Gazeta.kz - Существует ли альтернатива глобализации? Очевидец о Парижском социальном форуме 00:49 03.12.2003
Существует ли альтернатива глобализации?
Ильхам ВАЛИЕВ, специально для Gazeta.kz
В конце ноября, в столице Франции Париже, прошло очередное официальное антиглобалистское сборище - Европейский Социальный Форум. Предлагаем вашему вниманию репортаж очевидца.
Впервые я услышал об антиглобализме несколько лет назад, когда подрабатывал на ниве итальянского сельского хозяйства.
На сельхозработах я познакомился и близко сошелся с двумя интересными людьми: Хавьером, молодым марксистом из Испании, и Андреа, римским анархо-панком.
Разумеется, происходя из страны с прошлым развитого социализма (или "государственного капитализма" как говорят современные левые), я не имел никаких иллюзий о той грандиозной мечте человечества, которую называют коммунизмом.
Мы вели очень оживленные дискуссии за сбором оливок и в какой-то момент, на одном из перекуров увидели по телевизору массовые беспорядки в Сиэттле, сорвавшие конференцию ВТО. На каком-то уровне это было очень созвучно с нашими диспутами.
С тех пор я заинтересовался работами Маркса, классиков анархизма и с феноменом массовых социальных движений против глобализации капитала.
После Италии я работал уже у нас, в Казахстане на крупном нефтегазоконденсатном месторождении - Карачаганак.
В качестве профгруппорга я вместе с немногими другими людьми неравнодушными как к собственной чести и достоинству, так и к чести и достоинству своих сограждан, прикладывал усилия в борьбе против проявлений произвола и дискриминации в отношении местных рабочих и служащих со стороны иностранных менеджеров.
В контексте определенных конфронтаций у меня завязались контакты по профсоюзной линии в СНГ, и именно через них я начал получать приглашения на всяческие мероприятия вплоть до последнего времени, хотя я уже и не занимаюсь профсоюзной деятельностью.
А перед последним я просто не смог устоять - кто откажется от поездки в Париж на Европейский Социальный Форум?
Дорога на форум была нелегкой - пришлось миновать Россию, Беларусь, Польшу, Германию, Бельгию, прежде чем попасть в мировую столицу моды. Организация была неважной: поговаривали даже, что кто-то из местной бюрократии погрел руки на мероприятии.
Спали на голом полу в спортзале одной из пригородных школ. С другой стороны чувствовалась поддержка мероприятия французскими властями. Например, всем были выданы бесплатные билеты на все виды транспорта на срок пребывания в Париже. Кто-то также упоминал, что правительство Жака Ширака взяло на себя около 90% всех расходов на форум. Во всяком случае, город был настроен очень гостеприимно по отношению к участникам ЕСФ.
Первые два дня были насыщены всевозможными семинарами и пленарными собраниями. Запомнились выступления отдельных спикеров, в частности, итальянского философа Антонио Негри. Вообще, было не совсем понятно, как он попал на этот форум, поскольку, по идее, отбывает длительный тюремный срок в римской тюрьме строгого режима Ребиббия.
Он приговорен "за моральную ответственность за события 70-х в Италии". Напомним, что конец 60-х и большая часть 70-х были временем острейших социальных кризисов в западных странах, причем наиболее интенсивными и затяжными эти процессы стали в Италии, где трудящиеся массы, оформившиеся в движение т.н. "рабочей автономии", захватывали целые фабрики, улицы, площади и города. Это движение захлебнулось в крови, когда его малочисленное, тайное "вооруженное крыло" решило взять на себя всю инициативу и развязало открытую террористическую войну, кульминацией которой стали похищение и убийство Альдо Моро.
Ныне Тони Негри со своей нашумевшей книгой "Империя", разошедшейся за последние пару лет огромными тиражами в США и Европе, явно нацеливается на идейное лидерство над антиглобалистским движением, причем с определенным успехом.
Так, например, вернувшись из Парижа, я обнаружил, что в репортажах российской компании НТВ о форуме использовался уже термин "альтерглобализм", запущенный в употребление Тони Негри. Однако, на мой взгляд, при ближайшем знакомстве с теориями этого "философа" становится трудно воспринимать его всерьез и, возможно в этом заключается секрет его коммерческого успеха.
В остальном чаще всего приходилось выслушивать целые потоки очевидных и малоинтересных банальностей. Например, о том, что Буш и Блэр убийцы, или что палестинский народ обладает правом на самоопределение, или что англо-американские войска должны немедленно покинуть Ирак и т.д. и т.п.
На третий день, при завершении форума, состоялась крупная, семидесятитысячная манифестация. В целом, ее вполне можно было бы назвать исключительно антивоенной, или даже пацифистской, потому что больше всего было слышно опять же "дружных пожеланий" президенту США и премьер-министру Великобритании.
Журналистский инстинкт толкнул меня в колонну "черного блока" анархистов из разных стран. Это была единственная колонна, сопровождавшаяся вооруженным до зубов парижским ОМОНом, к тому же перед ней шли социалисты, с которыми намечался большой мордобой: оскорбления летели с обеих сторон.
Парни и девчонки из анархистского профсоюза СНТ замотали лица черными шарфами, оделись в черные бомберы и, казалось, были настроены по крайней мере на уличный бунт. Специальными короткими штафетами, удобными для ношения в рукаве куртки, они колотили по автомобилям, в полицейских, витрины и вывески банков летели бутылки. Посередине колонны шел грузовик, с которого официальный запевала скандировал в мегафон словно некий "символ веры": "Ni Etat, ni patron, mais l"autogestion!" ("Не государство, не босс, но самоуправление!").
При общении с любым отдельно взятым представителем этой колонны, понимаешь, что у всех очень умеренные взгляды и требования. То, чего они предположительно добиваются - это всего лишь рабочее самоуправление, т.е. та же самая капиталистическая система, при которой, однако, в качестве собственных эксплуататоров выступали бы сами же рабочие, которые неким ультрадемократическим способом управляли бы своими предприятиями, как общей собственностью, обходясь без какой-либо централизации или субординации. Разумеется, ничего подобного произойти в этой физической реальности не может, хотя бы потому, что сами механизмы тотальной "прямой демократии" или "самоуправления", о которых столь навязчиво говорят эти ребята, конечно же помешали бы и не позволили бы незначительному меньшинству мессиански настроенных анархистов воплощать в жизнь свои идеалы свободы, равенства и братства.
В общем, форум оставил неоднозначные впечатления. Чувствовалось, что 60 000 человек, собравшихся на этом форуме в своей подавляющей массе совершенно определенно принадлежали к традиционному левачеству.
Среди обсуждавшихся тем и скандировавшихся лозунгов не было практически ничего, что не обсуждалось бы вдоль и поперек, и не было бы исчерпано за последние пару столетий.
Дело в том, что марксизм и анархизм, столь щедро представленные на этом мероприятии, уже давно показали свою ограниченность, совершили множество неадекватных действий и ошибок в исторических теории и практике. Но большая доля политически активного населения планеты продолжает их придерживаться, возможно, потому что ничего лучше придумано не было, а скорее - потому, что придумывать в принципе уже нечего.
Человечеству сегодня брошен качественно иной вызов; оно сейчас настолько тотально порабощено капиталом, причем, не только на работе, но и в быту, в повседневной жизни, что классовый подход этих идеологий, до сих пор столь любимых интеллектуалами из среднего класса и студенчеством, представляется по крайней мере устаревшим.
Тем не менее, с другой стороны, сопротивление глобализации, или, проще говоря, гегемонии американского сверхимпериализма остается актуальной насущной реальностью. Сегодня всем должно быть понятно, что эта гегемония сталкивает нашу планету в пропасть, и перед каждым человеком в наши дни рано или поздно встает выбор - на чьей он/она стороне?
Однако, сопротивление обезличивающей глобализации, подводящей всех под общий знаменатель, это не только и не столько демонстрация в большом городе одной из развитых капиталистических стран. По идее, оно должно происходить даже на самом простейшем уровне нашего коллективного бытия. И тем более могли бы стать радикальной альтернативой повальной глобализации процессы региональной интеграции, происходящие в настоящее время на евразийском пространстве. 2/12/2003
|