КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 20.11.2003
22:40  Посол Ирана в России: Необходимо мощное международное мусульманское СМИ (интервью)
19:03  BBC - Взорван британский банк и консульство в Стамбуле, множество жертв. Опять Бен Ладен?
17:20  Исламские финансы Европы. В Германии выпускаю шариатские облигации
14:59  Кыргызка Даткайым стала "Личностью конкурса" на Little Miss World-2003
14:40  Вышла в свет книга "Сабля Багыра. Вооружение и военное искусство средневековых кыргызов"
14:05  "РосВести" - Астанинские ожидания. Насколько состоятельны династические планы Д.Назарбаевой?
13:57  Туркменбаши: Наша демократия - это любить родину!

12:18  "Чьих будете?" Бордюжа объяснил киргизам, кто он такой
12:01  Е.Кычанов - Чингис-хан: был умерен в быту, не увлекался женщинами и пьянством (политический портрет)
11:50  Пущена Алтынсарино-Хромтау. Казахстанское зерно и руда хлынут в мир по новой дороге
11:31  "ВБ" - Когда ЦентрАзия будет не разлей вода? Узбекистану нужно предложить "пряник"
11:09  А.Садыков - Обречены ли узбеки на вечное рабство?
11:05  Ф.Фукуяма - Лицемерие испуганного либерализма. В споре Европы и США правых нет
10:55  Малазийцы будут выпускать золотой динар из сырья казахстанского месторождения "Большевик"
10:50  Ходатайства отклонены. Казахстан экстрадирует в Узбекистан двух бойцов ИДУ
10:11  В Киргизии официально запрещены за экстремизм и терроризм 4 организации: от "ХТИ" до "ИПТ"
10:06  IWPR Подписан эпохальный договор по Каспию, но это только начало (комментарии экспертов)
09:47  По инициативе России Совет Безопасности ООН одобрил "дорожную карту" (полный текст)
09:44  Дошли до северного Казахстана. В Павлодаре обнаружены листовки "Хизб-ут-Тахрир"
09:41  "За прозрачные выборы!" В Таджикистане объединились в предвыборный блок коммунисты и... исламисты
09:38  Сломался первенец туркменского танкерного флота, названный именем отца Туркменбаши
09:28  "У нас один враг - мусульманский Восток". Тайны и признания лидеров германского фашизма (история)
09:20  "Гулистон" дружбы. На кыргызо-таджикской границе открылся новый караван-сарай (рынок)
09:12  Правосудие по-узбекски. "Хизбутовец" Ахмедов получил 7 лет колонии, прокурор требовал 9, а адвокат - высшей меры
08:06  "Мемориал" о завершении хлопковой кампании в Туркменистане
06:33  К визиту И.Каримова в Андижан. Осведомители записывают молящихся в списки потенциальных террористов
05:25  Школа молодого востоковеда - 2004. Восточный Факультет СПбГУ приглашает на конференцию
02:17  "Сучьи метки". Ташкентские сутенеры начали клеймить неблагонадежный товар
01:15  Туркменистан.Ru зовет русских обратно: "Лучше 40 - в тени, но дома..."
00:58  Исак Абдуллаев - В Узбекистане вступила в силу еще не объявленная амнистия
00:37  А.Умаров - Салем беру! Особенности национального казахского этикета
00:32  Кто "приватизировал" недвижимость Таджикистана в Москве. Ответ росийским СМИ
00:30  П.Морведж (индийский профессор) - "Гений Акаева заключается в мудрой стратегии искусства геополитики"
00:19  Н.Назарбаев - "Мы точно не будем покупать "Челси"" (интервью)
00:18  "Газета СНГ" - ОДКБ и НАТО строят совместные планы. Итоги бишкекской встречи глав МИД
00:01  Чего ждать от Душанбинской сессии ОДКБ. Рассказывает глава МИД Киргизии А.Айтматов
00:00  К.Аразмухамедов - Опахальщики устали, или Здоров ли Туркменбаши?
Среда, 19.11.2003
20:38  "Генерал Бакаев". В Киргизии вышла книга о погибшем главе спецслужбы
17:11  Смещен губернатор Баткенской области Киргизии М.Айбалаев
16:16  В Ираке застрелился украинский миротворец - капитан Бондаренко
15:53  Немцы проверят "на прочность" туркменские магистральные газопроводы
15:20  Туркменские НПО учат Рухнаму. Власть придумала новые правила
14:26  "Газета СНГ": Доллар США – наднациональная валюта СНГ?!
14:08  Б.Булгакбаев (глава финансовой полиции Казахстана) - "Предлагаю сократить компетенцию МВД" (интервью)
14:03  Казахстан и Россия продлят срок аренды космодрома Байконур до 2053 года
14:02  Почему отключены наши телефоны? Узбекские правозащитники пикетируют Госагентство связи
13:57  В союзе кинематографистов Казахстана полный раздрай: отставки, "свержения с престола", пропавшие деньги
13:37  Откат. Филиппины выводят из Ирака войска, а Южная Корея из Афганистана посольство
13:24  "Frankfurter Allgemeine" - Немецкие трупофилы покупали тела в Киргизии всего за 10 евро
13:16  "La Stampa" - Талибы признались в убийстве сотрудницы ООН Б.Гуаслар и грозят новыми
12:09  "Тегеран-43": рассекреченные документы о подготовке убийства "Большой тройки" в 1943
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
А.Умаров - Салем беру! Особенности национального казахского этикета
00:37 20.11.2003

