В.Тимирбаев - Аппарат и аппаратчики. Танталовы муки реформ киргизской номенклатуры 11:39 11.12.2003
Аппарат и аппаратчики
Вячеслав ТИМИРБАЕВ
… Существующий государственный аппарат с его нынешней структурой министерств и ведомств стал в определенном смысле его тормозом. Одними из главных причин этого являются его громоздкость, взаимодублирование, некомпетентность, широкое распространение коррупции среди государственных служащих. Именно в этих направлениях требуются фундаментальные реформы. А. Акаев
Разговор о реформе госуправления, его децентрализации и развитии МСУ ("МСН", 9.12.03) будет неполным, если обойти молчанием проблемы улучшения деятельности чиновничьего корпуса, необходимость перестройки в органах госслужбы.
Если бы каждому госслужащему республики потребовалось предельно честно ответить, кому он прежде всего служит: самому себе, своему ведомству, обществу или родному государству, трудно сказать, какой ответ был бы превалирующим. Однако несомненно одно: сегодня чиновники госаппарата воспринимаются большинством граждан как непомерно раздутое, замкнутое в себе и сосредоточенное на собственных интересах, отчужденное от общества сословие.
Было бы вопиющей несправедливостью говорить, что руководство республики не озабочено честью чиновничьего мундира и не борется за чистоту аппаратных рядов. Скажем, в 2001 г. в республике была создана Комиссия по вопросам этики госслужащих при президенте. В ее задачи входит контроль за соблюдением этических норм руководителями госорганов, за добросовестным выполнением своих обязанностей служащими, устранение причин коррупции и помощь в повышении эффективности госуправления. Такие же комиссии были созданы в министерствах и ведомствах. Но вот кто определенно скажет: чем же прославились, чем запомнились, какие славные дела записали в свой актив за истекшие два года эти комиссии?
Возьмем одну из наиболее болевых точек общества - разгул коррупции. Широко распространено мнение, что в числе главных причин мздоимства далеко не последнее место занимают низкие оклады чиновников и что повышение жалованья может заметно уменьшить масштабы коррупции. Однако практика зачастую опровергает подобную точку зрения.
Не будем ханжами. Конечно же, мизерные зарплаты толкают бюджетников на вымогательство взяток. Но вместе с тем известно сколько угодно случаев, когда повышение заработной платы вело к росту коррупции. Этот, на первый взгляд, парадокс специалисты объясняют тем, что у подавляющей части людей повышение доходов неизбежно вызывает рост потребностей и расходов. При этом второе зачастую опережает по темпам ускорения первое.
По наблюдениям экспертов, прямую и более существенную роль в плане корыстолюбия играют безнаказанность и безответственность. Кстати, еще три года назад в очередном послании народу и Жогорку Кенешу президент А. Акаев отмечал, что мелкие чиновники, особенно на городском уровне и уровне местного самоуправления, злоупотребляют своей властью и практикуют поборы с фирм. Мы, предупреждал глава государства, рассмотрим деятельность этих органов и ликвидируем те, которые мешают, а власть и полномочия оставшихся будут четко определены и значительно ограничены. В случае злоупотребления властью служащих госаппарата любого уровня ожидают увольнение, штрафы и привлечение к уголовной ответственности. Без искоренения коррупции и бюрократии не будет развития частного сектора. Для этого потребуется создание эффективной нормативно–правовой базы, правительству необходимо разработать жесткие механизмы пресечения борьбы с этими злокачественными наследиями тоталитарной системы.
Надо полагать, три года срок достаточный, чтобы рассмотреть деятельность органов госуправления на уровне городов и местного самоуправления, ликвидировать те, которые мешают, а также выявить хотя бы несколько служащих госаппарата, злоупотребляющих властью. Увы, достоянием общественности факты подобного рода за этот период так и не стали. Хотя много говорилось и говорится о том, что зачастую госслужащие различных ведомств и департаментов выполняют одни и те же функции, дублируют друг друга, а то и вовсе исполняют ненужные, избыточные обязанности. Но дальше разговоров дело в большинстве случаев почему–то не идет. Впрочем, как и количество гневных филиппик в адрес коррупции и коррупционеров не переходит в качество борьбы с ними.
По ежегодным данным "Транспэренси интернэшнл", в списке индекса восприятия коррупции Кыргызстан неизменно оказывается в числе лидеров. Кстати, президент российского фонда ИНДЕМ (информатика для демократии) Георгий Сатаров настаивает на том, что коррупция - это синоним бедности. Сравнение объемов коррупции в разных странах и размеров ВВП на душу населения в них обнаруживает их тесную взаимосвязь и прямо пропорциональную зависимость.
В связи с этим хочу сказать вот о чем. Ни для кого не секрет, что одними из главных вымогателей в республике являются работники ГАИ. Чтобы понять это, достаточно поговорить по душам с водителями маршрутных такси. Знакомый китаец, живущий в поселке ГЭС–5 и приезжающий в Бишкек на личной подержанной иномарке, подвергается ежедневным поборам инспекторов ГАИ. Деньги, разумеется, оседают в карманах постовых.
