Казахстанскую и российскую медь делят-поделят узбеко-российская УГМК и корейско-казахстанская "Казахмыс" 00:25 29.11.2003
Схватка за Удокан
Владислав НИКОЛАЕВ, специально для Gazeta.kz
Во второй половине августа нынешнего года в Челябинске было зарегистрировано совместное предприятие "РосКазМедь", в которое вошли "Казахмыс (ему принадлежит 50% плюс одна акция) и Кыштымский медеэлектролитный завод - КМЭЗ (у него остальная часть акций).
Поход в обход
Информационное агентство "УралПолит.Ru" вечером 21 августа, сразу же после окончания пресс-конференции, посвященной созданию совместного предприятия, раскрыло карты: "Напомним, что корпорация "Казахмыс" принадлежит южнокорейской компании Samsung, основного конкурента Уральской горно-металлургической компании в борьбе за Удоканское месторождение меди… Противники корейской компании утверждают, что она просто будет вывозить сырье за рубеж".
Газета "RBC-daily" поместила статью под заголовком "Казахи тянутся к российской меди". "По мнению экспертов, - пишет она, - возможно, именно интерес к Удокану, подвигнул "Казахмыс" на создание СП с КМЭЗом".
Тема Удокана не сходит со страниц российских и казахстанских СМИ в течение последних двух лет. Газета "КоммерсантЪ-Урал" тогда же писала о том, как "Казахмыс" "перехитрил УГМК при поддержке Уральских властей": "О переработке сырья на базе КМЭЗа, - пишет газета, - говорить не имеет смысла. Разумеется, для конкурса они подготовят документы о том, что сырье будет перерабатываться в России, но вы же знаете, что главное - победить, а потом никто не будет проверять, как на деле идет бизнес".
Наконец, информационное агентство "УралПолит.Ru" 22 августа этого года прокомментировало это событие так: "Создание совместного предприятия "РосКазМыс" прошло в рекордно короткие сроки не случайно. Злые языки утверждают, что челябинские власти, впуская в свою область казахско-корейскую компанию "Казахмыс" преследуют корыстные цели. А именно, в обмен на лоббирование передачи Удоканского месторождения меди не Уральской горно-металлургической компании, а "Казахмысу", окружение губернатора Сумина надеется отомстить УГМК за ту критику, которой обильно покрывали челябинцев свердловские металлурги во время конфликта за "Карабашмедь". Впрочем, на этом интересы правительства не заканчиваются. Утверждается, что "Казахмыс" (он же фактически "Samsung") предложил губернатору Сумину полное финансирование избирательных кампаний сразу нескольких прогубернаторских кандидатов в Госдуму по одномандатным округам области.
Учитывая, что у Петра Ивановича не самые лучшие отношения сразу с несколькими депутатами одномандатниками - предложение оказалось более, чем заманчивым. Единственной преградой для его реализации были сроки начала сотрудничества: раскрутку кандидатов надо начинать уже сейчас. Поэтому областная администрация в срочном порядке начала готовить все документы на регистрацию СП, лишь бы быстрее получить средства на своих кандидатов".
Тема Удокана неоднократно обсуждалась при личных встречах губернаторов Свердловской и Читинской областей Э. Росселя и Р. Гениатулина с президентом В. Путиным и премьером М. Касьяновым. При этом всегда подчеркивалась поддержка высшими руководителями России отечественных компаний. Страстные речи звучали на заседаниях Государственной думы и Совета федерации. Включился в эту борьбу полпред президента в Уральском федеральном округе Петр Латышев, помогая Уральской горно-металлургической компании получить контроль над Удоканским медным месторождением. Почти вся российская пресса неоднократно и в один голос заявила, что Удокан - это стратегический резерв России в 20 миллионов тонн меди и вопрос ее национальной безопасности. К тому же, кроме самой России, учитывая, что это труднейшее месторождение, расположенное в глухой тайге Забайкалья, в горах, в зоне вечной мерзлоты, где сейсмичность до 9 баллов и куда только на первых порах с неясной отдачей нужно вложить не менее миллиарда долларов, никто не освоит. Кстати, в советское время подобные месторождения осваивались только с помощью ГУЛАГа. Норильский комбинат построен Горлагом, Жезказганский - Степлагом. А после ГУЛАГа не было создано ни одного крупного горно-металлургического комбината в этой отрасли.
