Бездуховность. Как в Узбекистане погубили национальное танцевальное искусство 15:24 06.12.2003
Снесли панно, с изображением Мукаррам Тургунбаевой
Амина ШАРИПОВА
С началом декабря исполнился ровно год как гордость узбекской культуры, золотой фонд национального танца - ансамбль "Бахор" - находится в кризисной ситуации. Не в радость пришлись и 3 крупных юбилея, выпавших на уходящий 2003 год: 45-летие творческой деятельности ансамбля, 90-летие его легендарной основательницы Мукаррам Тургунбаевой и 10-летие музея "Бахора", где вся история этого славного коллектива предстает в виде почетных наград и регалий. Значимость этого коллектива для национальной культуры переоценить практически невозможно. Почти полвека он активно продвигал нашу узбекскую культуру, поднимал ее престиж во всем мире. Расцвет творчества ансамбля пришелся на 60-80-е годы. Именно тогда слава "Бахора" вышла даже за всесоюзные рамки. И вот сегодня это достояние республики оказалось не нужным никому и, прежде всего, своему родному государству.
…Все началось еще в 1997 году. Тогда Указом Президента республики было создано творческое объединение "Узбекракс", объединившее 6 профессиональных коллективов республики. Среди них оказались и носители звездных имен: "Бахор" и "Лязги". Изначально в Уставе объединения было заложено условие о переходе коллективов на хозрасчет по истечении пяти лет. И вот в декабре прошлого года, по окончании назначенного срока, "Узбекракс" выполнил это условие… перестав финансировать своих подопечных. Согласна, профессиональные танцевальные эстрадные коллективы часто сами зарабатывают себе на жизнь, но классика национального танца почти всегда существует на государственные дотации или на средства меценатов. И применить к ней слово "хозрасчет", значит - совершить огромную ошибку, причем не только лингвистическую.
-Известие об официальном переходе на самоокупаемость было как обухом по голове, - рассказывает художественный руководитель "Бахора" Маъмура Захирджановна Эргашева. – Почему нас не готовили к этому? Почему не создали хотя бы примитивную материально-техническую базу? Просто оторвали и выбросили…
Вдобавок ко всему все коллективы остались в буквальном смысле на улице. Тогда, в 1997-м, хореографической базой для "Узбекракса" стал знаменитый концертный зал "Бахор" (на площади Мустакиллик) всегда принадлежавший только ансамблю с одноименным названием.
-Представляете,– продолжает Маъмура Захирджановна, - шесть огромных коллективов в одном помещении?.. Плюс ко всему наше руководство создало еще и танцевальную студию, которую опять же разместило у нас. Смешно, но мы в очередь становились, чтобы в зал попасть.
…Сегодня "Бахор" и все остальные лишены и этого помещения. Оно "отправилось" на реконструкцию. Сколько она продлится? Да и вернутся ли туда коллективы, если они уже не в ведомстве "Узбекракса"? Эти и другие вопросы повисли в воздухе. Ни одна инстанция не дает вразумительного ответа. Только сочувственные кивки: "Да… надо что-то делать". Но дальше этого пока дело не продвинулось.
Следуя современному девизу "Каждый сам за себя" расползлись несчастные творческие работники искать себе прибежище. "Бахор" приютил у себя ГАБТ им.Навои. Безвозмездно выделил зал для репетиций, так им необходимый, потому как коллектив продолжает выступать на главных государственных мероприятиях страны. А как же иначе? Кто еще более достойно способен держать марку отечественного танца.
Стоит ли говорить о том, что весь этот год "Бахор" работает абсолютно бесплатно. Хотя Федерация профсоюзов работников культуры, куда обратилась за помощью Маъмура Эргашева, все-таки обязала "Узбекракс" выплатить "бахоровцам" их годовую зарплату. (Самое интересное, что юридически "Узбекракс" еще существует). Те выплатили … но только за четыре месяца. То есть вот уже семь месяцев, начиная с мая и по сей день, "Бахор" сидит у разбитого корыта.
-Конечно, многие девочки уходят. Ведь, стыдно сказать, даже на проезд у них денег нет. Вот и идут в самодеятельность или в рестораны танцевать, за рубеж тоже уезжают. Мы сегодня много говорим о возрождении духовности, но получается, что выживает шоу-бизнес, развивается самодеятельность, а настоящее искусство приказало долго жить? Как мы будем сами себя обеспечивать? Мы ведь на свадьбах не выступаем.
В лучшие времена в состав "Бахора" входило до сорока танцовщиц. Затем их количество стало резко сокращаться. Еще недавно их было 25. А сегодня уже – 16.
-Это очень печально, так как безумно трудно восполнить эти пробелы. Даже если девочка не посмотрит на наши финансовые трудности и придет в коллектив, для полного ее обучения, мне надо потратить год. В нашем репертуаре 30-40 программ, а это более 200 танцев! Словом, проблемы на каждом шагу: с деньгами, кадрами, помещением… Думали ли когда-нибудь "бахоровцы" о возможности столь плачевной ситуации?
…Обращались практически во все мыслимые инстанции. Даже в Кабмин. Но первый сигнал SOS прозвучал в адрес Министерства культуры. Там отреагировали, собрали специальную комиссию для разработки проекта специального постановления, вроде бы разрешающего ситуацию с "Бахором"… -Сам проект,- говорит Маъмура Захирджановна, готов уже давно, несколько месяцев как. - Но вот в силу почему-то до сих пор не вступает. На все вопросы наши и СМИ руководство Минкультуры отвечает, что документ еще до конца не рассмотрен. Конкретных сроков тоже не называют.
Кстати, не так давно случилось еще одно печальное событие: во время реконструкции снесли музей ансамбля "Бахор", располагающийся прямо возле концертного зала. Потом успокоили, мол, достроим для музея еще один этаж. Что ж, для ансамбля это не принципиально. Одного жаль: со стенами старого музея разрушено и великолепное скульптурное панно работы известного мастера с изображением знаменитой Мукаррам-апы…
|