Но ведь во всем цивилизованном мире полицейским категорически запрещено получать наличными с нарушителей правил дорожного движения. Их обязанности ограничиваются лишь выдачей квитанции. Не более того. Деньги по ней уплачиваются в ближайшем отделении банка.
А теперь вопрос на засыпку. Можно ли поверить в то, что президент и правительство Кыргызстана всерьез заинтересованы в эффективной борьбе с коррупцией, если даже такую малость, как оплату всех штрафов только через банковскую систему, не смогли внедрить за 12 лет независимости? Поневоле начинаешь думать, что все грозные речи об усилении борьбы с коррупцией рассчитаны на наивных и доверчивых простаков. В действительности же власть вполне устраивает существующее положение.
Попутно замечу, что глава государства постоянно подчеркивает, что одним из условий действенной борьбы с коррупцией является прозрачность и открытость госслужбы. Есть у нас и закон о праве граждан и СМИ на любую информацию, которая не содержит гостайны. Вот только воспользоваться этим правом как рядовым гражданам, так и отдельному средству массовой информации бывает очень непросто.
Казалось бы, закон не на стороне бюрократа, но попробуйте призвать к ответственности чиновника, отказавшего вам предоставить самые элементарные сведения под предлогом служебной или ведомственной тайны. Набегаетесь вволю, пока пристроите (если пристроите вообще) исковое заявление в суде первой инстанции. А потом несколько месяцев мытарств по судам, с разбухающей раз от разу папкой заявлений, отписок, объяснений, ходатайств, выписок из протоколов.
Много ли найдется таких, кто отважится на подобного рода "танталовы муки"?
Задача реформы госуправления - решительно покончить с практикой служебных и ведомственных секретов, максимально упростить доступ граждан к любой информации, не содержащей государственной тайны, убрать все заградительные щиты, оберегающие сверхосторожных перестраховщиков в вицмундире от ответственности за нарушение простейших прав кыргызстанцев. Необходимо минимизировать зависимость граждан от своеволия чиновников.
Впрочем, как показывает практика, отдельно взятый закон в современном Кыргызстане зачастую не в состоянии существенно повлиять на ситуацию. Особенно в таких сферах, как соблюдение прав человека или борьба со взяточничеством. Требуется комплексный подход к решению проблем прежде всего в экономической и социальной сферах.
Затевая разговор об аппарате и аппаратчиках, я просто не вправе обойти вниманием последнее послание президента народу и Жогорку Кенешу. Ведь неспроста же оно было названо "Год социальной мобилизации и добросовестного управления".
Чтобы иметь эффективное государство с добросовестным управлением, подчеркивается в послании, необходимо в первую очередь повернуть к людям весь государственный аппарат, ориентировать его на решение задач роста благосостояния, ориентировать его на решение задач роста благосостояния, защиты прав и приумножения возможностей каждого человека.
В своих выступлениях А. Акаев неоднократно отмечал, что системные изменения, способные обеспечить эффективность государственного управления и избавить его от коррупционного давления, пойдут динамичнее и увереннее, если шире внедрять в кадровую политику аттестацию госслужащих, открытый конкурсный отбор при найме на работу, прием на службу специалистов по деловым и профессиональным качествам, а не по признакам родства, клановости, личной преданности. А что мы имеем на практике?
Сошлюсь на одну из не столь давних газетных публикаций В. Птицына. В свое время он много лет проработал зав. общим отделом ЦК Партии Киргизии, изучил эту кухню досконально. Так что в знании предмета разговора ему не откажешь.
Какими бы благими намерениями ни сопровождались удары по чиновничьей бюрократии, писал он, они не достигают цели не потому, что неверны. Дело в другом - в коррупции, местничестве, круговой поруке. Перед этой силой отступают или пробуксовывают любые здравые решения. К примеру, случилась в доме чиновника беда, скончался кто–то из близких. В печати поток соболезнований. И тут обнаруживается, что скончавшийся был близок не только одному чиновнику, но и многим другим, занимающим престижные должности в самых разных министерствах, учреждениях, фондах, акционерных обществах… Все повязаны одной родственной ниточкой. Попробуй сдвинуть эту махину против ветра - бесполезный труд.
На этом фоне так ли уж беспочвенны упорно циркулирующие в республике слухи о том, что более или менее приличные должности в аппарате госуправления стоят либо весьма влиятельных связей либо больших денег. Нужно ли удивляться тому, что карьерный рост аппаратчиков зачастую зависит не от таланта, компетентности, работоспособности и должного рвения, а от связей, клановой принадлежности, размеров взяток. И можно ли надеяться на то, что госаппарат, состоящий из чиновников такого уровня и класса, сможет существенно повлиять на улучшение дел в экономической, социальной или других сферах республики. И попутно, нужно ли объяснять, что человек, сев в аппаратное кресло благодаря связям или взятке, сам стремится любые проблемы (свои и чужие) решать с помощью взяток.
11.12.03
|