Особенности национального этикета

Аскар УМАРОВ

У каждого народа существуют какие-то свои отличительные особенности в поведении в тех или иных ситуациях. Так и казах должен знать, как ему поступить в той или иной ситуации, чтобы его не сочли невежливым или невеждой. Правда, время и глобализация вносят и здесь свои коррективы, но, тем не менее, многие национальные обычаи в области этикета сохраняются по сей день

Здравствуйте, люди добрые
Особое внимание казахи уделяют приветствию (салем беру). Путник, прибывший издалека, обязательно поздоровается с аксакалами и уважаемыми людьми населенного пункта. Даже сейчас стоит приехать в гости к дальним родственникам, как начинаются бесконечные хождения по родным и близким, многих из которых, возможно, видишь в первый раз. С другой стороны, в дом, где остановился дальний родственник, начинается паломничество местных. Недаром казахская пословица гласит: "Алыстан келген алты жастагы балага алпыс жастагы аксакал салем береды" ("Шестилетнему ребенку, прибывшему издалека, приветствие отдает шестидесятилетний старец").

Отсутствием хорошего воспитания считается только приветствие знакомого человека и игнорирование остальных, находящихся рядом. Азильхан Нуршаихов в своей книге "Истина и легенда" упоминает, как прославленный Бауржан Момыш-улы находился по приглашению в одном из районов Южно-Казахстанской области. В ресторан, где советский казахский герой обедал с местными аксакалами, вбежал молодой парень из местной администрации. Поздоровавшись только с одним из сидящих за столом, он начал что-то быстро рассказывать. В итоге невоспитанный чиновник был выгнан взашей разъяренным Б. Момыш-улы, который обвинил его в неуважении к обычаям предков.

Для приветствия казахи используют рукопожатие двумя руками. В некоторых регионах Восточного Казахстана подают лишь правую руку, а левую прижимают к груди. Но чаще уважаемые люди обнимают друг друга при встрече, прижимаясь грудью (тoс сyйесу). Хотя на юге республики практикуется, что женщины здороваются с мужчинами за руку, в других регионах этого делать не рекомендуется. В лучшем случае, девушка подаст парню ладонь горсточкой, коснется его руки и тут же отдернет.

Невестка здоровается с родителями и старшими родственниками мужа поклоном (салем ету), демонстрируя свое уважение. И хотя современные казашки становятся все более европеизированными, подобное поведение все еще широко распространено на юге и западе Казахстана.

Гость – это святое

Еще не так давно нельзя было проехать мимо аула и не зайти в него. Это считалось дурным тоном, неуважением. Более того, такого непочтительного человека могли даже посчитать вором или преступником, который прячется от людей. Кстати, из-за этого известный казахский поэт прошлого столетия Жаяу Муса и получил свое прозвище (жаяу – пеший). Такое прозвище ему дал волостной управитель, которого разозлило, что акын проехал мимо его дома и не спешился с лошади. И он нашел способ отплатить поэту – "лишил" его "настоящего" имени.

