В Киргизии полемика об "общеевропейском этносе", или Править должны знающие 00:11 05.12.2003
Править должны знающие
Э. КАРАБАЕВ
За достаточно короткий период времени я уже во второй раз вынужден использовать вынесенный в заголовок постулат Сократа. Сначала на открытии Дня философа, который был проведен в Кыргызско-Российском Славянском университете 20 ноября под эгидой ЮНЕСКО, и неделю спустя, 27 ноября, когда в КРСУ прошел "круглый стол" по проблемам, связанным с практической реализацией установочных рекомендаций болонского процесса.
Как должно быть известно тем работникам, которые так или иначе, связаны с вопросами образования, в середине июня 1999 года в итальянском городе Болонья ряд европейских министров подписали заявление, которое послужило началом так называемого болонского процесса в европейской образовательной системе. Это и заставило нас в марте 2003 года организовать сначала "круглый стол", на котором были рассмотрены вопросы партнерских отношений и сотрудничества отделов международных связей вузов Бишкека, а в мае уже совместно с Германской службой академического обмена (ДААД) провести семинар "Перспективы международного сотрудничества вузов Кыргызстана и Центральной Азии". В чем же заключается суть болонского процесса? Прежде всего, в том, чтобы до масштабного уровня поднять интернационализацию человеческого образования через унификацию общеевропейского стандарта. Стандарта, заметим, весьма высокого, а значит, имеющего котировку на сложившемся к настоящему времени рынке образовательных услуг.
Не сомневаюсь, что найдутся как сторонники, так и противники вообще каких бы то ни было образовательных стандартов. Я, к слову, тоже в числе последних, как человек, прекрасно понимающий, что все единое усредняет. А усреднение, согласимся, имеет свои отрицательные стороны в любом процессе, тем более образовательном, одной из важнейших составляющих которого является сотворчество как несущих знания, так и эти знания принимающих.
Поэтому вполне допускаю, что единый образовательный стандарт позволит подготовить, скорее, специалистов, гораздо лучше решающих мудреные кроссворды, нежели осуществляющих те задачи, которые ставит перед нами повседневная жизнь. Во всяком случае, именно такое впечатление у меня оставил недавний шахматный турнир Гарри Каспарова с лучшим на сегодняшний день компьютером - стоило чемпиону мира в третьей партии навязать машине чисто человеческие задач, как та стала проявлять ошарашившую наблюдателей дееспособность.
При этом нельзя не учитывать и тот факт, что ряд элитарных вузов Европы (тот же Кембридж, например, или Парижский институт политических наук) отказался участвовать в болонском процессе. И как верно подметил координатор международного форума по проблемам реформы образования Кароль Сигман из Франции, это означает, что "Европейский союз строит дерегламентированную сферу образования для "обычных" людей, но остается нормальная сфера образования для элиты". Критическую оценку болонской декларации дает и Ани Винокур из Нантерского университета (Франция), когда пишет: "Мы находимся на стадии экспериментирования в масштабе жизни (наблюдателя). Вдохновители и исполнители реформы вряд ли прикладывают необходимые усилия, чтобы предсказать возможные системные эффекты". Добавлю только, что, на мой взгляд, вообще никакие усилия не дадут возможности предсказать эффект от эксперимента, результаты которого находятся за пределами одной жизни, а потому болонский процесс мне больше напоминает блуждание по Булонскомулесу, выход из которого скрыт за горизонтом.
