Сержанта спецназа США Джорджа Поганого судят за трусость в Ираке 00:00 10.11.2003
СЕРЖАНТА ХОТЕЛИ СУДИТЬ ЗА ТРУСОСТЬ, НО ОПРАВДАЛИ
Евгений БАЙ, Вашингтон
Командование сухопутными силами США отклонило обвинение в проявлении трусости, предъявленное воевавшему в Ираке сержанту Джорджу Андреасу Поганый (Georg-Andreas Pogany). Руководство базы Форт Карсон (штат Колорадо), к которой приписан сержант, заявило: Поганый ответит лишь за то, что уклонялся от исполнения своих обязанностей.
32-летний сержант Поганый был из подразделения "зеленых беретов" - армейского спецназа США. В его функции входило проведение допросов исламских боевиков, которых брали в плен "береты". Однако служба сержанта в Ираке не задалась с самого начала. Через три дня после прибытия в эту страну он увидел разорванный надвое американским снарядом труп иракца. Сослуживцы сказали ему, что это враг, который пытался выстрелить в американскую колонну из гранатомета. Но сержант этих объяснений не слышал. Когда перед ним положили обезображенный труп, его начало трясти и он не смог удержать тошноту. Поганый потерял покой и сон, днем и ночью к нему возвращалась эта картина, и он начинал испытывать приступы сильнейшего страха, во время которых его непрерывно тошнило.
Поганый обратился за помощью к штатному психологу, но тот ничего не сказал ему в утешение, а лишь посоветовал взять себя в руки и выписал две таблетки успокоительного. А через месяц после инцидента сержанту предъявили обвинение в трусости при исполнении воинского долга и отправили домой.
В американской армии проявление трусости является одним из тягчайших преступлений, для которого не существует минимального наказания. И если вина обвиняемого доказана, его может ждать расстрел. Однако это обвинение предъявляется в вооруженных силах США исключительно редко. Президент Национального института военной юстиции Юджин Файделл утверждает, что после окончания вьетнамской войны никто из американских офицеров, сержантов и рядовых "по такой статье не проходил". "Во время первой войны в Персидском заливе 1991 года такое обвинение было предъявлено одной семейной паре, служившей в сухопутных силах, но в конце концов оно было снято и заменено другим - халатное отношение к армейской собственности", - говорит Файделл.
Сослуживцы говорили сержанту, что обращение к психологу может выйти для него боком, но он их не послушал. Как потом оказалось, однополчане оказались правы. Руководство части, узнав, что их подчиненный испытывает "панический страх", отправило его на родину с рекомендацией отдать сержанта под военный трибунал.
Впрочем, до трибунала и "расстрельной" статьи не дошло. Рассмотрев дело, армейское правосудие сняло с сержанта обвинения в проявлении трусости, заменив их более легкой статьей - уклонение от исполнения служебного долга. По ней ему грозит несколько месяцев исправительных работ, лишение жалованья за определенный период и понижение в должности.
Поганый все равно пытается протестовать. "В каком это смысле - уклонение от выполнения обязанностей? - спрашивает он. - Я просто себя очень плохо чувствовал. Я был болен. Мне нужна была помощь. Но я никогда не увиливал от исполнения своего долга и не пытался досрочно вернуться домой".
Один из экспертов, бывший военный прокурор в военно-воздушных силах Скотт Силливан, объясняет дело сержанта так: "Он был приписан к части "зеленых беретов", но сам "зеленым беретом" не был. В этих элитных войсках существует культ мачо, не приемлющий никаких проявлений слабости. Ребята решили: этот парень не из наших, он слабак и его надо проучить". Бывший прокурор решительно против такого рода наказаний. "Армия посылает нации дурной сигнал", - говорит он.
"Мы имеем дело с восстанием"
В воскресенье Вашингтон признал, что Ирак превратился в "военную зону". "Мы имеем дело с восстанием и близки к войне" - эти слова принадлежат заместителю госсекретаря США Ричарду Армитеджу, посетившему Ирак. Только за последний месяц в Ираке погибли 35 американцев. С 1 мая, когда Джордж Буш объявил об окончании боевых действий, список жертв с американской стороны увеличился на 150 человек.
Последние события в Ираке напоминают не просто ситуацию, "близкую к войне", а настоящие боевые действия. В городе Эль-Фаллуджа на мине подорвалась бронемашина - погибли двое американцев. В Багдаде недалеко от автомобиля с солдатами коалиции сработало взрывное устройство - один человек погиб. В Басре в результате взрыва бомбы, заложенной у здания госпиталя, ранен британский военнослужащий. Атакована автоколонна на дороге между Эль-Фаллуджей и городом Рамади - три грузовика загорелись, из гранатомета подбит бронетранспортер. В Мосуле обстрелян полицейский участок, совершены два теракта против американцев. У жителей города изъяты семь переносных зенитных установок.
Все эти нападения произошли на следующий день после акции устрашения, проведенной американцами в Тикрите. Пехотные подразделения вошли в город и провели штурм нескольких зданий. В операции участвовали танки и авиация, на город были сброшены бомбы - разрушены три здания. В городе проведены зачистки. Как признались американцы, их целью была не столько поимка пособников Саддама, сколько демонстрация силы. Операция в Тикрите стала ответом на обстрел американского вертолета Black Hawk, в результате чего погибли шесть военнослужащих.
В минувшие выходные Международный Красный Крест (МКК) приостановил работу в Багдаде и Басре. Причиной объявлена "нестабильная ситуация с точки зрения безопасности".
|