КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 14.11.2003
23:59  МВД России создает единую базу данных об иностранцах
23:21  "Экспресс-К" - Смекалистые китаезы заполнили казахские рынки колготками из пингвинов...
21:14  Таможенники помешали. Контрабандный хлопок через узбекско-казахскую везут на мотоциклах и ослах
19:02  Президент Туркмении назначил двух новых вице-премьеров правительства
16:21  В Бишкеке открылась американская типография
15:10  В Узбекистане принято Положение о лицензировании туристской деятельности
13:52  Н.Файзуллоев: "В Душанбе эпидемии тифа нет". Минздрав Таджикистана опровергает РИА "Новости"

13:30  Визит премьер-министра Индии в Таджикистан (официальное сообщение)
12:19  CNews.ru - В Киргизии будет на 3 сотовых оператора больше
11:40  Кубок Азии-2004 по футболу: во время матча Иран-КНДР на стадионе взорвалась граната (подробности)
10:51  Д.Ашимбаев - Если олигарх забывает, как он стал олигархом, то государство ему всегда напомнит...
10:04  Б.Икромов - Надвигается новая волна пантюркизма из-за океана. Полемика с О.Рузалиевым
09:41  В Китае каждый третий частный предприниматель - коммунист
08:56  Страны, направившие своих военнослужащих в Ирак (полный список)
08:00  Битва за Африку. США предлагают трансгенную еду, а Европа - орошение и дороги
07:26  Ликвидирован транзитный канал поставки наркотиков на Урал из Таджикистана
07:03  Китай и Индия проводят первые совместные учения ВМС
06:36  В Ташкентском метро действует система оплаты проезда пластиковыми карточками
06:15  Четыре модели государственной власти или Особенности национальных политик
06:02  М.Донован: "Ударить и убежать" - новое название операции США в Ираке
05:53  На трассе Алматы-Бишкек начался ремонт самого опасного участка - Кордайского перевала
05:18  Генсек ОДКБ Н.Бордюжа - В ЦентрАзии России и НАТО делить нечего
04:23  Трафик женщин в Таджикистане становится семейным бизнесом
03:15  Организация "Ozod Ovoz" наградила борцов за демократию и за диктатуру в Узбекистане
02:44  В Алматы в честь 10-летия введения тенге пройдет выставка древних монет
02:03  "МК" - Чингисхан был хохлом или Как афганский фермер попал в книгу рекордов
01:54  Хизб-ут-Тахрир уже на космодроме Байконур
01:39  Юсуф Джума. Некролог узбекской непримиримой оппозиции
01:21  Министр иностранных дел Ирана в Китае. Тегеран и Пекин намерены породниться
01:07  Перестановки в руководстве МВД Казахстана
00:53  Франция передала Душанбинской больнице более пятисот противотифозных вакцин
00:30  Туркменистан.Ru - Ташкент четко выполняет свои "нефтяные" обязательства перед Ашхабадом
00:29  Развивать не "тупиковые", а магистральные маршруты. В Ташкенте прошла конференция министров ЦентрАзии
00:26  ООН - Санкции в отношении "Талибана" и "Аль-Каиды" выполняет только Иран
00:05  Голос Муллы Омара вновь зовет афганских полевых командиров на джихад
00:01  Россия готовится к терактам? В.Путин поручил составить перечень "критически важных объектов"
Четверг, 13.11.2003
22:09  "Новая газета" - ФСБ выдавливает из России "интернационально ориентированных" олигархов
20:38  Вымогатели на границе или Путешествие узбекского журналиста в Алматы
18:44  Страны ЕврАзЭС расширят сферу использования нац. валют в платежах
17:01  "Пошлите меня". Как шеф Пентагона поблагодарил американских добровольцев
15:20  Министры иностранных дел стран-членов ОДКБ посетят авиабазу в Канте
13:50  Вспышка брюшного тифа в 14 селах Баткенской области на юге Кыргызстана
13:19  Перспективы трубопровода "Баку - Тбилиси - Джейхан". Комментарий EurasiaNet
12:04  В Ташкенте прошла конференция оппозиции. Обсуждался вопрос об отставке Президента...
10:39  В Душанбе ждут премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпайи
10:18  Как российские текстильщики пытаются договориться с узбекскими хлопкоробами
09:42  Япония не будет направлять войска в Ирак
09:27  Казахстан пригласил Южную Корею к совместному освоению Каспия
09:03  Корпоративное управление в Узбекистане: проблемы и пути решения
08:56  США не доверяют докладу МАГАТЭ по Ирану
08:36  Кеннеди "заказали" нефтяные олигархи. Актуальная версия французских журналистов
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Таджикистан   | 
Б.Икромов - Надвигается новая волна пантюркизма из-за океана. Полемика с О.Рузалиевым
10:04 14.11.2003