Тем не менее, кое-что можно попытаться увидеть, исходя из логики развития ситуации. Как на упомянутой встрече в Болонье, так и на аналогичном совещании министров образования в Праге в мае 2001 года, особое внимание уделялось активному содействию мобильности учащихся, преподавателей, исследователей и аппарата управления для эффективного обеспечения свободного доступа к возможности получения образования и практической подготовки. Для реализации данной идеи уже запущен План действий по мобильности, поддержанный Советом Европы. По словам выступившего на нашем "круглом столе" вице-президента Международного университета Кыргызстана В. Янцена, они уже разработали пакет учебного плана, который позволит расширить права студентов, повысить их мобильность и сделать наше высшее образование более демократичным. Безусловно, такие понятия, как "демократия", "мобильность", весьма привлекательны для нас, десятилетия подчинявшихся тотальному управлению. Однако не мешает задуматься и над тем, какие практические результаты видятся за внешне более чем привлекательным проектом западнических идей не менее тотализированного транснационального образования, предлагающим нашим детям скорые и достаточно радужные перспективы.
Конечно же, в первую очередь, углубление, упрочения глобализационных процессов. Очевидно, что уже не охватываются единой целью управляющая либо исполнительская структуры отдельных государств, а готовятся будущие кадры к ним. Естественно будет ожидать, что затем последует черед средних и начальных школ, дошкольных учреждений... Пока в конце концов не осуществится "розовая" мечта ведущих ТНК - не выстроится фундамент для создания так называемого мирового правительства. Как говорится, не получается сверху, так попробуем снизу...
Другим сущностным результатом создания "общеевропейского этноса" из "белых и синих воротничков" явится приток перспективных молодых людей в заметно дряхлеющую, но более чем сытую Европу, который обеспечат развивающиеся до конца своих дней страны Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Балкан, Северной Африки, России - по сути, большей части запад-ноцентральной евразийской дуги. И этот приток будет неизбежным и массовым, ибо в процесс вовлекается еще не сформировавшиеся духовно и сознательно молодежь, которая, ко всему прочему, дома у себя сталкивается с нищетой, коррупцией, отсутствием каких-либо социальных гарантий, а значит, и намека на свет в конце туннеля.Нетрудно догадаться, где наша молодежь будет жениться, и выходить замуж, рожать и растить детей. В общем, где будут находиться корни самых умных наших деревьев. И что здесь останется - тоже догадаться не составит особого труда: отток потенциальной интеллектуальной элиты не может не привести к маргинализации остающегося населения. В лучшем случае мы будем довольствоваться не образованием, а, по меткому выражению писателя Солженицына, - "образованщиной". Завещание Сократа - "Править должны знающие" -превратится в эпитафию.
К слову, кафедра ЮНЕСКО мировых культур и религий в свое время пришла к выводу, что рождение всех эпосов скрыто в до письменных тысячелетиях и письменная фиксация их является датой монументального увековечения, превращения в официальный памятник одной из составляющих человеческого бытия в отдельном регионе, после чего прекращается всякое развитие... И меньше всего мне хотелось бы, чтобы таким памятником оказалась в том числе и цифра 2200. Особенно ясно это почувствовал после горьких слов Кая Франке, представителя Германской службы академического обмена (ДААД), выступившего на "круглом столе" с германской точкой зрения по болонскому процессу. Евросоюз, отметил Кай Франке, только-только поднимается до сложившегося в СНГ образовательного пространства, доказавшего миру свою плюсы, а теперь сталкиваемся с необходимостью возвращаться к труднопрогнозируемым экспериментам.
Однако что бы ни виделось нам за болонской декларацией, мы должны ее рассматривать с точки зрения неизбежной вовлеченности в предложенный нам ход реформ образования, ибо на фоне экономической и финансовой мощи транснациональных корпораций нашей сегодняшней самостоятельности более чем недостаточно для независимого поведения. В свою очередь игнорирование данного предложения вообще оставляет нас на обочине мировых процессов, ибо нет и не предвидится реальных средств даже на плохое, но свое образование.
Иначе говоря, мы находимся в положении, когда сопротивление бессмысленно и остается попытаться "получить удовольствие". Отсюда и главная задача, которую необходимо решить в кратчайшие сроки, мне видится в том, чтобы задуматься над вариантами, которые помогли бы минимизировать неизбежные при всякой усредненности потери.
4 декабря 2004 года
|