курбатова, "русские москвички инстинктивно ищут мужчин, способных обеспечить потомство. А многие мигранты из Закавказья и Северного Кавказа занимают в столице благодатные экономические ниши. Генный поток по линии отцов приводит к тому, что через десять поколений генофонд русских Москвы на 70% будет состоять из "чужих" генов. Будет меняться и антропологический вид населения Московского региона".
По ее словам, существование т.н. "плавильного котла" (то есть смешение этнических и национальных групп, неизбежно происходящего в подобных мегаполисах - MEDIA-PRESS), еще достаточно не изучено. С демографической точки зрения он замедляет падение численности русского населения. Среди генетиков существует мнение, что "плавильный котел" ведет к обогащению наследственности, вредные гены скрываются. Как отметила Курбатова, "исследование, проведенное американцами на Гавайях, где идет смешение европеоидной, монголоидной и негроидной рас, не обнаружило отрицательных последствий этого смешения. О генетическом букете человека, прежде всего, нужно знать медикам, поскольку у представителей разных этносов существуют свои специфические наследственные болезни, которые они могут передавать их своим детям. Но, вообще говоря, нет генофондов "хороших" и "плохих". Просто мы все разные - и люди, и народы, а в "плавильном котле" все гены перемешиваются".
До революции в Москве насчитывалось не больше 5% смешанных супружеских пар. Главным препятствием служили религиозные убеждения. Хотя уже в то время состав российским столицы был очень пестрым, браки заключались по национальному и сословному принципам. В городе существовали отдельные участки с преобладанием армянского, грузинского, татарского населения, выходцев из Западной Европы. Сейчас же этническая топография выражена слабее. О былом своеобразии напоминают лишь названия улиц и переулков - Большая Грузинская, Татарская, Хохловка. Даже сегодня при выборе спутника жизни большинство горожан отдают предпочтение ровесникам и представителям своей социальной группы. То, к какой конфессии принадлежит избранник, уже не играет существенной роли. Самые активные по части межнациональных браков - русские женщины. А вот представители малочисленных московских диаспор (чеченцы, дагестанцы) пока женятся на своих. Это свидетельствует об их социально-культурной замкнутости, изолированности и помогает избежать растворения в мегаполисе.
Как утверждают генетики, современные процессы могут вызвать переворот в этноконфессиональном составе Москвы. Если в 1994 году соотношение последователей христианской и мусульманской религий оценивалось как 37:1, то к 2025 году оно может резко измениться - 5:1.
Численность русских в Москве падает во многом и из-за низкой рождаемости. Представители мусульманских конфессий гораздо активнее в плане воспроизводства. В чеченских, дагестанских, азербайджанских семьях принято иметь много детей. К тому же столичные мигранты находятся в самом репродуктивном возрасте - 29-30 лет. Показатели смертности у мусульман в 1,5 раза ниже, чем у православных.
Практически на грани вымирания оказались московские евреи - их смертность почти в 10 раз превышает рождаемость: молодежь активно уезжает на Запад, в результате сегодня средний возраст московского еврея приблизился к 52-56 годам.
Вторая причина "национальной революции" - иммиграция. Среди прибывающих в Москву русские составляют 60-70%, армяне - 5%, грузины и азербайджанцы - по 1%. С одной стороны, приток приезжих трудоспособного возраста оказывает положительное влияние на экономику и демографию, с другой - не способствует сохранению высокого образовательного уровня москвичей. Среди иммигрантов всего лишь 20% имеют высшее образование.
Генетики сейчас производят инвентаризацию всех существующих в мире генофондов. Для вечного хранения создается банк данных ДНК. Но чтобы получить образцы генов "чистокровных русских", придется ехать в глубинные села. В Москве и других крупных городах их уже не осталось. Как считают ученые, ничего страшного здесь нет, эти процессы характерны для всего мира. Например, в Америке под словом "национальность" понимается гражданство.
С недавних пор и в паспорте россиянина отсутствует соответствующая графа. Правда, это затруднило работу генетиков. Как отмечает Ольга Курбатова, сейчас "прогнозировать генетико-демографические процессы очень трудно. Мониторинг по межнациональным бракам сделать практически невозможно. Если только посадить "переписчиков" в столичные загсы и лично опрашивать молодоженов. Да и то не факт, что все согласятся назвать свою национальность".
В заключение "Известия" приводят прогноз специалистов Института общей генетики им. Вавилова на 2025 год, в соответствии с которым доля русских среди всех москвичей упадет до 73 процентов и составит 6 340 843 человек. Существенно сократится количество евреев, немцев, прибалтов, зато заметно возрастет доля народов Южного Кавказа, Средней Азии и особенно Северного Кавказа.
Между тем, как считает азербайджанский социолог Али Алиев, занимающийся проблемами межнациональных браков, к подобным цифрам следует подходить с некоторой осторожностью, поскольку совсем не обязательно, чтобы тенденция, наблюдавшаяся с 1994 по 2000 год, оставалась неизменной. Кроме того, генетические исследования могут лишь дополняться социолого-демографическими, но не заменяться ими. Да и сам прогноз, расписанный до 2025 года с точностью до человека, смущает. Например, уже сейчас можно утверждать, что число азербайджанцев, живущих в Москве, больше, чем предсказывают авторы исследования на 2025 год. Вероятно, то же можно сказать об армянах, грузинах и выходцах из Центральной Азии.
Собственно говоря, по материалам архивов ЗАГСов можно судить о национальной принадлежности только в узком смысле, поскольку можно носить, например, грузинскую фамилию и даже называть себя грузином, но при этом не быть носителем грузинской культуры, языка, обычаев и традиций. А потому здесь нужны, по-видимому, дополнительные изыскания, например, социологические опросы.
С другой стороны, основываясь только на материалах ЗАГСов, нельзя говорить о конфессиональной принадлежности, которая далеко не всегда идентифицируется с национальностью. В то же время специалисты московского Института общей генетики как-то упускают из виду, что, собственно говоря, и сам российский этнос генетически далеко не однороден: сибиряки, как известно, отличаются от донских казаков, так что, некий пессимизм, как бы проскальзывающий в "Известиях", может оказаться не совсем обоснованным, во всяком случае, данные этого исследования не позволяют давать подобные прогнозы.
|