Б.Булгакбаев (глава финансовой полиции Казахстана) - "Предлагаю сократить компетенцию МВД" (интервью) 14:08 19.11.2003
Болатбек БУЛГАКБАЕВ: "Работаем по-крупному"
Гульмира МАТХАЛИКОВА
На отечественных заводах - изготовителях спиртных напитков производят "левую" водку. Этот факт подтверждает в своем интервью "ЭК" председатель Агентства финансовой полиции Болатбек Булгакбаев. Он также заявляет, что упреки Генпрокуратуры в адрес его ведомства верны лишь отчасти.
- Весь вопрос в том, каким образом анализировать нашу работу. Сейчас мы целенаправленно избавляемся от "мелочевки". Нам постоянно ставили в упрек, что агентство не занимается крупными делами, поэтому мы и стали исправляться: переключились на более тяжкие виды преступлений. Честно признаюсь, полностью искоренить экономические преступления нереально. Пока существуют деньги, товарно-денежные отношения, этот вид преступления будет жить. Главное - держать ситуацию под контролем.
Вот поэтому мы обратились к преступлениям, которыми раньше вообще никто не занимался. Это в первую очередь воспрепятствование законной предпринимательской деятельности. По этому виду преступлений за полтора года выявлено, раскрыто, осуждено в 15 раз больше, чем за все предыдущие, с января 1998-го, годы. Действительно снизилось выявление. Зато на 10 процентов возросло число уголовных дел по экономически значимым преступлениям, рассматриваемым в судах. Чтобы было понятно, значимым мы называем преступление с действительно большим ущербом. Наша цель не просто возбудить дело, а добиться, чтобы реальный преступник получил реальное наказание.
Приведу статистику, чтобы убедить и газету, и читателей: на 70 процентов возросло количество дел, направленных в суды, по незаконному предпринимательству в крупных и особо крупных размерах. В четыре раза больше возбуждено дел по преднамеренному банкротству. Если за 2001 год агентством выявлено преступлений с общим ущербом 19 миллиардов тенге, то в 2002-м - 23 миллиарда, а за 10 месяцев текущего года - уже 34 миллиарда. О чем это говорит? Наверное, об улучшении качества нашей работы. В среднем за сутки возбуждаются дела с общим ущербом 150 миллионов тенге! Такие показатели, я вам скажу, никому и не снились! Чтобы до конца быть честным, добавлю, что около трети уголовных дел прекращается на стадии расследования. Однако следует подчеркнуть, что 80-90 процентов из них прекращается в связи с амнистией, примирением сторон и по другим реабилитирующим основаниям.
- Суммы впечатляют. А может, это преступники стали работать с размахом?
- Да, вы правы, но и мы запретили сотрудникам возбуждать уголовные дела ради самих дел. Нацелили их на конечный результат: не нужно выявлять 10 тысяч преступлений, достаточно десяти, но таких, что причиняют ущерб, перекрывающий те 10 тысяч! Мы стали работать по-крупному. Я привел только некоторые показатели нашей деятельности, но и они свидетельствуют о том, что буквально за два года возросли многие положительные тенденции. А отрицательные сократились в несколько раз. Повышение эффективности сразу по большинству важнейших направлений как раз и говорит об успешном реформировании нашей работы.
- Болатбек Акылбаевич, коль мы заговорили об эффективности, приведите хоть один пример, когда уголовное дело по незаконному производству спиртного дошло до суда.
- Это уже стереотип, сложившийся не только в народе, но и среди некоторых чиновников: финполиция возбуждает дело, и оно ломается до суда. Да мы только в прошлом году направили в суды 8 тысяч 700 уголовных дел!
- Нас интересуют конкретные дела по незаконному производству спиртных напитков…
- Да сотни таких дел! Например, в отношении начальника цеха Алматинского ликероводочного завода. Агентством раскрыто это преступление и доведено до суда. Человек осужден. Еще один свежий пример: подпольный цех в Кокшетау с установленной заводской линией.
Здесь мы обнаружили 76 тысяч бутылок коньяка с наклейками компании "Бахус". Не слабо? И тоже человек осужден. Скажите, кто еще разгромил производство с таким масштабом?! А мы к тому же на крупные предприятия зайти не можем, они под постоянным мониторингом. И все-таки наши сотрудники их "шлепают". А вот почему другие не работают?!
- Болатбек Акылбаевич, у вас нет такого подозрения, что большая часть "левой" водки поставляется с самих крупных предприятий?
