В. Матузов: Ислам спасет человечество от Антихриста 05:16 05.12.2003
На фото. Вячеслав Матузов (слева), посол Палестины в РФ Хайри Аль-Орайди (справа)
Вячеслав Николаевич Матузов - президент Общества дружбы и делового сотрудничества с арабскими странами - является одним из ведущих экспертов в ближневосточной проблематике. В свое время В. Матузов был советником посольства России в Вашингтоне, возглавлял группу отечественных дипломатов, курирующих арабо-израильские переговоры. Вскоре после этого под давлением тогдашнего министра иностранных дел Андрея Козырева был вынужден уйти с государственного поста, так как руководство МИДа "не устраивала мировоззренческая позиция" В. Матузова.
Сам он так рассказывает об этом: "В те времена требовалась дружба только с Израилем. Любые симпатии к арабскому миру были нетерпимы. Мне полтора года не платили зарплату в МИДе, не назначая и не увольняя. До декабря 1993 года я находился в неоплачиваемом отпуске. Когда я забирал свою трудовую книжку, они долго ломали голову, что мне записать за это время. В итоге в трудовой книжке появились слова: "советник посольства", а в какой стране, определить не удалось".
По его словам, "все это свидетельствует об одном - что политика, которую навязывали нашей стране, была пагубна для нее, ибо исламский мир нужен России и еще больше исламскому миру нужна сильная, мощная Россия".
- Вячеслав Николаевич, как Вы оцениваете сегодняшний уровень российско-арабских отношений?
- Сегодняшний уровень российско-арабских отношений я оцениваю ниже нулевой отметки. Почему так категорично? Я занимался советско-арабскими отношениями 20 лет и могу сравнивать состояние дел в прежние годы и на нынешнем этапе.
Сегодня мне часто приходится контактировать с арабскими деловыми кругами, с политическими деятелями, порой даже с руководителями арабских государств, прежде всего таких, как Ливан, Катар, Сирия, Египет и Палестина. И по итогам я могу вынести только одно неутешительное заключение: в наших отношениях сегодня господствует больше отрицательных политических моментов, чем даже простого молчания или замалчивания значимости значения арабо-российского сотрудничества.
Прежде всего, живя в Москве, не можешь избавиться от впечатления, что арабский мир не только чужд российским интересам, он просто враждебен. Этот элемент враждебности как раз дает мне основание говорить, что российско-арабские отношения находятся ниже нулевой отметки.
То обстоятельство, что такая враждебность не характерна для официальной политики, не меняет сути дела, ибо население России смотрит телевидение, читает прессу, пользуется другими средствами массовой информации. Все эти источники информации в основной массе несут ложь, клевету и вражду в отношения России со всем исламским миром в целом.
Это мотивируется модной сейчас идеей опасности международного терроризма и тем, что якобы источник зла для России - это исламский терроризм и т. д. Данный тезис подпитывается искусственно созданными темами, которые полностью забивают официальную позицию. Поледняя же, на мой взгляд, более или менее сбалансирована. Но даже это "ни вашим, ни нашим" тонет в хаосе современной информационной ситуации в России.
В области экономики российско-арабские отношения, по существу, не могут продвигаться вперед. Я приведу только один пример. В Москве аккредитовано 21 арабское государство, имеется представительство Лиги арабских государств. Но ни с одной из этих стран не создана совместная торгово-промышленная палата. Смысл же этого шага вполне очевиден. Он нацелен на то, чтобы развивать экономические отношения, защищать бизнес, проводить анализ чистоты сделок, отсеивать те элементы, которые нарушают кодекс чести в торгово-экономических связях, - то есть содействовать развитию нормального экономического сотрудничества. Тот факт, что в России на сегодняшний день нет ни одной российско-арабской торгово-промышленной палаты, свидетельствует об определенном политическом характере отношений, скрытым за любвеобильной риторикой наших дипломатов.
- Каковы причины обвала российско-арабского сотрудничества и кто несет за это ответственность?
- Обвал начался еще до 1991 года. Я считаю, данная тенденция стала медленно проявляться начиная с 1986-87-го - с момента, когда правительство Горбачева взяло курс на активное движение в сторону Израиля. При этом все, что относилось к арабскому миру, было подвергнуто пересмотру в сторону резкого сокращения. На политические весы были брошены наши государственные и, прежде всего, экономические интересы.