Надвигается новая волна пантюркизма из-за океана

Бободжон ИКРОМОВ

Сайт UzLand.Info от 3 ноября 2003 года опубликовал аналитическую статью "Центральная Азия или Туркестан? Новые принципы региональной интеграции" (см. ЦентрАзия, 03.11.2003) с оценкой новой работы магистра Бостонского университета Одила Рузалиева, отдельные положения которой он привел на состоявшейся в американском городе Солт-Лейк-Сити конференции по Центральной Азии и Ближнему Востоку. Авторы данную работу узбекского ученого называют уникальной с той точки зрения, что в условиях обострения отношений тюркоязычных народов Центральной Азии, он указывает новый путь объединения на основе тесной интеграции. Судя по тому, что больше всего затрагиваются вопросы интеграции народов на этнической основе, опираясь на общность культуры, речь идет о новом государственном образовании.

Предложения ученого о более широком применении выражений "Туркестан" и "братские тюркские народы", обвинения в адрес бывшего Советского Союза, призывы к объединению тюркских народов Центральной Азии на этнической основе называются авторами "уникальными идеями". "Это не может не вызвать удивления среди ученых, хорошо знающих историю народов Центральной Азии и посвятивших немало лет изучению событий и процессов, происходивших в сравнительно недалекое историческое прошлое в регионе.

То, чем озабочен Одил Рузалиев, если эта озабоченность действительно исходит от ухудшающихся отношений четырех из пяти стран Центральной Азии, близко не только самим представителям тюркских народов. Но и таджики - единственный персоязычный народ региона, на себе испытавший всю пагубность конфликтов для развития, - не хотят дальнейшего обострения межгосударственных и межэтнических отношений в Центральной Азии. Однако, идеи, которыми пытается прикрыться ученый, настораживают.

Пантюркист в маске магистра

В так называемой новой работе по региональной интеграции ученый предлагает вернуть в обиход националистические и шовонистические термины "Туркестан" и "тюрки или тюркские народы" взамен уже нашедших в нашем лексиконе достойное место свободных от подобных оттенков выражений "Центральная Азия и центральноазиатские народы". Здесь я не вижу никакой новизны, вопреки заявлению ряда экспертов. Это хорошо забытые старые понятия времен расцвета пантюркистского движения на территории Центральной Азии. За этими понятиями скрывается главная идеология пантюркизма, которая была особенно распространена в начале прошлого столетия. Пантюркизм был экспансионистким течением, нанесшим непоправимый ущерб дружбе народов Центральной Азии. Именно идеи этого течения привели к созданию ситуации в регионе, когда одни народы диктовали другим свои условия, заставляя их отказаться от своей исторической принадлежности, территории, обычаев и традиций. В данном случае речь идет об авторитете членов пантюркистского движения, оказавшихся после Октябрьской революции в верхушке большевистской партии и их влиянии на политику государства в отношении центральноазиатских республик. Если речь вести о "семенах раздора", посеянных, как считает магистр, в свое время большевиками и которые сегодня приходится пожинать, то в действительности их сеяли пантюркисты, сильное влияние которых сказалось на территориальном распределении на территории Центральной Азии. В результате исконно таджикские территории были переданы Узбекистану и другим республикам. Несмотря на то, что государства Центральной Азии при нынешней демаркации и делимитации границы фактически остаются в пределах территорий, определенных большевиками-пантюркистами, отношения Узбекистана и Таджикистана постоянно будет омрачать мысль о незаконной передаче таких больших городов Центральной Азии, как Самарканд и Бухара, насильственной узбекизации таджиков на их же собственной земле.