Если дом посетил гость, то его следует принимать. Это кудайы конак (божий гость). Любой казах сначала накормит его, а потом уже будет спрашивать, что привело человека в эти края. Пока вы находитесь под крышей дома казаха, можете быть уверены – вы всецело под его защитой и он сделает все, даже в ущерб себе, чтобы угодить гостю. Можно даже попросить себе в подарок понравившуюся вещь, ведь по правилам казахского этикета ее следует отдать (калау – выбор). Правда, в ответ хозяин может попросить от гостя конак каде – выполнить определенную просьбу. Отказываться также будет неприлично. Но всему есть свой предел, и чересчур наглому гостю говорят – шаныракка кара (взгляни на шанырак – верхушку юрты), напоминая ему, что он все же находится не у себя дома.

У казахов есть еще две категории гостей: арнайы kонаk (особый гость) и kыдырма kонаk (специально званный). Для них всегда хранится самая вкусная еда – "kонаk асы" (гостевое угощение). Это может быть и сыбага, тщательно оберегаемые куски вяленного мяса, о чем упоминалось в № 18 за 2002 год.

Вы можете нанести очень большую обиду, если зашли в дом и отказываетесь от угощения хозяина. В этом случае, чтобы соблюсти правила приличия, следует отщипнуть кусочек хлеба, тем самым вкусив от дастархана (нанга ауыз тию). Ни в коем случае нельзя делать это стоя, иначе вы не проявите уважение к дому. Даже если вы очень спешите, просто преклоните колено (тизе бугу).

Когда я ем, я глух и нем

Это правило столовых советских пионерлагерей ни в коей мере не относится к казахам. Если вы в их доме вкушаете трапезу, то не следует сидеть тихо с мрачным выражением лица. Это значит, что вам не понравилась еда либо вы не уважаете хозяев. Но если за столом сидят люди старше вас, не стоит их перебивать, а на все вопросы следует отвечать чинно и спокойно.

Этикет поведения за дастарханом был описан в "Особенностях национального чревоугодия" (№ 18 за 2002 год). Лишь напомню, что во время тоя (торжества) должно быть четко соблюдено табаk тарту (сервировка и распеределение блюд). Для уважаемых людей в блюдо обязательно входит баранья голова (бас), для сватов – бедро (жамбас), для зятя – грудинка (тoс), для невесток – позвоночный мосол (белдеме). Пища священна и требует благопристойного с собой обращения. Когда еду подают на общем блюде, следует брать только то, что находится перед тобой. Тянуть руку на чужую сторону – значит демонстративно посягать на чужое достояние и достоинство.

Считается очень почетным, если гость приходит со своими друзьями и близкими, которые готовы разделить его трапезу (бармагын жалау). Хозяин должен этому искренне радоваться. Иногда глава дома приглашает молодых людей разделить пищу с уважаемым аксакалом. Это проявление высшего уважения.

Особое место в этикете казахов уделяется взаимоотношению с окружающими людьми. Наверное, в этом сказывается общинно-родовое сознание моего народа. Так, новоселов следует пригласить на угощение – ерулiк, чтобы наладить добрососедские отношения. Помнится, один из моих друзей въехал в новый многоэтажный дом одним из первых. Так его старенькая бабушка на правах старожила практически каждый день приглашала все новых гостей. В современных условиях это вылилось в довольно затратное мероприятие. Мирно жившие соседи при расставании приглашают друг друга на айрылысар кoже (прощальная похлебка). За щедрым угощением они желают друг другу счастья и процветания. Уехать и не попрощаться с соседями считается дурным тоном.

Что такое "хорошо" и что такое "плохо"

Повседневное поведение казахов в рамках национального этикета регулируется понятием – "aдет" (приличие, традиция). Это своего рода негласный кодекс, положения, которых, увы, не всегда придерживаются в настоящее время.

В первую очередь это касается уважения к старшим. Самого уважаемого и старого человека всегда проводят на тoр (почетное место во главе стола). Кстати, это применительно и тогда, когда нужно уступить пенсионеру место в общественном транспорте.

За дастарханом рассаживаются согласно строгой иерархии: младший по возрасту ни в коем случае не может сесть выше старшего, если не заслужил этого особым правом – это определяется местным аксакалом. Келин (невестка) не садится за стол с аксакалами, это допускается только в исключительных случаях. Если вас пригласили в гости, то помните – в казахских домах принято снимать обувь в прихожей. Причем ее нужно сразу аккуратно убрать в сторону.

Когда зевают, рот прикрывается тыльной стороной ладони. Таким образом соблюдается приличие, ведь это все же одно из физиологических отверстий человека. Чтобы приучить к этому детей, используют старое суеверие о том, что дъявол не упускает возможности плюнуть в чей-нибудь разинутый рот. Считается плохим тоном ковырять в носу или садиться за стол в грязной одежде, не вымыв рук. Тело за дастарханом должно быть прикрыто, форма одежды "голый торс" не приветствуется. Мужа и жену за столом никогда не садят порознь (айрылмас), это неприлично. Более того, без супруга на мероприятия женщина старается не ходить вовсе.

Этика требует соблюдения приличий как старшими по возрасту, так и младшими, мужчин перед женщинами, и наоборот. К примеру, младший по возрасту не пересекает дорогу старшему, свекор должен быть всегда вежливым в разговоре с невесткой, а она, в свою очередь, – везде проявлять учтивость и вежливость.

Некоторые из этих правил поведения сохранились до сих пор даже в таком европеизированном городе, как Алматы. Мне известно одно кафе, где официантка неизменно подает чай сначала мужчине, а затем женщине. Все в рамках национальных традиций.

Особая деликатность казахских невесток проявляется в том, что они не должны называть по имени своих свекра (ата), деверя (kайынiнi), золовок (kайын сiнiлi). Они подбирают им подходящие имена (ат тергеу). Причем эти прозвища могут обозначать как положение в обществе, так и внешние особенности. Сегодня в городах это практически не соблюдается, и жена называет отца мужа не кoке, а на европейский лад – по имени и отчеству.

Лидер – это ответственность

– Ел не айтады!? (Что скажут люди, общество!?) – часто восклицают казахи. Действительно, мнение народа для традиционного моего соплеменника имеет большое значение. Никто не может пренебрегать мнением народа (халыk конiлi). Особенно это касается тех, кто стал руководителем той или иной ячейки общества. Ни один богатый или влиятельный человек не может пройти мимо дома, из которого ему вышли навстречу и вынесли пиалу кумыса. Этот эпизод очень хорошо описан в книге "Промелькнувший метеор" Сабита Муканова, когда отец Чокана Валиханова, ага-султан Чингиз не чурается угощения, преподнесенного ему бедной женщиной, и спешивается с коня.

Уважительное отношение к народу ценилось. Например, прежде существовал обычай, который некогда был обязательным в казахском этикете, (доля хана) – часть скота и имущества новоизбранного хана или просто аульного головы люди поровну делили между собой. Ведь глава может это себе позволить, потому что о нем позаботится народ. А у руководителя не должно быть иных забот, кроме благополучия людей. Кто знает, может быть, когда-нибудь эта одна из позабытых основ "казахского менеджмента" вновь приобретет свою актуальность.

Ведь она имеет продолжение в виде обычая хан талау (грабеж хана). Бездарного и жадного руководителя, не оправдавшего доверия народа, сначала предупреждали уважаемые люди Степи, потом делали замечание, а после чего отбирали у него все имеющееся имущество и оставляли одного на пепелище. Причем это не считалось каким-то насилием. Ведь решение принимал народ, абсолютно уверенный в том, что соблюдает правила приличия, завещанные предками.
№ 46 (162) от 19 Ноября 2003

Источник - Новости недели
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1069277820


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о ратификации договора о союзнических отношениях с Узбекистаном одобрили сенаторы
- Председатель Мажилиса прибыл с официальным визитом в Китай
- Олжас Бектенов: Мы заинтересованы в расширении взаимовыгодного сотрудничества с Турцией
- Казахская загадка
- Кадровые перестановки
- Гизат Нурдаулетов принял участие в XII Международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности
- Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
- Об АНК и информационной политике
- О встрече главы МИД Казахстана с Заместителем министра иностранных дел Китая
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх