Как кур во щи... Казахстанское птицеводство затопчут "ножками Буша" 13:34 10.12.2003
КАК КУР ВО ЩИ
может попасть птицеводство республики в тиски неконкурентоспособности Без боя завоевывает отечественные прилавки привозной продукт из ближнего и дальнего зарубежья. И не от того, что те же "ножки Буша" бьют рекорд по качеству и цене. Просто мощности казахстанских птицеводческих предприятий крутятся наполовину. Но почему? Об этой и других проблемах отрасли и мерах, способных реанимировать промышленное птицеводство, рассказывает корреспонденту "АК" президент Союза птицеводов Казахстана Василий ГУСЕВ.
– Из семидесяти птицеводческих предприятий тянут всю производственную ношу тридцать с небольшим. Да и из тех лишь единицы находятся на плаву. Остальные кое-как сводят концы с концами. Имеющиеся мощности позволили, например, в прошлом году выдать немногим более двадцати тысяч тонн мяса и одного миллиарда яиц, что закрывает потребности отечественного рынка лишь наполовину.
– В какой, на ваш взгляд, государственной поддержке нуждается отрасль?
– Основная наша беда – это, конечно, отсутствие кормовой базы. Одно дело, что в хозяйствах в силу ограниченности оборотных средств имеют запасы в лучшем случае на два-три месяца. Другое – острая нужда в сбалансированных и полноценных кормах. Сегодня в республике такого производства пока попросту нет. Птицеводы вынуждены закупать как сами корма, так и добавки к ним, витамины в дальнем и ближнем зарубежье. Вполне понятно, что такие "ходки" за границу под силу лишь крепким предприятиям, в основном же отрасль держится на фуражном зерне. Но при всей, казалось бы, доступности такого вида питания нередко возникают ситуации, когда в хозяйствах идут на сокращение выращиваемого поголовья. Как правило, лихорадит предприятия весной, когда пшеница дорожает, а у птицеводов не хватает средств, чтобы ее закупить. Обоснована и сегодняшняя тревога: если сейчас закуп зерна идет по 120-135 долларов за тонну, то во что выльется корм по весне? Здесь как раз и важны меры по созданию фонда фуража. Радует то, что нам удалось выйти на договоренности с ЗАО "Продовольственная контрактная корпорация", выделяющем товарные ссуды птицеводческим предприятиям под 10 процентов годовых. Этот шаг подкреплен и нормами нового Закона "О зерне". Дело теперь только за его реализацией.
Отрасль, кроме того, нуждается в значительном материальном переоснащении. Ведь то оборудование, на котором работает большинство наших предприятий, давно отжило свой век. Обновлять его удается пока единицам, и это вполне понятно. Только один комплект клеточных батарей для содержания кур-несушек стоит 40 миллионов тенге. Забойная линия – 160-170 миллионов. Кредитование отрасли еще не настолько популярно, чтобы говорить о достаточных займах на развитие. И дело тут не в доступности банковских услуг, а скорей в отсутствии достаточной кредитной истории и гарантий платежеспособности самих птицеводческих хозяйств. Более реальным в наших условиях становится лизинг современного оборудования на 10-15 лет.
– В чем же видится выход, с какими приоритетами связываются перспективы развития отрасли?
– Конечно, в первую очередь, это меры по восстановлению племенного хозяйства, в том числе и яйцевого производства. Они принесут ощутимый импульс в восстановлении предприятий. Кстати, уже и наметился позитивный сдвиг в отрасли: растет производство бройлеров на птицефабриках Акмолинской, Алматинской, Костанайской и Павлодарской областей. В некоторых хозяйствах осуществлена замена, например, кур-несушек на более продуктивные кроссы. Накоплен положительный опыт разведения индеек на птицефабриках Южно-Казахстанской области. Успешный пример предприятий, взявшихся за бройлерное производство, уже дает основания говорить о его выгодности. Но здесь птицеводы нуждаются в поддержке по налаживанию соответствующей кормовой базы, удовлетворяющей спрос по белковым запасам. Кстати, только по причине белкового недокорма мы ежегодно недополучаем где-то 150 миллионов штук яиц и 5-6 тысяч тонн мяса. По расчетам, годовые потребности отрасли в соевом шроте обозначились в 70 тысяч тонн. Пока его производство ограничено – сою выращивают одно-два хозяйства в Алматинской области. Для дальнейшего развития этой кормовой базы необходимо поддержать сельхозтоваропроизводителей в системе налоговых льгот, субсидирования удешевленных удобрений, ядохимикатов и ГСМ. Недостаток белка птицеводы пока стараются компенсировать закупом из того же Узбекистана, пользуются услугами и других, более отдаленных поставщиков.
– Судя по затратам, едва ли казахстанским птицеводам удастся привлечь покупателя более доступной ценой на продукт...
– Пока мы проигрываем не только в ценах. За годы разрухи в отрасли обозначились и покупательские пристрастия, подпитываемые изобилием ввозимого товара на прилавках. Далеко не однозначным видится сегодня опять же ценовой момент. Посмотрите. Птицеводческие предприятия за редким исключением реализуют продукцию на оптовом рынке. В розничных рядах стоимость ее увеличивается в лучшем случае в два раза. То же самое происходит и с ввозимым ассортиментом. Так, килограмм американских окорочков по приходу на таможню стоит 40 центов (60 тенге), добавьте сюда таможенные пошлины и "выходит" товар уже 70 центов (105 тенге) за килограмм. Дальше оптовая продажа: по 200-210 тенге, а реализационная цена 260-270 тенге за килограмм. Хотите – берите, хотите – нет. Чаще все-таки берем. № 49 (50) 5-11.12.2003
|