Во второй половине сентября в Чите под руководством председателя Совета Федерации России Сергея Миронова прошел "Байкальский форум", на котором присутствовали губернаторы Свердловской и Читинской областей, депутаты Госдумы, руководители крупных компаний, работники министерств, ученые. В результате было направлено письмо на имя Михаила Касьянова, в котором правительству рекомендовано при предоставлении лицензии на Удокан максимально учесть необходимость защиты отечественной медной промышленности, рискующей в случае прихода на Удокан иностранцев попасть в тиски жесточайшего сырьевого дефицита. А после этого появились новые публикации на эту тему, причем опять же направленные против корпорации "Казахмыс".
Зачем "Казахмысу" Удокан?
Неужели в Казахстане настолько иссякли запасы меди в недрах, что нужно вести столь изнурительную, опасную и разрушительную для имиджа компании борьбу за российское медное месторождение?
По данным геологов, запасы меди в недрах Казахстана оцениваются в 40 миллионов тонн. Но при этом недра Казахстана недостаточно изучены, особенно территории, которые были ранее заняты испытательными полигонами. Есть в Северо-Восточном Прибалхашье совершенно неосвоенные месторождения Актогай и другие с суммарными запасами меди около 15 миллионов тонн.
Кроме того, важным направлением в развитии добычи меди все больше становится ее выщелачивание растворами серной кислоты и даже применение специальных бактерий. Во всем мире таким путем получают уже треть всей меди. Успешно развиваются эти технологии даже в Чили, где месторождения меди в изобилии. Особенно важен этот метод для получения меди из очень бедных руд и отвалов при рудниках. А таких запасов в Казахстане наберется на целый Удокан. И в Балхаше такая технология давно уже отработана. Успешно применяется выщелачивание в Казахстане для получения урана и золота, а вот для получения меди не используется.
При выплавке 430 тысяч тонн меди в год, при комплексном использовании руд и при целенаправленных геологопоисковых, геологоразведочных работах и при использовании технологии выщелачивания рудных запасов меди хватит корпорации "Казахмыс" на сто лет.
Зачем же тогда нужны Удокан и другие российские месторождения?
На этот вопрос руководители корпорации отвечают весьма откровенно: для повышения капитализации компании, ее международного имиджа, кредитоспособности и конкурентоспособности. Только вот почему это происходит в условиях потери этого самого имиджа?
В этом году руководители "Казахмыса" наняли в Москве специальную компанию "Миссия К", которая провела социологические исследования и в отчете под названием "Имидж ОАО "Корпорации Казахмыс": настоящее и будущее" отмечалось, что "сложившийся образ корпорации, который вкратце можно описать так: отсутствие заботы о сотрудниках и членах их семей, социальная несправедливость, обогащение верхушки корпорации и жалкое, по сравнению с ней, существование основной массы работников - вот основные моменты расхождения официально декларируемой миссии корпорации и реальности, такой, какой она воспринимается большинством населения".
При этом исследователи замечают, что "существенное влияние на опрос в Жезказгане и Сатпаеве оказало настороженное отношение респондентов к самому факту участия в исследовании. Они попросту боялись, что если их ответы будут носить негативную окраску по отношению к корпорации, то незамедлительно последует наказание. Особенно настороженно относились работники корпорации, которые боялись увольнения". А если бы не боялись говорить правду, то сказали бы так, как написано в отчете московских исследователей, что это "частная лавочка по выкачиванию денег из недр".
На состоявшемся 28 июля этого года собрании акционеров впервые были названы и занесены в протокол некие компании, владеющие в сумме с "Самсунгом" контрольным пакетом акций, о которых, при этом, никто ничего не знает: Harper Finance Limited; Cuprum Holding BV и Dilon Enterprisis LTD. Тот протокол от имени новых хозяев корпорации подписали г-да Bendicht F. Hugli; Van Zuijlen Jarome Andre; и от "Самсунга" М.С.Бэй.
И если у "Казахмыса" сейчас такие непонятные хозяева, то чья это компания? Чьи интересы она отражает?
После продажи всего государственного пакета акции "Казахмыса" казахстанских акционеров в корпорации почти не осталось. И если хозяева компании иностранцы, то чья она? Ну, а если корпорация "Казахмыс" непонятной стала даже для Казахстана, то что говорить о России? Единственный акционер в России, компания "Атон" заявила, что подает на "Казахмыс" в суд. Заявлял о суде и Казкоммерцбанк.
Кстати, при социологических исследованиях выяснилось, что известность самой корпорации "Казахмыс" в Казахстане составляет лишь 5,3%. И эта известность - с негативным оттенком. Но это руководителей корпорации не волнует.
