Н.Мирсаидов - Узбеки и таджики не могли быть японцами… 01:29 25.11.2003
Анализ нынешнего состояния отношений между государствами Центральной Азии показывает, что правительства стран региона все больше склоняются к укреплению добрососедских отношений. Наконец, наступает время переосмысления первых спешных шагов, направленных на защиту национальных интересов, вызвавших ошибки, которые не принесли народам региона ровным счетом ничего, кроме обострения этих отношений. Не секрет, что причиной принятия многих односторонних и иногда двусторонних решений, была гражданская война в Таджикистане, угроза, исходившая с территории Афганистана. Но все это позади. Каждое из государств, провозгласившее себя правовым, светским и демократическим, теперь пытается на деле продемонстрировать свое стремление к построению гражданского общества.
Можно ли такое общество построить, будучи в глубокой изоляции? Разумеется, что нет. Одна сама изоляция собственного народа, ограничивающая его передвижение, противоречит нормам международного права. Если с этой стороны подойти к уровню соблюдению прав и свобод граждан, безусловно, Таджикистан и Кыргызстан создали хорошие предпосылки для продвижения по пути реформ. О Казахстане не будем говорить, ибо здесь с самого начала общество сумело отстоять главное - свободу слова и печати. Это важно потому, что любая власть будет пытаться сохранять больше рычагов управления людьми и вряд ли желает добровольно уступать их. И неслучайно многие международные организации признают сегодня успехи Таджикистана в реформировании политической системы страны.
Что касается барьеров, существующих между Таджикистаном и Узбекистаном, с одной стороны, Кыргызстаном и Узбекистаном - с другой, это вовсе не связано с экономическим курсом страны. Курс у всех стран один - рыночная экономика. У кого свободный рынок, а у кого регулируемый. На мой взгляд, узбекский народ в изоляции оказался в силу выбранного политического курса, определенного больше амбициями одного человека, нежели стремлением народа. Стремительного экономического рывка, на что рассчитывало правительство, явно не получилось. Узбеки и таджики (последних немало в Узбекистане) просто не могли быть японцами. Главная ошибка заключалась в игнорировании соседей, особенно Казахстана и Туркмении, недооценке роли России, на чью экономику была ориентирована экономика практически всех стран Центральной Азии. И то, что до сих пор и Туркменистану не удается вопреки богатейшим запасам энергоресурсов, добиться сколько бы ни было заметных сдвигов в экономике, - именно результат самоизоляции.
Тем временем, осознавшие необходимость укрепления партнерства Таджикистан и Кыргызстан постепенно снимают напряженность в отношении двух народов. Правда, не без помощи международных организаций. Все меньше беспокоят два соседних народа и вопросы вокруг водораздела и спорных территорий. Нельзя сказать, что нет амбиций у президента Акаева, у таджикского главы государства Рахмонова, однако они давно поняли: если действительно есть необходимость дружить, там не должно быть места амбициям. И самое главное народы обеих стран считают, что лучше идти вместе, чем в одиночку.
И Кыргызстан, и Таджикистан - бедные страны. Не в счет природные ресурсы, тем более что они не освоены. Не нужно говорить и об энергетическом потенциале, реализация которого быстро может оба государства вывести в число развитых. Главное - формировать условия для развития и прогресса, создание которых невозможно без общественного согласия, стабильной ситуации во всем центральноазиатском регионе. Для этого нужны дружба, прочный мир, сотрудничество, в том числе и с узбекским народом, который, уверен, желает того же, что и таджики, и кыргызы.
Уровень жизни людей всегда зависит от степени развитости экономических отношений. Никакие экономические проекты ни могут спасти, если не развито мелкое и среднее предпринимательство. Оно само со временем построит и заводы, и фабрики, если посчитает нужным. А для развития такого бизнеса на обширной территории Центральной Азии есть все условия. Это, прежде всего, Ферганская долина, долина, где стыкуются границы трех государств, территория, где компактно проживают три соседних народа, которые тянутся друг к другу. И если сравнить уровень жизни народов этой долины с уровнем жизни народов российской провинции, то вряд ли можно сказать, что они живут хуже. Это вопреки тому, что Россия ушла далеко вперед в своем развитии. Уникальна в Ферганской долине природа, но и уникальны люди. Главное их достоинство - трудолюбие. А оно у всех трех народов есть. Им не нужно ни власти, ни амбиций. Они хотят одного - мира, чтобы иметь возможность спокойно трудиться, дружить, сотрудничать.
Н.Мирсаидов, газета "Вароруд" №46 (82) от 19 ноября 2003 г.
|