"Кабар" - Во всем виноват Казахстан. Найдены причины повышения цен на ГСМ в Киргизии 13:22 25.11.2003
КОНТРАБАНДА ГСМ И ЭКОНОМИКА
Относительно низкие цены на горюче-смазочные материалы в Кыргызстане продержались недолго. Уже осенью контрабандный ввоз бензина усилился, а вместе с ним резко выросли и цены. Борьба с контрабандой топлива остается приоритетной для государства. Однако есть и другие проблемы, усугубляющие ситуацию. Об этом в интервью "Кабар" президента Ассоциации нефтетрейдеров КР Олега Забары.
- Олег Иванович, почему в начале ноября резко выросли цены на бензин в республике?
- Это связано с вынужденным простоем Чимкентского нефтеперерабатывающего завода в Казахстане, основного поставщика горюче-смазочных материалов в Кыргызстан. Из-за увеличения спроса на ГСМ правительство Казахстана вынесло решение об ограничении вывоза нефтепродуктов из страны. Несмотря на то, что официальный поставщик завода в Кыргызстане - компания "Мунай Мырза" - заблаговременно заплатила 3 млн. долларов за поставку 32 тыс. тонн ГСМ поток нефтепродуктов резко сократился, породив дефицит бензина и дизельного топлива. Теперь компания вынуждена ввозить ГСМ из России, увеличив при этом отпускную цену на бензин.
- И сколько может продлиться такая обстановка, когда даже за 20 сомов купить бензин очень трудно?
- По нашей версии, на стабилизацию ситуации с ГСМ в Кыргызстане понадобится от 10 до 14 дней. За это время в республику поступит первый поток российского бензина. А затем восстановится и поставка казахстанских ГСМ. Нам не выгодно держать высокие цены на нефтепродукты и поэтому мы надеемся, что цены на бензин А-80 и А-92 через некоторое время снизятся до прежнего уровня (13-14 сомов за литр бензина А-80). Опустится ли розничная цена ниже этой отметки – сказать трудно, но мне кажется, это уже невозможно, потому что будет невыгодным для АЗС в стране. А их только в Бишкеке насчитывается свыше 80.
- Не секрет, что собственными нефтепродуктами республика обеспечивает себя лишь на 6-8%. Когда же наступит долгожданная стабилизация в снабжении потребителей республики нефтепродуктами?
- Местные заводы-производители практически не влияют на ситуацию на рынке нефтепродуктов. Например, при создании СП "Восток" предполагалось полностью обеспечить север республики высококачественным ГСМ. Сегодня он объявлен банкротом и простаивает, произведя в этом году всего 50-60 тонн. Джалалабадский нефтеперерабатывающий завод должен был ть нашу собственную нефть, которая у нас имеется в достаточном объеме. В мире добыча и переработка нефти – бесспорно, самое прибыльное дело. Нам же почему-то внушают, что они убыточны. В 1995 году нашим заводам были созданы практически тепличные условия – 50 % акций находятся у государства и 50 % - у иностранной компании. Им были установлены пятилетние льготы на освобождение от уплаты акцизного налога и НДС. Можно посчитать, что благодаря этим льготам за пять лет заводы не доплатили в казну республики за произведенное топливо почти миллиард сомов! Вы понимаете, что он не был бы лишним для страны.
После того, как в конце марта 2003 г. в республике постановлением правительства были снижены акцизы на бензин с 3000 до 1500 сом/т, а на дизтопливо – с 800 до 500 сом/т, мы практически уравняли наши акцизы с уровнем соседей. Только за полгода республика получила в бюджет дополнительно 50 млн. сомов за счет увеличения объема ввоза топлива. Но местные производители прямо заявили, что если акциз будет снижен, то заводы остановят производство – т.е. налицо не рыночные механизмы, а просто саботаж. По сравнению с прошлым годом производство на этих заводах сократилось в два раза. До снижения акцизов им было чересчур вольготно – маржа из-за высоких акцизов составляла 3000 сом. Но при этом они держали высокие цены на бензин даже в своем южном регионе. Теперь "Кыргызпетролеум компани" перепродала свой пакет акций, в результате собственного топлива станет еще меньше. Этим летом производители добивались завоза двухмесячного объема готового топлива без уплаты налогов, и правительство в сентябре пошло им навстречу – освободило от налогов на поставку 32 тысяч бензина и дизтоплива. В результате этих действий республика потеряла бы 112 млн. сомов. С трудом Ассоциации нефтетрейдеров удалось добиться отмены распоряжения.
- Кто же виноват в ситуации на собственных заводах?
- С одной стороны, конечно, это "теневики", которым выгодно такое положение. С другой стороны, для заводов была очень прибыльной такая льготная обстановка. "Кыргызпетролеум компани", как дочерняя фирма крупнейшей мировой нефтедобывающей и перерабатывающей компании, имела умопомрачительные льготы – освобождение от налогов при покрытии государством возможных убытков. Почему? Вопрос без ответа. Эти льготы были установлены тогдашним премьером А. Джумагуловым и министром промышленности А. Иорданом. Я уверен, что и летом этого года чиновники средней руки "не за спасибо" установили для завода льготу на поставку 32 тыс. т бензина и дизтоплива, а это же 2,5 млн. неполученных долларов! Тем самым были созданы неравные условия, и остальные нефтетрейдеры должны были просто уйти с рынка. Этим распоряжением и был отчасти инициирован всплеск цен в октябре и ноябре.
– Расскажите, пожалуйста, как повлияло на наш рынок введение в действие постановления казахского правительства о летне-осеннем сокращении отпуска дизтоплива.
- Казахстанцы зафиксировали цену дизтоплива, произведенного в республике, на уровне 185 долл/т для нужд собственных сельхозпроизводителей и запретили экспорт дизтоплива за пределы республики. Кроме того, там принят указ президента Н. Назарбаева об обороте нефтепродуктов в Казахстане, где четко оговорены объемы квот, экспорта и импорта, а также приоритет по ценам для своих потребителей. В России же дизтопливо стоит 260 долл/т. Поэтому в нашей республике моментально возник дефицит – пришлось завозить российское топливо, что стало еще одной из причин взлета цен. Такие сложности для нас – не редкость, но в этом году пришлось подойти к процессу более жестко. А республике ежемесячно требуется 7 тыс. т дизтоплива и примерно 22 тыс. т бензина.
- Каковы ваши конкретные предложения по урегулированию создавшегося положения и нормализации обстановки?
- Мы подготовили очередное обращение в правительство, где все наши предложения предельно конкретизированы. Во-первых, просим опять снизить акцизы: на бензин – с 1500 до 1000 сом/т, на дизтопливо – с 500 до 200 сом/т. И это один из главных рычагов снижения цен и удар по контрабанде, поскольку канистры частных продавцов опять заполонили улицы городов и сел.
Во-вторых, надо, наконец, договориться с Казахстаном по квотам на дизтопливо, потому что именно отсутствие такой договоренности мешает нормальной работе наших сельхозпроизводителей.
В-третьих, мы предлагаем правительству совместно с нами разработать механизм создания достаточных резервов топлива, чтобы республику не лихорадило каждую посевную-уборочную. Нужно заинтересовать частные компании в создании таких резервов.
В-четвертых, мы просим местные власти (городские, районные) рассмотреть вопрос сокращения с нового года местного налога с розничных продаж на АЗС с 4 до 2 %, но, я уверен, собираемость налогов при этом возрастет. В Казахстане такого налога нет.
В-пятых, надо, наконец, изменить положение, при котором налоговые инспектора закреплены за конкретными АЗС, которые для них стали постоянным доходом. Они просто "срослись" с АЗС, которых у нас больше, чем в Москве – следовательно, для всех участников это очень выгодный бизнес. В целях снижения коррупции было бы естественнее создавать мобильные бригады инспекторов.
В-шестых, надо решить вопрос с СЭЗами, которые являются самым большим источником узаконенной контрабанды топлива. К примеру, в 2002 году Каракольская СЭЗ без уплаты налогов ввезла свыше 30 тыс. т бензина. Этот объем значительно превышает годовую потребность в топливе Иссык-Кульской и Нарынской областей. В результате Кыргызстан недополучил 2 мин. долларов налоговых платежей.
В-седьмых, самое больное место – это конечно, регулярные поставки. Надо решить вопрос нехватки вагонов для транспортировки топлива. В собственности наших железнодорожников было 172 цистерны, но они почему-то большую часть их сдали в аренду Казахстану на несколько лет. В ущерб собственным интересам.
Эти предложения мы в начале ноября отправили Премьер-министру и министру финансов с просьбой создать рабочую группу для решения поставленных вопросов.
- Дайте, пожалуйста, ваш прогноз развития отрасли на будущий год?
- Если будет реализован комплекс мер, которые мы предлагаем, в первую очередь, по акцизам и местным налогам, квотам на поставки, льготам для тех фирм, которые будут завозить топливо в запасники, то цена сразу упадет. Должны быть единые правила игры, соблюдение которых будет приносить выгоду и коммерсантам, и государству. И это главное.
Беседовала Елена Мешкова, информационный-аналитический бюллетень "Кабар", № 7
25.11.03
|