Вот что писал в номере 18 за этот год казахстанский журнал "Континент":
"Настойчивый интерес "Казахмыса" к российскому месторождению Удокан, расположенному в Читинской области, весьма любопытен. Руководство компании не обращает внимания на все политические и экономические риски, связанные с данным проектом… С созданием СП "РосКазМедь" "Казахмыс" смог обойти основное препятствие в борьбе за Удокан - свой иностранный статус. Теперь при любом раскладе "Казахмыс" будет принимать участие в тендере на право разработки Удокана. Правда, злые языки в России говорят, что создание СП стало возможным из-за давних неприязненных отношений между челябинским губернатором Суминым и основным конкурентом "Казахмыса" в России УГМК. Кроме того, утверждают, что "Казахмысу" пришлось оказать поддержку некоторым проправительственным кандидатам в Госдуму России, близким к Сумину.
Генеральный директор УГМК Андрей Козицын отреагировал на факт создания СП очень жестко: "Иначе как посягательством на стратегический сырьевой запас России действия "Казахмыса" мы назвать не можем". Так что еще ничего не закончилось. Вся борьба еще впереди. Но главный вопрос остается - зачем "Казахмысу" борьба за Удокан с ее не совсем ясными перспективами? Более того, борьба ведется под казахстанскими знаменами, хотя основной акционер - компания Samsung. Значит, перспектива этой борьбы нам всем далеко не безразлична. Хотя бы потому, что в разгар выборов в Государственную Думу РФ мы с помощью "Казахмыса" очень легко можем попасть под горячую руку российской патриотической мысли.
Разговоры о продаже родины всегда и везде очень популярны. Понятно, что как ни лестно нам, что казахстанская компания так уверенно борется за месторождения в соседней стране, но риск ухудшить вследствие этой борьбы казахстанско-российские отношения очень велик. Ясно, что УГМК будет работать именно в этом направлении. Оно нам надо?"
Новые участники схватки
На нынешнем этапе в схватку за Удокан включился даже мэр Москвы Юрий Лужков. Вот что пишет по этому поводу российская пресса. "Лужков хочет стать медным королем" (RBC-Daily, 17.10.2003): "В полку претендентов на разработку Удоканского месторождения меди прибыло. Наряду с Уральской горно-металлургической компанией и "Казахмысом", свой интерес к Удокану проявило правительство Москвы, которое выступило главным учредителем ОАО "Удоканская медь". Участники рынка и аналитики связывают интерес московских чиновников к меди с желанием близких к мэру Юрию Лужкову бизнес-структур воспользоваться лоббистскими возможностями столичного градоначальника для "продвижения" выгодных для них условий предоставления лицензии на разработку месторождения. Эксперты, знакомые с особенностями Удокана, утверждают, что для его разработки потребуются огромные инвестиции, которые ни одна российская компания в одиночку не осилит…
В январе 2003 г. мэрией было принято решение о долевом участии в учреждении ОАО "Удоканская медь", а в мае 2003 г. данная компания с уставным капиталом в 200 тыс. руб. была зарегистрирована в поселке Н. Чара Читинской области".
После поездки Владимира Путина в Екатеринбург агентство "УралПолитюRu" 9 октября этого года сообщило: "На вчерашней встрече президента РФ Владимира Путина и губернатора Эдуарда Росселя в Екатеринбурге обсуждался вопрос Удоканского медного месторождения в Читинской области, сообщил "УралПолит.Ru" пресс-секретарь губернатора Александр Левин. По его словам, глава области "аргументировал участие Свердловской области в разработке" Удокана".
А вот самое последнее сообщение: "Минэкономразвития и минприроды согласовали график аукционов и конкурсов на 2004 г., сообщил замминистра экономического развития М. Циканов. Доход федерального бюджета от этих тендеров составит около 24 млрд. руб. Все тендеры будут проводиться "преимущественно на аукционной основе", поэтому по крупнейшему в Европе золоторудному месторождению Сухой Лог, скорее всего, будет проведен аукцион, а не аукционный конкурс. По словам М. Циканова, Сухой Лог вместе с медным Удоканским месторождением и нефтегазовым Талаканом будут проданы во втором квартале 2004 г. Условия тендера будут объявлены в ноябре".
А что будет дальше? Закончится ли на этом схватка, которая перешла уже в область политики?
Примечание .ЦентрАзии - владельец упоминаемой в статье компании УГМК является узбекский предприниматель И.Махмудов.
|