КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 09.12.2003
22:48  М.Чернов - Как нейтрализовать военное присутствие США на Каспии
19:39  А.Ахмеджонов - Лимиты на высшее образование в Узбекистане
18:07  Туризм по-русски. В программу осмотра Тульского кремля включено шоу в камере пыток
17:27  Узбекистан: имама-хатиба арестовали прямо в мечети
16:14  Дочь муфтия Равиля Гайнутдина едва не пострадала от взрыва в центре Москвы
15:58  Раскулачился. Госсекретарь Казахстана Тасмагамбетов сдал государству котлы 5 века до н.э.
14:48  Казахстан анализирует положение дел в затопленных Каспием нефтескважинах. Всего их 1128

12:43  Взрыв в центр Москвы у гостиницы "Националь". Пятеро погибших
12:37  ЦентрАзия и выборы в России. Уроки "административного ресурса"
11:59  Двойные стандарты США. Киргизские политики протестуют против награждения Акаева
11:47  МИД Киргизстана разъясняет. Щенята были изюминкой протокола, и их приютила мэр Транхейма
11:37  АПН - Кремль готов "отформатировать" и страны СНГ. Грядет большое наступление?
11:33  М.Хайруллин: На дне азиатского котла. Таджикский дневник. Часть 1-я
11:31  На юге Казахстана во время облета магистрального газопровода разбился вертолет "Ми-2"
11:25  Н.Негматов - Сокровища Бунджиката. Согдийские древности
10:38  А.Сыдыков - Краткий очерк истории развития киргизского народа (классика)
10:28  С.Абдылдаев - Что нужнее киргизской армии: спецназ или военные строители?
10:22  Иностранным СМИ запрещено агитировать на выборах в Киргизии
10:18  Узбеки пересядут на УАЗы? UAZ Hunter в Ташкенте
10:16  Г.Рапота - "Новый статус ЕврАэЭС открывает массу возможностей" (интервью)
10:11  Минюст Киргизии зарегистрировал "альтернативный" Комитет по правам человека
09:57  Православные возмущены. Л.Сюкияйнен предлагает вводить шариат в законодательство России
09:55  ОДКБ демонстрирует беспомощность. "Силы быстрого реагирования" в 1,5 тыс бойцов никому не страшны
09:49  Открытие афганской Лойя Джирги перенесено на 3 дня. Не могут собрать делегатов
09:38  Глава "Лукойла" Алекперов вошел в Совет по иностранным инвестициям Казахстана
09:33  Делай как я! Казахстан призывает соседей добровольно снизить квоты лова осетра на Каспии
09:28  Убить "хамрана". Почему американцы никогда не победят в Ираке
09:20  США начали в Афганистане масштабную операцию "Лавина"
09:15  Охрана проспала. За что "лимоновцы" залепили яйцом ухо премьеру Касьянову
04:15  Мамед Джавадов - Впору ли России "пояс Улуняна"?
03:09  Россия устала от западников, или Зачем Чубайс за два месяца до выборов стал славянофилом
02:02  В Тегеране открылась 11 международная конференция "ЦентрАзия и Кавказ"
01:13  США продлят аренду авиабазы "Ганси" в Киргизии. Сказал посол Янг
00:27  К. Токаев (глава МИД Казахстана) - "В гольф я перестал играть за 1,5 года до упрека президента..."
00:22  Задержанные в Киргизии "террористы" к нам отношения не имеют... это фарс. Заявление "Хизб ут-Тахрир".
00:02  Э.Анапияев вместо губернатора Иссык-Кульской области Киргизии стал министром по Иссык-Кулю
00:01  Секретари совбезов стран ДКБ собрались в Душанбе. Думают, как бороться с наркотой и террором
Понедельник, 08.12.2003
23:22  ООН передала дело о законности израильского Барьера в Международный Суд
22:54  Новым главой МЧС Киргизии стал Т.Акматалиев
20:19  Пограничники превратили полоску земли между Казахстаном и Узбекистаном в кормушку
19:03  ХлопкорОбы или хлопкорАбы? В Узбекистане завершен сбор хлопка-сырца
17:56  Выборы в России критикуют: ПАСЕ, КПРФ и 3 млн. "против всех"
16:14  Опыт исследования поэтического толкования Джами и Навои хадисов Пророка Мухаммада
15:02  11 декабря Кыргызстан отметит Международный день гор
14:24  Казахстан знакомится с Пакистаном
13:47  Самолет братьев Райт, совершающий кругосветное путешествие, сделал остановку в Иране
11:31  В Самарской области России создана казахская национально-культурная автономия
11:21  Граждане России в Киргизии дружно поддержали "Единую Россию" и ЛДПР
11:00  Р.Махкамов - Соперничество местечковых элит сдерживает демократизацию Узбекистана
10:36  Как голосовала ЦентрАзия на выборах в ГосДуму России: кандидаты не приехали, электорат не пришел
09:56  Зачем Назарбаев полетел в Пакистан? Программа "инвестиционного" визита
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Таджикистан   | 
Н.Негматов - Сокровища Бунджиката. Согдийские древности
11:25 09.12.2003