Демократические перемены, произошедшие в жизни бывших советских республик, дарят людям свободу говорить. К сожалению, этой свободой начинают пользоваться и те, кто, будучи разоблаченными в попытках осуществления националистических и гегемонистских целей, долгое время не могли говорить. Они не расстаются со своими идеями и, скрываясь под маской, пытаются вновь под разными предлогами навязывать их обществу, приспосабливая эти идеи к происходящим процессам, заявляя "о тесной интеграции", "ослаблении напряженности между тюркскими народами" и снятии "разногласий, увеличивающих разрыв между ними".

Господин магистр Одил Рузалиев предлагает использовать и другой фактор, наиболее сильный: "…возродить некогда существовавшее Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана, используя Ислам как один из механизмов сближения между народами. Учитывая пассивные взаимоотношения между мусульманскими учреждениями в регионе и тревогу лидеров стран региона по поводу использования Ислама некоторыми группами в террористических и антиконституционных целях, эта идея, прежде всего, должна быть с вниманием воспринята руководителями стран Туркестана, поскольку только с помощью регионального, централизованного, исламского учреждения будет возможно возрождение Тюркского ислама с его глубокими суфискими традициями полными терпения, поощрения просвещения и гармонии. Единый исламский центр в регионе со штаб-квартирой в Бухаре смог бы в значительной мере противопоставить культурно-духовное просвещение радикализации населения, чем каждая страна в отдельности. Муфтий единого регионального управления мусульман Туркестана мог бы избираться каждые несколько лет по очереди из каждой республики. Это также способствовало бы восстановлению роли Бухары как одного из исламских центров мира".

Будучи человеком, исповедующим исламскую религию и внимательно следящим за высказываниями представителей духовенства, теологов независимо оттого, какую нацию они представляют, не слышал, чтобы ислам делили по этническим принципам. Ислам является единой и неделимой религией, и, к сведению господина О.Рузалива, проник в Среднюю Азию в VIII-IX веках не как "Тюркский ислам", а как учение, объединяющее всех мусульман независимо от их национальной принадлежности На благодатной социальной почве в лице оседлых этносов ислам в последующем укрепился настолько, что стал господствующей религией именно в силу наличия объединяющих элементов в этом прогрессивном учении, а не разъединяющих. Крупные города Бухара, Самарканд, Хива превратились в духовные центры и они принадлежали всему исламскому миру, как святыни ислама Мекка и Медина. И не зря ранее говорили в мусульманском мире: "Кто не совершил хадж в Мекку, достаточно два раза побывать в Бухорои Шариф ("Благородной Бухаре")". Если Самарканд считался самым красивым городом мира, то Бухара опорой мусульманской религии. И в эти годы Бухара была не столицей Туркестана, а столицей первого государства таджиков - государства Саманидов. И в Бухаре впервые в мире аяты и суры святой книги мусульман - Корана - были переведены на таджикский язык. И благодаря усилиям и трудам таджикских и персидских ученых и мыслителей, ислам не только укрепился как религия в регионе, но как духовная культура стал распространяться среди народов мира. И не случайно до сегодняшнего дня тюркоязычные мусульмане начинают свой пятиразовый намаз именно на таджикском языке. Историю не перечеркнешь. И Бухару превратить в центр возрождения "Тюркского ислама", хотя его нет и не должно быть, не только невозможно из исторических соображений, но и из-за реальности сегодняшнего дня - поскольку жители этого старинного города сохранили свой родной - таджикский язык и продолжают общаться на нем и сегодня.

Великий гений Востока Садриддин Айни писал, что таджики являются самым древним народом Средней Азии. Высказывания, что арабы являются предками таджиков, в корне ошибочны. Если бы это было так, таджики читали бы Коран и намаз (молитву) на арабском языке, а не на таджикском. В 713 году Коран впервые в мире был переведен с арабского на таджикский язык. Но это не дает нам повода объявлять о существовании "таджикского ислама". Кстати, ислам, как религия, призывает к взаимоуважению, добролюбию, взаимопочитанию, объединению, а не разделению народов по национальным признакам, как предлагает магистр.