- Это же известная схема…. Выпускается излишек продукции, а затем реализуется. Вот и получается теневой рынок. Случаи производства и реализации алкогольной продукции с грубейшими нарушениями непосредственно предприятиями-изготовителями в последнее время участились. К примеру, департаментом финансовой полиции по Восточно-Казахстанской области расследуется уголовное дело по факту изготовления и торговли алкогольной продукцией с поддельными марками акцизного сбора ТОО "Компания Принцип" (бывший Семипалатинский водочный завод). Здесь изъято 23554 поддельных акциза и 91161 бутылка с фальшивыми марками. Устанавливается полный объем алкогольной продукции, произведенной без лицензии с мая по сентябрь текущего года.
- Ну и как с этим бороться?
- В первую очередь акцизные посты на заводах-изготовителях должны на порядок поднять свою работу. А их не видно и не слышно. Никто не знает, чем они занимаются. И в то же время все вокруг говорят, что легальные заводы нелегально выпускают излишки продукции. Второе - нужно все-таки снизить акцизный сбор. Третье - упростить вопросы лицензирования, сертификации, тогда не будет коррупционных условий. И, конечно же, усилить нашу работу.
- Теперь к другому виду преступлений. Всем известна нашумевшая история о мошенничестве работников казначейства. Почему, на ваш взгляд, преступникам так легко удалось снять деньги со счетов казначейства и обналичить их в банке?
- Руководители казначейства допустили халатность. Кроме того, в казначействе была внедрена несовершенная программа операций с деньгами. Если бы банки при выдаче крупных наличных сумм самостоятельно запрашивали МВД и налоговые комитеты об информации в отношении лиц, снимающих деньги, подобного удалось бы избежать. Средством против таких преступлений может стать закон о противодействии легализации (отмыванию) средств, полученных преступным путем, проект которого будет направлен в парламент в следующем году.
- Болатбек Акылбаевич, вы говорите, что у вас работают профессионалы, с которыми нет проблем. А как же текучесть кадров?
- По руководящему составу текучесть кадров уменьшилась процентов на семьдесят. Также резко возросло количество сотрудников со стажем работы от трех лет и более. И все же на низовом уровне текучесть еще есть. Виной тому низкая зарплата, да и льгот у нас значительно меньше, чем у других сотрудников правоохранительных органов.
- Как известно, министр внутренних дел обещает поднять зарплату участковым. Вы таких обещаний своим сотрудникам не даете?
- Нет, я не могу давать таких обещаний. Мы себе такую задачу не ставим: у нас штат меньше, а потому меньше проблем с его комплектацией. Конечно, зарплату нужно поднимать, но лучше это делать в общем русле.
- На сентябрьском совещании силовиков главой государства было дано поручение разграничить полномочия правоохранительных органов. Вслед за этим стали усиленно циркулировать слухи о реорганизации тех или иных структур...
- Что касается разграничения функций правоохранительных органов, то этой проблемой занимаются специально созданные рабочие группы, комиссии, которые должны прийти к согласованному решению. Мы уже внесли свои предложения. Вкратце их суть сводится к тому, чтобы выполнить данное еще 29 марта 2002 года поручение президента об исключении дублирования в борьбе с экономической преступностью. Не всем, наверное, известно, что в 1997 году при ликвидации в МВД управления по борьбе с экономической преступностью и возложении этой функции на финансовую полицию за министерством сохранилась исключительная подследственность по должностным преступлениям. Главным предназначением созданного в МВД девятого департамента должна была стать борьба с коррупцией. Однако, сохранив минимальную подследственность по отдельным экономическим преступлениям, девятый департамент основное внимание сосредоточил именно на них, создав известную проблему, которую и надо решать. Мы предлагаем сократить компетенцию МВД в борьбе с экономической преступностью. Именно сократить, а не исключить полностью, так как по отдельным преступлениям должны предприниматься совместные усилия.
Кроме того, полагаем возможным дать нам отдельные полномочия по расследованию должностных преступлений, поскольку в борьбе с коррупцией кашу маслом не испортишь. Но какое бы ни было принято решение, оно будет максимально целесообразным, так как комиссия проводит глубокий анализ и широкие консультации со всеми заинтересованными органами.
- Вас не пугает, что зарубежный опыт говорит не в пользу самостоятельного органа по борьбе с экономическими преступлениями…
- Полагаю, что слепо копировать зарубежный опыт тоже не всегда оправданно. В каждой стране есть свои особенности. Например, финансовая гвардия Италии, ведущая свою историю с начала прошлого века, борется с правонарушениями в экономической, финансовой, налоговой и таможенной сферах… Имеет свою авиацию, флот и бронетехнику. Я считаю, главное, чтобы та или иная модель соответствовала не только современному уровню социально-экономических отношений, но и целям развития общества... 19.11.2003
|