Е.Тесемникова - ООН умерла, да здравствует ООР? Мысли после религиозного форума в Астане 09:54 03.11.2003
ООН умерла, да здравствует ООР?
Екатерина ТЕСЕМНИКОВА
Ведущаяся издревле дискуссия об этико-правовых проблемах военного вмешательства стала еще острее в последние годы. Изменился характер угроз, которые современные эксперты условно делят на три категории, но в мире нет единого подхода к ним. Во-первых, если говорить об опасности со стороны государств, поддерживающих терроризм, то для США (после свержения Хусейна) - это Иран, Северная Корея, Ливия, Судан; а для России – это Грузия. Во-вторых, на внутригосударственные конфликты (Чечня у России, Косово у Сербии и т.д.) в мире тоже смотрят по-разному: для кого-то это сепаратисты, для кого-то борцы за свободу. В-третьих, проблема сохранения ядерной безопасности России, Китаю, США и членам Евросоюза тоже видится не одинаково. * за ноябрь 2003
Отсутствие у мирового сообщества единства по этим вопросам развязывает руки партиям войны в разных странах. В свое время действенные ограничения на возможность использовать силу накладывала созданная после второй мировой войны Организация объединенных наций. ООН должна рассматривать любые споры, ведущие к международным конфликтам: определять наличие угрозы миру или акта агрессии и порекомендовать, как адекватно ответить. Однако последовательные действия США в отношении трех суверенных государств Евразии – Югославии, Афганистана и Ирака – доказали полную недееспособность ООН. Не говоря уже о том, что при всей очевидности вреда, пользы эти войны пока никому не принесли.
После так называемой антитеррористической военной кампании Соединенных Штатов со товарищи и установления нового светского правительства в Афганистане, посевы мака там увеличились в два раза. Атаки Вашингтона на "антидемократические" режимы встретили непонимание и осуждение во многих граничащих с ними государствах, что привело только к увеличению числа сторонников экстремистских организаций.
Поэтому и решили прогрессивно мыслящие политики, что с вышеозначенными угрозами нужно бороться силами не только военного убеждения, но и духовного. Древний вопрос о диалоге религий, культур и цивилизаций был поднят в конце сентября в Астане на первом Съезде мировых и традиционно-национальных религий.
На съезд, идею проведения которого поддержали практически все мировые духовные лидеры, включая Папу Иоанна Павла, Генерального секретаря Всемирной исламской лиги Абдаллу Аль-Турки, Московского Патриарха Алексия и Главного раввина Израиля Йону Мецгера. В Астану приехали представители христианства и ислама, иудаизма и буддизма, индуизма, даосизма и синтоизма из Европы, Азии, Ближнего Востока и Америки.
Организаторам форума удалось собрать за одним столом представителей иранского духовенства и израильских раввинов, духовных лидеров Индии и Пакистана. Они не вели теологических споров, а думали, каким образом духовный и нравственный потенциал мировых религий может быть использован для предотвращения международных конфликтов, противодействия глобальным угрозам, ксенофобии и нетерпимости. А главный раввин Израиля Йон Мецгер даже предложил создать Организацию объединенных религий с центром в Астане.
Приветствия собравшимся направили главы США, России, Франции, Италии, Саудовской Аравии, Египта, Польши, Германии, руководители международных организаций.
"Диалог, который вы выбрали между представителями различных религий и конфессий – это самый успешный путь к взаимопониманию. Прежде всего это поможет в устранении проблем терроризма", - написал собравшимся в Астане король Саудовской Аравии, в которой ваххабизм остается официальной государственной религией.
Патриарх Московский и Всея Руси Алексий увидел в развитии диалога религий одну из основ мирного общежития различных народов. "Отрадно сознавать, что испытания и сложности последних лет не вызвали кризиса межрелигиозного сотрудничества, а наоборот, вывели его на более высокий уровень", - отмечается в послании Патриарха, который многие годы ведет необъявленную войну с Ватиканом за души православных.
"Религия в идее миротворчества обладает необычайной силой. Все религии обращаются к одним и тем же ценностям, призывая к милосердию. Ни одна религия не может претендовать на монопольное положение. Однако государства должны объединить усилия в борьбе с религиозным экстремизмом, который используется зачастую для разжигания ненависти", - говорится в послании делегатам форума генсека ООН Кофи Аннана, с негласного одобрения которого США развязали три свои последние войны.
Участники съезда признали, что конфликты, которые продолжают существовать в современном мире, в особенности в регионах межконфессионального соприкосновения, тормозят развитие всего международного сообщества, поддерживая перманентное состояние напряженности. Спонтанное обострение некоторых кризисов и непрекращающиеся попытки их разрешения предполагают постоянное присутствие религиозного фактора в центре геополитики. Результатом съезда стало организационное оформление стремления к развитию и продолжению современного межрелигиозного диалога, который выражается не в устранении вероучительных различий, а поиске совместного ответа на происходящее в стремительно меняющемся мире. Вопрос лишь в том, как различные конфессиональные сообщества и современная глобальная цивилизация смогут воспринять друг друга, не утрачивая при этом своей индивидуальности.