Связи же СССР с арабскими странами были, совершенно очевидно, выгодны для нашей страны. Это не только миллиардные поставки вооружений, здесь можно вспомнить и такие колоссальные проекты сотрудничества, как Евфратская и Асуанская плотины, геологоразведочные работы в Сирии, поставки техники в Ирак... Иными словами, мы имели такой характер экономических связей, который не идет ни в какое сравнение с выгодами от установления дипломатических отношений с Израилем. Ведь ценой стало разрушение сотрудничества с арабским миром.
Когда распался Советский Союз, либерально-демократическая пена всплыла на поверхность. Ее главным образом составляли люди, симпатизирующие Израилю. Ими были полностью захвачены природные ресурсы страны. Сейчас мы вряд ли найдем нефтяную компанию, где бы позиции Российского еврейского конгресса не были бы на сто процентов обеспечены. Такая же ситуация в СМИ, которые, по существу, полностью находятся в руках тех же самых олигархов.
На мой взгляд, падение интереса к арабским странам было искусственно создано, оно шло вразрез с коренными интересами России. Я приведу для примера только два наглядных факта.
В свое время из арабских стран в Россию поступили огромные инвестиции. Только один Курганский машиностроительный завод, который, как известно, выпускает гусеничные боевые машины пехоты, получил в 1998-99 годах кредит от Объединенных Арабских Эмиратов на миллиард долларов. Увеличиваются прибыли, перед заводом, который обеспечивает работой огромный город, открываются колоссальные перспективы в странах арабского Востока, Африки и Латинской Америки.
Но неожиданно режим Ельцина проводит приватизацию предприятия. Оно попадает в руки главы "Сибура" Якова Голдовского, одного из руководителей Российского еврейского конгресса. Новый хозяин, получив все деньги, идет на нарушение контрактов. Бизнесмены из ОАЭ не могут найти на него управы, так как правление завода, хоть и осталось прежним, но уже не имело реальных рычагов влияния на ситуацию. Когда же Голдовский попал в тюрьму за жульничество, вопрос вообще был закрыт.
Аналогичная ситуация с Ибрахимом Кямином, крупным египетским бизнесменом, который привлек в нашу авиационную промышленность 200 миллионов долларов, вложив их в Ульяновский завод "Авиастар". Он спас наш лайнер Ту-204 и всю российскую авиационную промышленность от уничтожения. Но при этом ему пришлось преодолеть колоссальные препятствия, которые описать нормальным языком крайне сложно.
В общем, все прорывы в области российско-арабского сотрудничества, крайне значимого для нас, встречали яростное сопротивление со стороны, прежде всего, чиновничьего аппарата, ельцинской администрации. Сегодняшнее положение оценить сложно. Правительство пока что осталось прежним, то есть говорить о качественных изменениях в этом вопросе я не могу.
- Что Вы думаете по поводу вступления России в Организацию Исламская конференция? Повлияет ли это в лучшую сторону на российско-арабский диалог?
- Это очень важный вопрос. Он сильно волнует исламскую общественность в мире, во время визита президента Владимира Путина в Малайзию на сессию ОИК эта тема была особенно актуальна.
На протяжении последних 10 месяцев я 42 раза выступал по спутниковым телеканалам, вещающим в исламском мире, например "Аль-Арабийя", ливанский LBCI, иранский канал "Аль-Алям", который смотрят все шииты. В мусульманских странах существует две точки зрения: одни считают, что Россию надо принимать в ОИК, другие противятся этому.
Я считаю, что Россия сегодня нужна исламскому миру больше даже, чем исламский мир нужен России. Мои личные контакты с руководством арабских стран говорят об одном: развал Советского Союза все расценивают как преступление. Ведь исламский мир потерял колоссального союзника на мировой арене, который являлся противовесом американской агрессивной политики в отношении него.
Поэтому вопрос об участии России в ОИК важен не только с экономической точки зрения. Хотя и здесь наши технологии и промышленный потенциал вместе с мощным финансовым ресурсом мусульманских стран могли бы взаимовыгодно дополнять друг друга.
- А кто выступал Вашим оппонентом в эфире?
- Мне пришлось очень остро дискутировать с двумя представителям чеченской диаспоры за рубежом и в России. В частности, одним из моих оппонентов был известный чеченский деятель Шамиль Бено. Руководство чеченской диаспоры в Иордании также резко возражало против участия России в ОИК. По их мнению, пока наша страна не позволит Чечне выйти из своего состава, не может идти речи о вступлении в ОИК.
Что касается чеченцев, то я им просто вкратце напомнил о причинах конфликта в их республике. Мне больно, когда убивают чеченцев, когда убивают русских, это не российско- чеченская война. Проблема должна решаться политическими средствами.
По моему глубокому убеждению, начало чеченской войны можно прямо связать с деятельностью бывшего заместителя секретаря Совета безопасности России Бориса Березовского, правой руки Ельцина, который, возглавляя "Сибнефть", имел определенные интересы и претензии на нефтепровод, на чеченскую нефть. И многие со мной в этом согласятся.
Тут также можно вспомнить, как освещали чеченские события средства массовой информации, контролируемые Владимиром Гусинским, главой Российского еврейского конгресса. Они фактически выступали против российского правительства. Сегодня же Ахмед Закаев, который преследуется российским судом, живет в Лондоне на деньги Бориса Березовского, одного из еврейских олигархов.
Данная еврейско-чеченская спайка меня очень беспокоит. Именно это нацелено на то, чтобы привести к столкновению исламский мир с Россией, используя определенные силы, которые прикрываются исламскими идеями, но одновременно связаны с еврейскими кругами, чтобы подорвать внутреннее политическое положение России и привести к расколу страны по национальному и религиозному признаку.
- Что, на Ваш взгляд, лежит в основе ближневосточного кризиса?
- Сегодня мусульманские страны подвергается жесточайшему давлению, прежде всего со стороны Запада. Это четко проявляется в Палестине. Если мы обратим внимание на ситуацию вокруг мечети Аль-Акса, то увидим, что именно здесь скрывается корень проблемы Ближнего Востока и во многом всей мировой системы.
Суть столкновения, на мой взгляд, состоит в том, что, согласно иудаизму, который имеет серьезное влияние в государственной системе Израиля, строительство третьего Храма Соломона неизбежно. Это сопряжено с явлением иудейского Мессии на Землю, который обеспечит, как считается, евреям благо и счастье. Возведение третьего храма Соломона должно происходить точно на том месте, где сейчас стоит мечеть Аль-Акса и Куббат ас-Сахра.
Когда премьером-министром Израиля был Эхуд Барак, он даже предлагал Ясиру Арафату подписать документ, по которому под всей территорией мечети Аль-Акса должно было быть заложено бетонное основание глубиной в два метра. Таким образом, мечеть как бы отрывается от земли и поднимается в воздух, на крышу, а внизу, под ней, соответственно, предлагалось построить третий Храм Соломона.
Данный конфликт пытался также решить Ариэль Шарон. Перед началом второй интифады он во главе нескольких сотен вооруженных автоматчиков прошел на территорию мечети Аль-Акса, и они заложили камень в основание третьего Храма Соломона. Это вызвало взрыв негодования мусульман Иерусалима, Палестины, которые объявили интифаду.
Об этом практически сейчас никто не пишет, на мой взгляд, данные факты тщательно скрываются от средств массовой информации или замалчивается теми журналистами, которые узнают о них.
- Ваше личное отношение к происходящему на Святой земле?
- В свое время я попытался узнать, какой должна быть позиция русского православного человека по отношению к этим процессам, ведь Иерусалим - это и христианская святыня тоже. В книге "Русские духовные деятели о втором пришествии Христа", купленной мной в Свято-Даниловом монастыре, я обнаружил отношение русских православных деятелей прошлого к строительству третьего иудейского Храма. Оказывается, именно с этим русское православие связывает появление на Земле Антихриста как главного врага человечества и наступление Конца Света. Таким образом, исламские святыни сегодня, закрывая крошечный клочок земли в Иерусалиме, спасают человечество от Антихриста.
- Почему, на Ваш взгляд, арабы не проявляют активности в России, не работают со СМИ, не создают проарабское лобби?
- Это беда арабских стран. Но сейчас о Советском Союзе в исламском мире вспоминают даже те страны, которые не имели отношений с нами. Как-то я встречался с Абдаллой аль-Аттыйя, президентом ОПЕК и министром энергетики и природных ресурсов Катара - государства, которое, кстати, является самым близким союзником США в регионе. И первые слова, которые во время разговора я на полном серьезе от него услышал, это обвинение в мой адрес, в адрес всех русских, в том, что они преступники. Но он обвинял нас не из-за Чечни, а за то, что мы в одночасье уничтожили собственное государство, которое всему миру доказало, я цитирую его слова, что советская социально-экономическая система была одной из наиболее продуктивных и эффективных в мире. Это говорил человек, окончивший американский и британский вузы, высочайший специалист.
О сотрудничестве с Россией сегодня говорит и бывший премьер-министр Малайзии Махатхир Мухаммад, заключивший миллиардный контракт на покупку российской авиационной техники.
- Можно ли сказать, что решение палестинской проблемы имеет актуальный характер для внутренней политики России?
- Безусловно. К сожалению, сегодня очень многие российские политические деятели пытаются на этом спекулировать. На нынешнем этапе мы сталкиваемся с феноменальной ситуацией, когда события в Израиле прямо влияют на политические процессы в России.
Ведь большинство олигархов держит в одном кармане российский паспорт, а в другом - израильский. Достаточно было Леониду Невзлину, одному из совладельцев ЮКОСа и главе Российского еврейского конгресса, подвергнуться судебному преследованию, как он уезжает в Израиль и обосновывается там.
Меня, москвича, также коробит, когда я иду на избирательный участок, и мне предлагают голосовать за кандидата в депутаты, главным тезисом которого является удовлетворить запросы избирателей, проживающих за пределами России. Я имею в виду Николай Гончара, который баллотировался по Центральному избирательному округу города Москвы.
Сегодня избиратели, находящиеся в Израиле, приписаны к избирательному округу в Тульской области. Мне недавно звонила известная актриса Елена Драпеко, которая баллотировалась по Щекинскому избирательному округу Тульской области, и рассказала, что творится. Фактически там судьбу района будут определять не его жители, а избиратели, проживающие в Израиле.
И это было бы еще полбеды, если бы точно такая же ситуация не сложилась с одним миллионом человек, проживающих сегодня на Брайтон-бич в Нью-Йорке. Еще миллион аналогичной публики где-то в Германии. И все они оказывают существенное влияние на внутреннюю политическую жизнь в России. Это проблема, которую создали нам люди, находящиеся сегодня у кормила власти.
- Расскажите, пожалуйста, о движении солидарности с борющимся народом Палестины в России, о его проблемах и перспективах.
- Однозначно Россия должна участвовать в решении палестинской проблемы самым активным образом. Наша страна присутствует на Ближнем Востоке через исламский мир, поскольку в ней проживает 20 миллионов мусульман, а также потому, что, как мы знаем, 1,1 миллиона евреев - выходцев из бывших стран СССР - проживает в Израиле, многие из них имеют российские паспорта, двойное гражданство.
Сегодня российские миллиарды, утекающие в Израиль, идут на поддержку войны против палестинцев. На мой взгляд, это недопустимо.
В России проживает в основном православное население, поддерживающее палестинцев в большей части по объективным и по духовным причинам. Принципы ведения экономической деятельности в Исламе полностью совпадают с соответствующими православными нормами. Мы отрицаем ростовщический капитал, в то время как иудаизм и протестантизм, который я считаю в некоторой степени ответвлением иудаизма в христианстве, на первый план выносят именно этот момент.
Я считаю, что нам, гражданам России, необходимо сделать все необходимое, чтобы изменить ситуацию в области отношений России с исламским миром в лучшую сторону, влияя через демократические политические институты на власть. Следует покончить с той политической безграмотностью, которая была характерна для эпохи Ельцина, когда удавалось господствовать людям, враждебно настроенным к арабо-мусульманскому миру. Российская внешняя политика в этом регионе должна соответствовать нашим национальным и государственным интересам.
- Ваш прогноз развития ситуации в Ираке, в Палестине, на всем Ближнем Востоке?
- Развитие ситуации на Ближнем Востоке будет зависеть от двух факторов. Прежде всего, от консолидации самих арабов, от объединения их экономического потенциала и политической воли. Внешние же факторы будут играть второстепенную роль.
На мой взгляд, сегодня мы являемся свидетелями серьезных процессов на арабской политической арене. Меняются подходы и позиция Саудовской Аравии. Мы видим представителей этой одной из ведущих мусульманских стран на высшем уровне в Москве, стремящихся к развитию отношений с Россией. Наряду с этим развивать отношения с Россией намерены Иран, Египет, государства Северной Африки.
Я считаю, что сейчас слово за Россией. К сожалению, имеются факты, свидетельствующие о торможении этих связей именно с нашей стороны.
- Что, вкратце, значит палестинская интифада для мира?
- Палестинская интифада для мира - это вызов сионистской идее силой навязать миру свое господство. Это уникальное понятие, которое невозможно перевести.
|