БУНДЖИКАТ - СТОЛИЦА УСТРУШАНСКОГО СОГДА

Н.Н. НЕГМАТОВ,
академик, заслуженный деятель науки РТ,
доктор исторических наук,профессор

Согд наибольшего расцвета экономики, торговли и цивилизации достигает в раннее средневековье. Этому способствовал, прежде всего, всего великий трансазиатский шелковый путь, связавший практически все народы и регионы Востока в единый узел социально - экономически и культурно-антропологически. На этой основе выходят самостоятельно на международную арену многие согдийские города-рустаки со своими местными афинами, маликами и дехканами во главе с общесогдийским ихшидом со столицей в Самарканде. Одним из таких федеративных частей была Уструшана во главе с царями-афшинами. Уструшана включала в себя большой регион от Сырдарьи на севере до Гиссарского хребта на юге.

Столицей Уструшаны раннего и развитого: средневековья был город Бунджикат, располагавшийся на берегах Шахристансая на территории современного поселка Шахристан и прилегающих к нему с запада предгорных холмов. По данным письменных источников город был одним из крупных центров Средней Азии с населением порядка ста тысяч жителей, состоял из трех сложившихся городских частей - кухандиза (цитадели), шахристана (собственно, города) и рабада (нового пригорода). Все три части имели свои оборонительные стены, а наружная стена охватывала весь городской организм и обеспечивала общую оборону города от неприятеля. В результате довольно широких двадцатилетних археологических раскопок как развалин Бунджиката, так и на прилегающих памятниках замкового, гражданского, мемориально-культового зодчества, Бунджикат вырисовывается как большой ремесленный, культурный и политический центр Средней Азии. Городской центр здесь возник в V-VI вв. н.э. а в VII-XII вв. превратился в трехчастный город с полном объемом интенсивной жизни и процветания. В VП-IХ вв. Бунджикат становится столицей самостоятельного Уструшанского государства.

Археологические раскопки дали богатый материал для суждения о высоком уровне развития экономики и культуры Уструшаны. Мы теперь располагаем крупными сериями находок по всем видам художественной культуры, среди которых немало шедевров.

Особенно результативными оказались раскопки развалин городищ Калаи Кахкаха I,П,III в районе поселка Шахристан, прилегающих замков Чилхуджра, Уртакурган, Тирмизактепа, Тоштемиртепа, гражданско-культово-мемориального комплекса Чилдухтарон и горного селения Хоняйлов.
Среди обнаруженных памятников искусства значительное число посвящено разным эпико-героическим сказаниям, идеологическим, культовым и светским сюжетам. Они вводят нас в богатый духовный мир, основанный на синтезе многих общевосточных сюжетов, аккумулированных в Уструшанском Согде на стыке древних центрально-азиатских, индийских и ближневосточных цивилизаций.

В 1965-1972 годах Северотаджикским археологическим отрядом Института истории АН Таджикистана при участии Отдела реставрации и консервации Ленинградского Государственного Эрмитажа проводились раскопки дворца аршинов (царей) Уструшаны на городище Калаи Кахкаха I. (см. подробно: В.А.Воронина, Н.Н.Негматов. "Открытие Уструшаны". Наука и человечество. Международный ежегодник. Москва, 1974, с. 51-71).

Дворец VП-IX веков н.э. громаден по своим размерам, величественен по архитектуре и великолепен по внутреннему убранству помещений. Он имеет большой, площадью 230 кв.м. трехъярусный зал с тронной лоджией, малый зал приемов в 95 кв.м., помещение святилища, жилые покои, дворовый арсенал, целую сеть связывающих их коридоров, а также кухни и пекарни. Интерьер всех парадных помещений. и коридоров был отделан монументальной многокрасочной живописью светского, батального, мифологического и культового содержания, деревянными балками, панно и фризами с мастерски выполненной разнообразной резьбой растительного и геометрического орнамента, горельефными изображениями людей, животных, птиц и круглой скульптурой людей и птиц. Фасадные стены Центрального донжона были украшены жжеными Фигурными облицовочными кирпичами.

В залах, комнатах и коридорах дворца вдоль стен тянутся глинобитные суфы для сидения и сна; входы спальных и жилых помещений были снабжены тамбурами с деревянными стенками-ширмами, напротив входного коридора, и напротив входа в малый зал выделяются специальные суфы-эстрады.

Дворец служил одновременно местом хранения запасов продуктов питания. Вдоль обоих продольных стен входного коридора, длинной суфы центрального коридора и суф тронного зала под пол были врыты и сверху замазаны глиной ряды крупных хумов. Их в 1972 г. было обнаружено 47 шт. Объем каждого хума от 158 до 295 л. Общий объем всех хумов 10000 л., т.е. во дворце одновременно могло содержаться запасов пищи около 10 тонн. В специальном помещении ("арсенал") обнаружено более 5300 шт. камней от четверти пуда до 2-3 пудов каждый и несметное количество каменных ядриц величиною с кулак, для камнеметных пращей.

Дворец построен, судя по находкам ирактеата, раннеустрашанских монет и по археолога-архитектурным наблюдениям не позже VII в.н.э., был разрушен, сожжен, скорее всего в 893г., при покорении Уструшаны саманидскими войсками и ликвидации афшинской династии (Н.Н.Негматов. Уструшана в древности и раннем средневековье. Сталинабад, 1957, с. 150-151; И.Смирнова. Первые монеты из Уструшаны. - Эпиграфика Востока, ХХ, Л., 1971, с. 59-64) .

Развалины дворца оказались подлинной сокровищницей памятников искусства. Из завалов помещений вырыто около 200 фрагментов обугленного резного дерева. Среди них отметим несколько круглых скульптур людей и птиц, многочисленные фризы и панно с сюжетными композициями, в которых участвуют люди, животные, птицы, сирены; фризы с изображениями человеческих голов разных антропологических рас и одеяний под арками и уникальный тимпан с сюжетом из древнеиранского героического эпоса о борьбе сил добра с силами зла, олицетворенных в образах царевича Фаридуна, кузнеца Ковы и царя - душегуба с двумя змеями на плечах - Зоххака.

B завалах помещений и коридоров дворца обнаружено также большое количество кусков расписной штукатурки, а на стенах - десятки квадратных метров остатков живописных сцен, в том числе: 1) шестиметровая композиция с Волчицей, кормящей двух младенцев (Подробно в предыдущем выпуске ведомостей "Вароруда"); 2)живописная панорама стен Малого дворцового зала с изображением борьбы добрых сил - членов царствующей династии Уструшаны и божеств на их стороне со злыми силами - демонами разных мастей (см:Н.Н.Негматов, В.М.Соколовский. Реконструкция и сюжетная интерпретация росписей. Малого зала, дворца афшинов Уструшаны. -В кн: Раннесредневековая культура Средней Азии и Казахстана. Душанбе. 1977, с. 150-154).

Опишем подробнее лишь один шедевровый деревянный Тимпан входных дверей Большого зала дворца, покрытый тончайшей сложносюжетной резьбой. Тимпан составлен из трех массивных досок, имеет изящную полуовальную форму (ширина 293 см., высота 143 см., толщина 8-9 см.) При пожаре дворца тимпан основательно обгорел и упал на пол зала лицевой стороной у входного проема между двумя суфами и не сгорел дотла, благодаря чему мы имеем возможность восстановить общее композиционное построение, характер и содержание сюжетов, судить о великолепнейшем мастерстве художника-резчика и замысле заказчика.
Композиционно панно можно разделить на два изобразительно-сюжетных поля. Внутреннее, гладкое в основе с выступающими скульптурными изображениями поле оконтурено с боков и сверху широким трехполосным наружным поясом полуовальной формы. Оба поля панно по занимаемой площади строго пропорциональны и симметричны.

В центре нижнего ряда среднего поля вырезано изображение фантастического существа, переданного с явно человеческими чертами тулова и головы. Слева и справа к этому существу скачут две группы конных всадников (по четыре с каждой стороны). Кони расположены в один ряд на одинаковом расстоянии друг от друга, вырезаны мастерски со всеми присущими им атрибутами (гривы, седла, попоны). Великолепны остатки всадников: - в соответствующих позах, с тонкими талиями, в плотно облегающей фигуру складчатой одежде. Две передние лошади вплотную "наседают" на фигуру человекоподобного существа, копыта передних ног наложены на пояс, а морды лошадей на его плечи, таким образом фигура человекоподобного существа крепко зажата между нападающими на него конями и всадниками.