Господин Рузалиев также заявляет: "Создание Академии Наук Туркестана и Туркестанского Университета способствовало бы учащению контактов и сближению связей между учеными и студентами региона. Также немаловажно то, что тюркские народы смогли бы гордиться великими историческими предками в такой же равной мере, как и отдельные титульные нации, присвоившие историю и заслуги исторических личностей".

Нетрудно догадаться, кого имеет в виду ученый, говоря о "титульных нациях". Мир давно признал заслуги таджикских и персидских народов, их мыслителей в развитии человеческой цивилизации. Титулы розданы древнейшим народам в соответствии с их заслугами перед историей. Следует ли сегодня обвинять тех же греков и итальянцев, арабов и китайцев за то, что их предки предоставили им возможность гордиться их именами, делами? Можно ли бросить им упрек в том, что они присвоили чьи-то заслуги? Невозможно в рамках одной статьи отобразить полную картину развития, культуры, науки, религии, и в целом, истории цивилизации таджикского народа, но мы все же решили предложить магистру краткий исторический экскурс по истории этой древнейшей нации с надеждой на то, что это позволит ему избежать в дальнейшем скоропалительных выводов и рекламирования провокационных идей.

Слово об истории и культуре

Средняя Азия стратегически выгодно расположена на перекрестке дорог между Европой и Азией. На всем протяжении истории торговля между Западом и Востоком шла через Среднюю Азию по знаменитому Великому Шелковому пути, что, несомненно, сказалось на развитии и процветании региона. Купцы древней Эллады и Персии, Китая и Индии всегда считались начитанными, несущими всюду свет просвещения. Они приносили с собой не только товары и свои учения, мировоззрения, но и обогащались духовным миром Востока. И поэтому духовность на этой древней земле еще с тех времен составляла основу философского миропонимания, ставилась во главу угла при рассмотрении всех научно-теоретических вопросов бытия. Хорасан и Вароруд, современная Средняя Азия издревле были регионом высокой духовности. Это родина Зороастризма, Авесты, возникших одновременно с конфуцианством в Китае, буддизмом в Индии, иудаизмом в Израиле и древнегреческой философией. С них и начинается духовная жизнь человечества, его подлинная история.

Восток и Запад, не столько географические, сколько историко-культурные, цивилизованные и социологические понятия. Гигантский и разношерстный Восток со своим исторически монолитным, самым длительным и ярким мировым феноменом родил дихотомию Восток-Запад. Формирование Великого Шелкового пути на более полутора тысяч лет (II в. до н.э. - XIV в. н.э.) связало ценности цивилизаций Китая, Дальнего Востока, Центральной Азии, Индии, Среднего и Ближнего Востока и Средиземноморья. Выдающуюся роль в организации экономического, культурного и идеолого-интеллектуального обмена на трассах Великого Шелкового пути сыграли китайцы, согдийцы - таджики, персы, индийцы, сирийцы, греки и другие народы Средиземноморского побережья.

Сложен и неравномерен был процесс становления общности культуры таджикского народа. Археологические материалы показывают, что уже V- VIII вв. в пределах территории Хорасана, Согда, Тохаристана, Ферганы и Семиречья намечается определенная общность материальной культуры при наличии, конечно, еще местных особенностей той или иной области. Такая же общность складывалась и в духовной культуре. Династия Саманидов, искавшая поддержки у своих соотечественников, не могла не культивировать и не развивать местные традиции, грамоту, родную речь и литературу. Развитие местной культуры Мавераннахра и Хорасана, покоящейся на многовековой традиции предков таджикского народа, способствовало также повсеместному распространению фарси-дари - таджикского языка. На этом языке получили быстрое развитие поэзия, художественная и научная проза. Интенсивно шло развитие математических наук, астрономии, географии, химии, медицины, истории и филологии. Главные города: Бухара, Самарканд, Балх, Марв, Нишапур, Герат, Худжанд, Бунджикат, Хульбук, Тирмиз и другие - стали крупнейшими культурными центрами того времени. Ученые, поэты, художники и другие деятели культуры из многих мусульманских стран собирались в столице Саманидов - Бухаре, где создавалась благоприятная почва для развития творческой мысли. Город превратился в один из выдающихся культурных центров Востока.

Как пишет советский академик А.А.Семенов, "таджики, составляя большинство населения современного государственного образования, называемого "Таджикской Автономной республикой", являются, как известно, потомками древнейших аборигенов страны, арийцев Азии, принадлежали к иранской группе великого арийского племени. В своих многовековых исторических переживаниях они разбросали следы своей материальной культуры едва ли не всему востоку Иранского плоскогорья. И если здесь во многих местах население ныне совершенно исчезло, то памятники прошлого властно говорят нам об этом населении, как бы указывая, что арийская культура выходила бесконечно далеко за рамки современного Таджикистана. Ее яркие следы мы поныне встречаем в автономных республиках и областях прочего Туркестана (Узбекской и Туркменской, Киргизской, Кара-Киргизской и Кара-Калпакской). Всюду здесь - колоссальная археологическая сокровищница не только не изученная, но и в должной мере не обследованная. Современная же Таджикская Республика заключает лишь незначительную часть богатого археологического инвентаря арийцев Средней Азии; на общей картине минувшей жизни страны эта часть еще лишь одна из ее деталей и, как таковая, не может быть рассмотрена вне связи с прочими частями картины".

Необходимо отметить, что такие научные выводы содержатся в десятках и сотнях научных трудах выдающихся отечественных и западных ученых-востоковедов. Именно достоверные, объективные, непристрастные и бесценные научные труды великих ученых мира стали главной преградой во внедрении и распространении идей пантюркистов о переименовании Средней Азии в Туркестан. Таким образом, их мечта представителей нового националистко-шовинисткого движения в начале прошлого столетия не сбылась. А таких попыток в истории было немало. Многострадальные народы, проживающие на этой древней земле, пережили не только роковые последствия пантюркизма, но и паниранизма и панисламизма. И сегодня под прикрытием идеи интеграции республик Средней Азии под знаменем "Туркестана", новым инициатором которой выступил своей работой Одил Рузалиев, кроме раздора и противостояния между народами ни к чему не приведет. Тем более, что право перечеркнуть историю одного из древнейших народов мира, а также и других наций и народов региона, никому не дано.

Как пишет академик Н.Негматов в своей книге "Таджикский феномен: теория и история", современные таджики и персы Центральной Азии нового времени - исторически один народ. Фарси-дари-таджикский по существу единый хронологически осевой язык группы западно-иранских языков и индоевропейской лингвистической семьи… Абсолютно преобладающая в Республике Таджикистан нация - таджики являются прямыми этнокультурными потомками древнейшего арийского населения III - II тысячелетий до нашей эры евразийских просторов между Алтаем и Тибетом на Востоке и Карпатами на Западе (историческая прародина иранских народов).

По мнению ученого, таджикский народ сформировался еще в V-X веках нашей эры на просторах Центральной Азии и Среднего Востока с плотным ядром расселения в Фарсе, Хорасане, Мавераннахре, Хорезме и Хафтруде на базе древних этнокомпонентных народностей иранской группы - восточной ветви великой семьи индоевропейских народов и языков Евразии - согдийцев, бактрийцев, фарсов, парфин, хорезмийцев, ферганцев, саков, массагетов, кангюйцев, тохаров и других в пределах крупнейших и стабильных государств Сасанидов (начало) и Саманидов (завершение образования). Таджики в V-XI веках нашей эры создали выдающуюся цивилизацию, названную "Таджикское Эхье" (Таджикский ренессанс) - плод великого созидательного труда земледельцев, садоводов и хлебопашцев, рудознатцев, металлургов, мастеров прикладных и художественных сфер ремесел, градостроителей, зодчих, деятелей искусств, ученых, писателей всех жанров художественной словесности, создавших множество шедевров мирового значения, хранящихся ныне как на местах творения, так и во многих крупнейших мировых музейных хранилищах Азии, Африки, Европы и Америки, а также выдвинувших классиков мировой культуры, как Рудаки, Хорезми, Рази, Абуали ибн Сино, Фирдавси, Хайама и Джами. Шесть веков славы персо-таджикской культуры X - XV веков органично слились с эпохой развития Европейского Ренессанса XII - XVI вв…

Однако со временем, на доминирующие позиции выходят другие народы, и начинается процесс вытеснения таджиков из своих исконных земель, который продолжается по сей день. По мнению академика В.В. Бартольда, по мере перехода узбеков к оседлости, таджики и их язык все больше оттеснялись к горам; создавалось существующее положение, которое приводит к неверному заключению, что "одной из характерных национальных черт таджиков является тяготение к горам. Какое значение имел для всего Туркестана факт перехода узбеков к оседлости, отразилось, например, на судьбе слова "кышлак" (по-турецки "зимовка"). В документе, написанном в январе 1598 года, то есть накануне смерти Абдуллы-хана Бухарского, приводится различие между живущими в деревнях, живущими в кишлаках и живущими в степи. Живущие в кишлаках, для которых зимовка постепенно становилась единственным жилищем, занимали, таким образом, среднее положение между вполне оседлыми земледельцем и кочевником. Теперь, как известно, кишлак есть именно деревня вполне оседлого земледельца и так называют свои деревни не только узбеки, но и таджики, даже горные… Русское завоевание избавило таджикские селения от грабительских набегов турецких кочевников. Селение Пискон (Пескем) в верховьях Чирчика в последний раз было разграблено каракиргизами в эпоху взятия Ташкента русскими, то есть около 1865 г. При господстве русских такие грабежи сделались невозможными.

Справедливо будет отметить, что таджики заново приобрели свою государственность, в период правления Российской Империи в Средней Азии и как не парадоксально именно российские политики, не без участия пантюркистов, стали главными виновниками в вопросе несправедливого территориального распределения при образовании новых советских республик в Средней Азии. В результате чего политика "разделяй и властвуй" привела к раздору и недоверию между народами на этой древнейшей земле. Негативные последствия такого необдуманного решения таджики и другие народы региона пожинают и по сей день. Межэтнические и территориальные проблемы, как и другие факторы, способствующие возникновению новых конфликтных ситуаций, и сегодня беспокоят народы региона.

Думаю, далее нет необходимости говорить о том, насколько велика роль таджиков в истории Центральной Азии. Словом, историю региона нельзя представить без таджиков невозможно и, разумеется, нельзя определять без их участия. Ибо нет смысла говорить о том, что на территории каждого из современных государств Центральной Азии проживают миллионы таджиков. Это не только историческая, но и сегодняшняя реальность нашей жизни. Этим самым мы не намерены искажать историю и культуру тюркоязычных народов Средней Азии, к которой мы относимся с уважением. Единственное, что мы хотим подчеркнуть - великую роль таджикского народа в развитии науки и культуры, и он имеет право, на территории какого бы государства ни было, на сохранение своего имени. Попытки протащить идею создания нового государственного образования, нельзя иначе рассматривать работу уважаемого Одила Рузиева, как раз направлены на стирание со страниц истории не только имени таджиков, но и уничтожения по ходу истории этой нации.

Дружба и взаимопонимание - гарантия независимости

После распада Советского Союза в Центральной Азии образовались новые независимые государства, признанные мировым сообществом - Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. За годы независимости, несмотря на существующие глобальные социальные и экономические проблемы, эти республики все же достигли определенного успеха в деле построения нового демократического правого и светского государства. Начавшийся процесс создания гражданского общества в странах региона необратим. Этому свидетельствует формирование и становление политических и экономических реформ в этих соседних государствах. На этом этапе развития говорить о провозглашении нового государства в регионе под названием "Туркестан" не только бред, но и настоящая политическая провокация. И сегодняшние политические реалии вряд ли позволят осуществить эту идею. Значит, предлагаемую Одилом Рузиевым идею нельзя назвать иначе, как утопией.

Как бы не хаяли Советский Союз, мы не должны забывать то ценное, что он дал нашим народам. Каждый из нас получил возможность почувствовать себя представителем той нации, к которой он принадлежит. Но мы никогда не были разъединены, как пишет узбекский ученый.

"Советский режим разъединил некогда близкие народы, "подарив" им новые земли, алфавит, историю… Эти проблемы выражаются в скопившихся экономических кризисах, неразрешенных территориальных притязаниях и амбициях и культурном "расчленении" народов, населяющих современный Туркестан… Несмотря на общность религии, языка, культуры и истории эти факторы все же не послужили основанием для тесной интеграции и разрешения общих проблем... Провозгласив свою независимость с распадом Советского Союза, государства Центральной Азии бросились писать новые истории, разрабатывать новые идеологии, сократили уровень общения в регионе, порвали прежние связи и на их месте создали новые, неэффективные; инициировали искусственную и бесполезную борьбу за лидерство в регионе, не решив свои внутренние проблемы…"

Может и так. Но сколько строился СССР, как долго шли по пути развития те же американцы, прежде чем достигли сегодняшнего уровня развития?

Говоря о политической и экономической ситуации в странах Центральной Азии, ученый сам противоречит себе. Хотя бы по такому факту, когда он говорит о притязаниях на роль лидерства в регионе, которые имеют и чисто субъективные причины, зависящие от природы человека. Хот бы взять глав государств. Почему Россия и Беларусь так долго не могут придти к объявленному несколько лет назад Союзу? Вряд ли Путин смирится с тем, что Лукашенко станет лидером нового образования, хотя теперь в случае общих президентских выборов для обоих государств, вряд ли преимущество было бы на стороне Лукашенко. Захочет ли кто-нибудь из сегодняшних глав государств Центральной Азии добровольно передать бразды правления другому или оказаться на вторых ролях? Возможно ли, чтобы Каримов слушал команды Назарбаева или Рахмонов подчинялся Каримову? А чувствующий себя настоящим царем Туркменбаши? Я лично сомневаюсь, чтобы на такое решение оказался бы способен тихий и на вид добрый Акаев.

Возьмите следующие слова: " …возвращение к основным корням отразится на общественном мышлении народов, населяющих этот регион, а также возродит культурную общность этих народов - тюркское своеобразие и национальные черты узбеков, казахов, кыргызов, туркменов и других народов, считающих себя тюрками".

Чем отличаются они от пантюркистских лозунгов? Разве не чуете запах национализма? "Тюркское своеобразие", "народов, считающих себя тюрками". Все в духе пантюркизма.

Модель государственности в Центральной Азии, которую предлагает господин О.Рузалиев, считаю, что в условиях наметившегося прогресса в отношениях государств, которые с каждым днем больше тянутся к сотрудничеству друг с другом, только вредит формированию новых цивилизованных отношений. Пусть нам трудно, но мы должны считаться, что у каждого из нас есть свое собственное государство. С достижением нормального уровня демократии в наших странах, представители народов, на исконно родной земле, получат возможность, если они в большинстве, на определение статуса своих земель в цивилизованной форме. А вообще, имеет ли значение, где мы живем, в каком государстве? Важно, чтобы наши права соблюдались и мы могли сохранить имя нации, к которой мы себя относим.

газета "Вароруд" №45(81),
от 12 ноября 2003г.

Источник - Вароруд
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1068793440


Новости Казахстана
- Мажилис принял закон "О производстве и обороте органической продукции" во втором чтении
- Олжас Бектенов обсудил с представителями банка Société Générale вопросы привлечения частного капитала в страну
- Олжас Бектенов заслушал информацию о проводимых противопаводковых работах
- Олжас Бектенов обсудил с директором по разведке и добыче ENI Лукой Виньяти реализацию совместных проектов и наращивание казсодержания на Карачаганаке и Кашагане
- Кадровые перестановки
- Казахстан примет участие в III форуме межрегионального сотрудничества в СУАР
- Министр иностранных дел Казахстана встретился с Государственным секретарем США
- Сенаторы: Реализуемые инновационные проекты оторваны от потребностей предприятий и реального сектора экономики
- О комиссии по выборам ректоров
- Кто наживается на деле Стати и вернутся ли потраченные сотни миллионов долларов?
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх