"Washington Post" - С какого момента награбленное добро становится легальным капиталом? 00:13 05.11.2003
Награбленное добро стало легитимным ("The Washington Post", США) Проблемой сегодняшней России является резкое расхождение мнений по вопросу о том, достаточно ли долго олигархи владеют своей собственностью, чтобы можно было переквалифицировать ее из "награбленного добра" в "капитал"
Давид Игнатиус (David Ignatius), член редакционного совета, 04 ноября 2003
4 ноября 2003 года. Один из моих преподавателей экономики почти 30 лет назад произнес непонятную фразу: "Капитал - это время". С тех пор я пытаюсь разгадать ее смысл. И вот теперь, наблюдая за событиями в России вокруг нефтяной компании "ЮКОС", я, наконец, начинаю понимать.
Являются ли принадлежащие российскому олигарху Михаилу Ходорковскому акции нефтяной компании "ЮКОС" его частным "капиталом", которым президент России Владимир Путин несправедливо завладел? Или они являются "награбленным добром", которое г-н Ходорковский ухватил в процессе темных приватизационных сделок 1990-х годов, и которое г-н Путин пытается вернуть его законному владельцу, российскому народу?
Циничный - и правильный - ответ таков: это зависит от того, как долго акции находились у г-на Ходорковского. Если они покрылись достаточным "возрастным налетом", тогда он - капиталист. Он, быть может, и приобрел свою собственность сомнительными способами, но то же самое можно сказать и о многих других крупных состояниях во всем мире. В определенный момент это становится неважным. Г-н Ходорковский вчера ушел с поста генерального директора "ЮКОСа", но значит ли это, что он, первым делом, легитимно занимал этот пост?
Проблемой сегодняшней России является резкое расхождение мнений по вопросу о том, достаточно ли долго г-н Ходорковский и его собратья-олигархи владеют своей собственностью, чтобы она могла быть переквалифицирована из "награбленного добра" в "капитал".
Мировое финансовое сообщество, которое достаточно хорошо обхаживал г-н Ходорковский, безусловно считает его капиталистом. В этом духе западные комментаторы осудили его арест и захват принадлежащих ему акций "ЮКОСА" как акт злоупотребления властью. Некоторые опасаются, что наступление г-на Путина на капитал олигархов предвещает возврат к авторитарному правлению в коммунистическом стиле.
Однако опросы общественного мнения заставляют предполагать, что российский народ, напротив, все еще считает г-на Ходорковского и других олигархов ворами, которым в хаосе середины 1990-х годов удалось безнаказанно уйти с награбленным добром в виде значительной части минеральных ресурсов страны. Поскольку г-н Ходорковский и многие из олигархов являются евреями, это общественное негодование окрашено в опасные тона антисемитизма, что делает политическую атаку г-на Путина тем более тревожащей.
Стандартный ответ на проблемы такого рода - пусть все решит закон. Но чей закон должен возобладать? Российские прокуроры выстраивают дело против г-на Ходорковского и его партнеров на обвинениях в незаконном присвоении собственности, воровстве и уклонении от уплаты налогов. Сторонники г-на Ходорковского отвергают эти обвинения, считая уголовное преследование против него политически мотивированным.
В любом случае вернуть авуары будет нелегко, поскольку значительная часть оцениваемого в 8 млрд. долл. США состояния г-на Ходорковского ныне, как говорят, лежит на многочисленных банковских счетах в офшорных зонах. Могут потребоваться долгие годы международных судебных процессов, чтобы только установить, кто является владельцем этих счетов - не говоря уже о том, чтобы вернуть эти деньги в Россию.
"Ходорковский - символ всего хорошего и плохого, что есть в России", - утверждает председатель вашингтонской консультативной фирмы "PFC Energy" Дж. Робинсон Уэст (J. Robinson West). - Он сделал много добрых дел, а его пиаровская машина убедит Вас в том, что он представляет прогресс и прозрачность в бизнесе. Но для множества россиян он остается символом коррупции".
В глобальной экономике объявление войны капиталу имеет тенденцию быть обреченным на провал. Капиталисты перебираются в другое место, где их деньги находят радушный прием. Именно это и происходит в России после того, как г-н Путин косвенно оспорил право на владение новыми частными компаниями страны. По свидетельству журнала "Time", расследование против "ЮКОСа" способствовало оттоку из России в последние четыре месяца до 7,7 млрд. долл. США, в сравнении с чистым притоком 3,7 млрд. долл. во втором квартале нынешнего года.
Ход г-на Путина также заморозил потенциальные инвестиции в "ЮКОС" двух американских нефтяных гигантов, "ExxonMobil" и "ChevronTexaco". Последняя далеко продвинулась в переговорах о покупке до 40% акций "ЮКОСа", когда 25 октября был арестован г-н Ходорковский. Нынче "ChevronTexaco" стала осторожнее, понимая, что могут пройти годы, прежде чем будет прояснен вопрос о структуре собственности "ЮКОСа".
Российскому лидеру нужна сделка с олигархами вроде той, к которой он стремился, когда в 2000 году пришел во власть: соглашение, которое гарантировало бы правовую основу владения авуарами в новой России. Г-н Путин полагал, что 3 года назад заключил именно такую сделку, когда позволил олигархам сохранить свои богатства, если те согласятся оставаться вне политики. Но именно это соглашение нарушил богатейший человек России, когда начал финансировать собственную политическую машину, чтобы бросить вызов г-ну Путину. А вчерашнее заявление заставляет предположить, что г-н Ходорковский, быть может, предпочитает когда-нибудь стать российским президентом вместо того, чтобы оставаться генеральным директором "ЮКОСа".
Капитал - это время, как сказал мой профессор. Пришло время для России считать олигархов капиталистами и обеспечить их компаниям прочную правовую базу.
Ходорковский и его друзья-капиталисты могут обеспечить России финансовый рост и стабильностью, в которых она нуждается. В самом деле, именно это и происходило: до "наезда" на "ЮКОС" российский рынок ценных бумаг был в числе самых активных в мире в нынешнем году. Г-н Путин, со своей стороны, является достаточно сильным политически, чтобы преодолеть латентный российский антисемитизм и даровать олигархам легитимность, которая им необходима. Похоже, такая сделка устроила бы всех.
|