Как арабский шейх едва не утащил в свой гарем киргизский "девчачий" ансамбль "Кыз-Бурак" 08:43 28.11.2003
Соблазнившие арабского шейха
Абдирашит УРБАЕВ. Фото автора
Однажды после блистательного концерта в Москве девичий ансамбль "Кыз–Бурак" чуть не угодил... в гарем арабского шейха.
Нефтяной магнат встретился с худруком группы и предложил баснословную сумму, чтобы ему продали весь коллектив! Бывший выпускник Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, прекрасно говоривший по–русски, предупредил, что девушки не станут наложницами, а продолжат свое "прекрасное творчество и будут петь для всего мира".
С воспоминания об этом случае и началась наша беседа с одной из основательниц "Кыз–Бурака", ныне директором Ошской облфилармонии заслуженной артисткой КР Гюльшаир Садыбакасовой.
–Да, было такое, - смеется она. - В 1985 году нас пригласили на Всемирный фестиваль молодежи и студентов. И к нам в гостиницу пожаловал шейх. Гость заявил о давнем намерении приобрести собственный театр эстрады. Естественно, я ответила резким отказом.
- Но ведь девушки могли работать по контракту? - провоцирую на откровенность.
- Что вы! Во времена КПСС о подобном сотрудничестве мы даже думать не смели. "Кыз– Бурак" для меня как родной ребенок. Может ли мать продать своих детей?
Идея организации девичьего ансамбля родилась в недрах Ошского обкома партии. В те годы на юге было модно и престижно создавать женские бригады хлопкоробов, доярок, ткачих, кукурузоводов. Для них строились комфортабельные полевые станы, покупались униформа, музыкальные инструменты, библиотечки, спортинвентарь. Потом решили учредить эстрадную группу.
Первый состав под руководством Рахмана Салмаматова приступил к репетициям осенью 1976 года. В нем задавали тон выпускницы Кыргызского женского пединститута (сейчас КГПУ имени Ишеналы Арабаева) Гюльшаир Садыбакасова и Айсалкын Дыйканбаева, выступавшие в вузовском ВИА "Шоола". Перед новым коллективом поставили задачу выиграть главный приз предстоящего Всесоюзного фестиваля народного творчества. Тогда никто в Оше не верил в реальность утопического плана. Однако девушки взяли–таки Гран–при. С дипломом первой степени и званием лауреатов вернулись из Москвы. Коллектив тут же попал в поле зрения ЦК ВЛКСМ, по путевкам которого совершил турне по знаменитой Байкало–Амурской магистрали, выступил в Ленинграде, Киеве. Пригласили на правительственный концерт в Кремле и даже на новогодний "Голубой огонек" Центрального телевидения!
В 1979 году по всему Союзу началась усиленная подготовка к Олимпийским играм–80 в Москве. Для участия в культурной программе отбирались лучшие из лучших. И тут "Кыз–Бурак" покидает Рахман Салмаматов. Должность художественного руководителя доверяют Гюльшаир Садыбакасовой, которая отлично справилась с поставленной задачей. По итогам культурной программы Игр "Кыз–Бурак" награждается еще одним дипломом первой степени, о девчатах тепло отозвалась столичная пресса. А еще через пять лет ошские певицы восхитили участников XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов, где стали лауреатами.
"Кыз–Бурак" числился в штате Ошского шелкового комбината. Однако Садыбакасова руководила на общественных началах, работая в педучилище, затем в пединституте. Когда в начале 90–х годов предприятие обанкротилось и ансамбль оказался под угрозой расформирования, Гюльшаир решается на отчаянный шаг. Продает свои "Жигули" и покупает новую музыкальную аппаратуру, концертные костюмы, сама финансирует гастроли.
Она не прогадала. Вскоре "Кыз–Бурак" становится одной из самых известных групп в стране. Даже в Бишкеке, публика которого избалована приезжими звездами, концерты девушек из южной столицы проходят при аншлагах. В числе наиболее популярных певиц называются имена Кенже Дуйшеевой и Гульнары Калдаровой, растет мастерство Айжамал Кабыловой и Оксаны Капаровой. Закономерным итогом можно считать Гран–при Ташкентского международного фестиваля 2002 года.
Садыбакасова еще и самобытный мелодист. Ее песни исполняют многие ведущие певцы Кыргызстана. Популярными стали "Горжусь тобою, ошская земля", "У памятника", "Горы", "Счастливая встреча" и ряд других. Заслуживает отдельного разговора ее деятельность на посту директора областной филармонии. Скажу лишь, что, когда ее пригласили, зрелищное предприятие находилось в кризисе. Из–за отсутствия нормальных условий ушли ведущие музыканты и солисты, распались ансамбли и группы. За год этот коллектив не дал ни одного концерта. Гульшаир повела активную работу и сумела восстановить потерянное.
- Перед развалом СССР в Кыргызстане было 100 профессиональных и самодеятельных ВИА. Остались из той когорты мы да группа "Досум–Усен" Юрия Бобкова. Вообще–то с проблемой сохранения состава я сталкивалась с первых же лет. Ведь работают у нас молодые красивые девушки. За ними просто охотились. Поэтому своих воспитанниц держала дома. Только при таком условии родители соглашались отдавать дочерей "в артистки". Когда выезжали на гастроли, я непременно бывала с ними. Да еще несколько моих братьев охраняли нас. И все же случалось, что их крали, да и сами выходили замуж. За 27 лет сменилось 12 составов, в которых работали 250 девушек. И все равно, несмотря ни на какие перемены, по–прежнему "Кыз–Бурак" - это моя жизнь!
27.11.2003
|