Светская власть впервые объединяет власть духовную
Форум в Астане, конечно, не первая попытка объединить позитивные начала человеколюбия и веротерпимости, которые провозглашает большинство мировых и традиционно-национальных религий. Бывало, они разъединяли народы, становились источниками войн, напряженности и нетерпимости. Одной из первых попыток наладить диалог между религиями теологи и историки называют Всемирный парламент религий, собравшийся в 1893 г. в Чикаго. С 1901 по 1903 г. в США действовал Международный совет унитарианских мыслителей, которые хотели найти "универсальные элементы" во всех религиях и декларировали необходимость совместной работы "ради нравственного подъема мира". В 1921 г. протестантский теолог-либерал Рудольф Отто, надеясь преодолеть напряженность в международных отношениях посредством сближения верующих разных религий, создал Религиозный Союз Человечества, который, однако, быстро распался.
Более успешной организацией такого рода оказался "Храм взаимопонимания", созданный при поддержке Далай-Ламы, папы Иоанна XXIII и Джавахарлала Неру. "Храм" выступил одним из учредителей Глобального Форума Духовных и Парламентских Лидеров за выживание человечества. Сейчас эта организация строит символические храмы по всему миру, проводит "Верховные конференции" представителей различных религий, разрабатывает проект создания "Всемирного сообщества религий".
Начиная с 1948 г. в диалог религий включился Всемирный Совет Церквей (ВСЦ) – руководящий орган экуменического движения, выступающего за объединение христианских конфессий. В 1970 г. ВСЦ организовал в Ливане конференцию с участием представителей христианства, ислама, индуизма и буддизма. В ВСЦ исходят из того, что религиозный фактор не должен использоваться в качестве "горючего материала" для конфронтации, и добиваются взаимодействия религиозных традиций Запада и Востока, пытаясь помочь диалогу цивилизаций.
В 1986 г., впервые в истории человечества, представители всех основных мировых конфессий по приглашению Папы Римского собрались в итальянском городе Ассизи для экуменической молитвы о мире, положив таким образом начало практике регулярных межрелигиозных встреч.
И вот теперь в Астане впервые лидеры мировых религий собирались по призыву не одной из конфессий, а руководителя светского полиэтничного государства. Выступая с такой инициативой, организаторы поясняли, что форум служит не целям какой-либо религии, а выбирает путь так называемого секулярного (лат. saecularis –мирской, светский) диалога между религиями. Потому и обсуждались там не теологические, а общечеловеческие проблемы.
Центр Евразии – центр религиозного единения
Сегодня модно щеголять термином "столкновение цивилизаций", под которым понимают все что угодно: и действия международных террористов, и этнические войны, и трансконтинентальную консолидацию наркомафии, и незаконную торговлю оружием. Президент же Казахстана считает несостоятельными такие рассуждения. Он уверен, что на фоне изменений в мироустройстве, трудностей адаптации людей к технологическим новациям, жестких требований глобального рынка идет возврат человечества к поиску ответов в религиозных истинах.
Подготовка к съезду натолкнула хозяина встречи Нурсултана Назарбаева на мысль о строительстве в Астане Дворца наций, в котором будут размещаться мечеть, церковь, синагога и буддийский храм. Президент Казахстана уверен, что именно благодаря межэтническому и межконфессиональному согласию казахам удалось безболезненно провести преобразования и обеспечить тем самым успехи в политической, экономической и социальной сферах.
Казахстан находится на перекрестке Европы и Азии, исламской, христианской и буддийской культур. Здесь живут люди 130 национальностей и 46 вероисповеданий. "На протяжении многих столетий территория Великой Степи отличалась интегрированным мирным сосуществованием многих народов, которые исповедовали разные религии - тенгрианство, зороастризм, буддизм, христианство, иудаизм, ислам и другие. От древних времен и до наших дней эта земля через торговлю и культурный обмен выполняет функцию своеобразного связующего звена между Азией и Европой", - объяснил Нурсултан Назарбаев участникам съезда свои интеграционные амбиции.
В центральной части Евразии религия стала фактором национальной консолидации народов. Здесь в религии видят институт международного сотрудничества. И Назарбаев предлагает использовать этот инструмент именно сейчас, когда растет число локальных и региональных конфликтов, которые подчас носят этнорелигиозную окраску. Нередко способность религии мобилизовать людей на политическое действие эксплуатируется далеко не в благих целях. Президент Казахстана убежден, что настало время заявить о недопустимости придания идеологической, политической окраски существующим культурно-цивилизационным и религиозным различиям, различать и разоблачать подлинную сущность актов агрессии и насилия, которые маскируются доктринами псевдорелигиозного характера.
Главный евразийский интегратор призывает говорить не о "конфликте", а о "встрече цивилизаций": "Никакого "конца истории" не предвидится по той простой причине, что человечество на данный исторический момент не располагает той единственной и универсальной цивилизационной моделью культурно-религиозного устройства, которую мировое сообщество приняло бы в качестве единственной основы своего существования… Любая моносистема не в состоянии обеспечивать баланс, стабильность и развитие не то что всего человечества, но даже его части. Она всегда будет таить в себе угрозу конфликта и взрыва. Верна лишь формула – единство в многообразии, в многонациональности, в многоконфессиональности. Надо считаться с тем, что есть другие цивилизации, культуры, религии, которые имеют не менее глубокую и значимую историю, располагают своей символикой и ментальностью. И этого нельзя сломать никакими силовыми и волевыми методами".
Одним словом, Назарбаев убежден, что в мире происходит не столкновение цивилизаций, а адаптация культурно-религиозных систем, правда, не всегда легкая и адекватная, к новому миру, новым технологиям и новым общественным отношениям.
Нельзя создать единое религиозное пространство. Нельзя преодолеть до конца имеющиеся различия, тем более, что порой они затрагивают основы великих религий. Но у каждого государства, религии, гражданского общества есть единая стратегия и способ проявления доброй воли: это – миротворчество, направленное на достижение согласия между странами, народами, конфессиями.
Религиозные предубеждения – угроза миру
Другая важная проблема, которую по силам разрешить лидерам мировых религий, - рост числа и влияния всяких псевдорелигиозных объединений. Они есть практически в каждой стране и в основном паразитируют на существующих в мире трудностях. Многие из них под модными личинами проповедуют далеко не безобидные идеи, творят далеко не благие дела, результатом которых может стать подрыв устоев не только веры, гражданского общества, но и государства. Участники форума решили противостоять подобным организациям, пресекать их деятельность, ограждая людей от любого негативного влияния, однако не объяснили, как они это будут делать.
"Евразия Сегодня" может в этом плане посоветовать обратиться к психологам. Это было бы вполне в духе декларируемой секуляризации диалога. Ученые считают, что, подобно рекламным агентам или политикам, лидеры псевдорелигиозных объединений ищут способы изменения установок людей. Насильственное изменение установок - промывание мозгов – предполагает, что аудитория находится в полной зависимости от тех, кто оказывает на нее воздействие. Иначе ничего не получится. В сектах личность лидера – более важный фактор, чем убеждения, которые он проповедует.
Многие клише, которые нам сегодня навязывают, есть ни что иное, как предубеждение – форма поиска "козла отпущения" - возложение на каких-то людей вины за то, чего они не совершали, или условия, к возникновению которых они не имеют отношения. К предубеждениям склонны личности авторитарные, которых психологам не трудно вычислить по так называемой F-шкале (F – от слова фашизм). Это шкала установок, состоящая из заявлений типа: "Больше, чем законы и политические программы, нашей стране нужно несколько мужественных, работоспособных и преданных ей лидеров, на которых люди могли бы положиться". Человек, обладающий чертами авторитарной личности, легко с такими заявлениями соглашается. Авторитарных людей можно найти на обоих концах политического спектра. Но если даже не брать в расчет фанатиков, все равно очевидно, что национальные и религиозные предрассудки часто руководят действиями людей.
Считается, что люди, воспитанные в неагрессивных культурах, не должны быть агрессивными, те же, кто вырос в среде, для которой характерны агрессивные модели и герои, научатся агрессивным реакциям. США, по признанию американских же психологов, сегодня превращаются в одну из первых стран в мире по распространению насилия.
Тем не менее, столкновения на постсоветском пространстве, в бывшей Югославии, Ирландии, Южной Африке, Израиле, да и в тех же США (волнения в Лос-Анджелесе) говорят о том, что конфликты между разными группами распространены повсеместно. В противоборство вступают целые народы, политические, религиозные и этнические группировки.
Для разрешения любых конфликтов психологи предлагают ставить превосходящие цели, которые объединяют разные группы в стремлении добиться ценного для всех результата. Это, например, общее желание избежать глобальной ядерной катастрофы и страх "ядерной зимы", охрана окружающей среды в глобальных масштабах. Возможно, когда-нибудь в этот список можно будет включить и идею диалога религий.
***
По завершении дискуссий участники форума приняли Декларацию мира и стабильности. Они призвали политических и религиозных лидеров всего мира "поддержать растущий консенсус, направленный на отказ от практики теологических споров, неприятия иных точек зрения и обвинений в адрес других религий". По мнению собравшихся в Казахстане духовных лидеров, "религии должны стать связующим элементом в диалоге цивилизаций", а "мир и процветание людей является конечной целью для всех религий и культур мира". Участники съезда особо оговорились, что терроризм и экстремизм не имеют ничего общего с исламской цивилизацией, принесшей в мир вечные ценности добра и высокой нравственности.
Станет ли форум частью глобального процесса развития диалога цивилизаций и поспособствует ли взаимопониманию между исламом, иудаизмом, христианством и др., покажет время. Однако учрежденный на съезде "Форум мира и стабильности" будет отныне проходить в Казахстане раз в два года. Возможно, к следующей встрече удастся сделать что-то конкретное.
|