Верхний ряд среднего поля занят резными изображениями более крупного масштаба, включающими две скульптурные группы. Каждая группа состоит из изображения существа с человекоподобным обликом в центре, восседающего на спине фантастической двухголовой птицы. Человекоподобные существа имеют свисающие с головы длинные заплетенные косы. Между верхним и нижним рядами сохранились остатки еще одного скульптурного пояса, пока трудно поддающегося определению.
Наружный овальный пояс панно выполнен более мелкой резьбой особенно тщательно и богато. Пояс этот имеет три полосы. Наружный и внутренний из них включает по две узкие ленты 13-15 см. ширины: одна - с тончайшей чешуйчатой нарезкой, другая - с ритмично повторяющимися листьями аканфа, обращенными в сторону внутреннего поля панно. Между ними средняя, более широкая полоса занята одинаковыми геометрическими кругами, расположенными по овалу всего тимпана, вырытых друг к другу. Таких кругов 17, их диам. одинаковы: 22 см. по наружному краю. В каждом из кругов изображены сцены сражения, в котором участвуют, как правило, три персонажа - два конных всадника и один лежащий под ним или убитый, всего около пятидесяти фигур воинов. В одном случае вместо лежащего воина вырезана крупная извивающая змея или дракон.

Основное композиционное положение фигур во все кругах одинаково. Но в деталях, в движении и позах фигур, одежде, военном снаряжении имеются некоторые различия. В нескольких кругах имеются еще дополнительные изображения: так, вверху левого и правого нижних кругов вырезаны миниатюрные плоские диски с глазницами и полоской нарезок по краю, может быть, передающие небесные светила.

Между кругами свободные подтреугольные пространства занимают более трех: десятков мужских фигур, выполненные в самых различных позах и поддерживающие руками описанные круги. Высота фигур коней и всадников в кругах 9-10 см., высота фигур вне кругов 6-7 см. Несмотря на миниатюрные размеры фигур, резчику удалось очень тонко изобразить атрибуты тела людей, и коней, разнообразную одежду, оружие, конскую сбрую. Превосходно выполнены человеческие лица. Словом, перед нами памятник резьбы по дереву величайшего историко-культурного значения. Художником- резчиком выполнена работа до возможного предела мастерства.

Как показывает анализ, сюжет изображений панно находит свое объяснение в эпической традиции древнеиранских народов. Перед нами, судя по всему, художественное воплощение основного сюжета героического эпоса - борьбы сил добра с силами зла, борьба носителей добра - эпического Фаридуна и народного вожака кузнеца Ковы - с чужеземным царем-душегубом Заххоком. Причем в живописи отражен первичный древнейший вариант данного сюжета. Позже он был канонизирован в бессмертной поэме Фирдавси - "Шахнаме" (Х в.). На панно вырезан последний момент борьбы с Заххоком и момент его гибели в муках от борцов Добра - Фаридуна и Ковы, действиями которых управляли мифические посланцы небесных высот в образе Соруша - человекоподобных женских существ с косами, на двуглавых птицах в верхнем ряду среднего поля панно.

Резное панно Бунджиката пожалуй шедевр шедевров искусства Согдийской области эпохи Саманидов, возглавляет целую серию памятников резного дерева Ферганы, Матчи, Фальгара: старая мечеть Хазратишо в Чорку, михраб из Искодара, колонны из Оббурдона, Курута, Урмитана, Рарза, Фатмева и комплекс археологических находок городка Гардани Хисор. Кстати, многие из этих упомянутых и не упомянутых памятников находятся за рубежами Таджикистана.

Бунджикатское резное панно-тимпан тронного зала дворца царей посвящено мотивам героического эпоса, утверждает неминуемую победу сил добра, справедливого начала и мирного труда. К этому же призывает эпический герой Фаридун у Фирдавси:

О доблестный, разума полный народ!
Оружье оставив, теперь на страну
Вы мир призовите, забудьте войну.
Ремесленнику и бойцу не под стать
Себе одинаковой славы искать.
Пусть каждый борется за дело свое, -
Иначе ворвется разлад в бытие.
В оковах нечистый, что зло совершал
И трепет народу столь долго внушал.
С весельем в сердцах долго здравствовать вам.
Отныне вы к мирным вернитесь трудам.
(Фирдауси. "Шахнаме", т.I. М., 1957, с. 49)

Источник - Вароруд
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1070958300


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Маулен Ашимбаев встретился с директором Оксфордского центра исламских исследований
- Законопроект по регулированию движения мопедов одобрили депутаты в первом чтении
- Олжас Бектенов ознакомился с цифровыми инструментами по поддержке отечественных товаропроизводителей и прогнозу паводковой ситуации
- Подготовка к пожароопасному периоду: Канат Бозумбаев поручил безотлагательно устранить нарушения в регионах
- Казахстан и Россия подписали межправительственное соглашение о строительстве угольных ТЭЦ
- Омбудсмен Артур Ластаев: "Распространяемое "мнение" о том, что закон якобы будет способствовать отъему детей – откровенный фейк"
- Подрядчик, завысивший стоимость строительства водопровода в Алматы, выполнит дополнительный объем работы за свой счет
- О пресеченном наркоканале
- Сотрудник СпецЦОН арестован за причинение ущерба в размере 3 млрд тенге
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх