Американская типография в Киргизии: деньги решают все? 08:46 16.12.2003
Американская типография: деньги решают все?
Артем ПЕТРОВ
Американская типография уже через несколько дней после начала своей работы в Кыргызстане оказалась в центре нешуточного скандала. С резкой критикой ее руководства, а также Наблюдательного совета, который по статусу должен опекать независимый Издательский дом, выступил главный редактор республиканской общественно-правовой газеты "Дело №…" Виктор Запольский. Самое пикантное в этом деле то, что он является членом Наблюдательного совета. Точнее сказать – являлся. До того дня, когда издание, которое он возглавляет, опубликовала заявление Запольского под заголовком "Роль безличного статиста не по мне"…
Заявление адресовано председателю Наблюдательного совета общественного фонда "Центр поддержки СМИ" сенатору США Джону МакКейну. Свое отношение к новой типографии Виктор Запольский выразил весьма красноречиво. "…Низкое качество печати и кустарное производство…", "…Полная неспособность технического персонала управлять полиграфическим процессом…", "…От совместного анализа допущенных просчетов и ошибок руководство типографии высокомерно уклонилось…" – это лишь некоторые цитаты из обращения редактора к американцу. Но особенно расстроили Виктора Запольского цены Издательского дома. Они оказались в полтора раза выше, чем в госконцерне "Учкун". А ведь журналисты печатных СМИ республики надеялись, что будет наоборот. Причем, по словам Запольского, менеджеры типографии выдвинули странное требование – оплатить счет за печатание 27-тысячного тиража его газеты немедленно и наличными. И это при том, что "…несколько тысяч экземпляров, потерявших в ходе ротации товарный вид, пришлось просто списать, неся значительные убытки". В результате всего этого и многого другого – в частности, как говорит в своем заявлении Запольский, он до сих пор не имеет представления о штатном расписании фонда, о нанятых на работу сотрудниках, о планах работы типографии и ее сметах - редактор принял решение возобновить деловые отношения с "Учкуном" и выйти из состава Наблюдательного совета фонда "Центр поддержки СМИ". Другие члены совета – среди них, напомним, находятся и кыргызские чиновники высокого уровня -пока никак не прокомментировали поступок их бывшего коллеги. Руководитель проекта, под "чьей крышей" возводилась независимая типография, Майк Стоун уже заявил на страницах оппозиционных газет, что не считает цены в Издательском доме чрезмерно высокими. По его словам, одна из целей фонда – достижение финансовой независимости и привлечение клиентов из стран Центральной Азии. Между тем, высокие цены стали неприятным сюрпризом не только для "Дело №…". Наш корреспондент встретился с редакторами еще нескольких крупных изданий и попросил их изложить свои точки зрения, как на работу типографии, так и на заявление Виктора Запольского. Но сначала слово, как виновнику торжества, предоставляется именно ему.
Виктор Запольский: "Это – не поддержка. Это – подножка"
- Виктор Михайлович, чего больше в вашем заявлении – отчаяния или протеста?
- Нельзя назвать это отчаянием. Это разочарование. Нам обещали золотые горы, а мы получили простой песок. Я надеялся, что буду участвовать в богоугодном деле защиты прав и свобод. Хотя никогда и не верил, что наличие типографии способно поднять на новую высоту свободу слова в республике. Типография – она и есть типография. Она не определяет содержание газеты, а всего лишь выполняет технические задачи по изготовлению печатной продукции.
- Но ведь вы на презентации Издательского дома говорили о том, что это – большой шаг вперед для печатных средств массовой информации Кыргызстана.
- Да. И надеялся, что именно так и будет. Когда я говорил эти слова, то вкладывал в них определенный смысл. Мы все хорошо понимаем, что слабая экономика республики тормозит развитие СМИ, что рекламный рынок в Кыргызстане беден. Я надеялся, что газеты смогут получить более низкие расценки в новой типографии, снизить стоимость своего издания и, соответственно, поднять тираж. Я надеялся, что этот центр действительно будет поддерживать средства массовой информации и поэтому охотно участвовал в проекте. А оказалось, что нас обманывали.
- В каком смысле?
- Фонд "Центр поддержки СМИ" сразу надо было называть коммерческим, а не общественным. Тогда бы не было ажиотажа вокруг него и мы бы полностью поверили американскому послу в Кыргызстане Стивену Янгу, который говорит, что эта типография – лишь конкурент на рынке и она обеспечивает более широкий выбор для потребителей. Но ведь изначально вопрос так не стоял. Я, между прочим, не был лишен возможности печататься в "Учкуне" и в отсутствие американской типографии. Речь шла не о конкуренции, а именно о поддержке СМИ. А какая же это поддержка? Это – подножка! Исполнители проекта, нарушая все рыночные законы, с самого начала повели себя нечестно. Не выдали нам прайс-листы, ни словом не обмолвились о техническом оснащении Было сказано, что печатная машина – самая современная, будет стопроцентная обеспеченность процесса, самое высшее качество и самые низкие цены. Насколько низкие? Было точно сказано: "В два раза ниже, чем в "Учкуне". А как получилось на самом деле? Я считаю, что американский проект начался с обмана. Посулы были одни, а результаты получились другие.
- Ваше заявление уже рассматривалось на заседании Наблюдательного совета фонда?
- Еще нет. Сначала, как мне кажется, должна быть выяснена причина: почему это произошло? Я просто по-другому поступить не мог, потому что предлагал руководству типографии разобраться в проблеме вместе. Менеджеры отказались. Сказали, что не нуждаются в этом.
- Почему вы, как член Наблюдательного совета, не потребовали это сделать?
- Я не могу требовать. Могу лишь высказать свое мнение и внести какие-то предложения в повестку заседания Наблюдательного совета. Но все дело в том, что за время существования этого проекта совет собирался всего лишь один раз. И все его решения приняты постфактум. Мы, словно члены политбюро застойных времен, должны были поднять руки и сказать "да". И это было сделано. Проект нас устраивал, все считали, что это будет честная игра. А вышло так, что наше мнение, как оказалось, ничего не стоит.
- Что вы намерены делать дальше?
- Я пока намерен печатать газету в "Учкуне", и в мои ближайшие планы сотрудничество с американской типографией не входит. Потому что на своем опыте убедился: там неправильно ведется ценовая политика, неправильно подобраны кадры и нет специалистов, способных обеспечить нормальный полиграфический процесс. Может быть, единственное светлое пятно в этой типографии то, что с ее появлением "Учкун" наконец-то призадумался над своими расценками и немного снизил их.
Теперь диаметрально противоположное мнение. На наши вопросы ответит главный редактор оппозиционной газеты "МСН" (бывшая "Моя столица") Александр Ким. Издание, после ухода из независимой типографии "Дело №…", продолжает поддерживать деловые отношения с Издательским домом. "МСН" - ввиду весьма сложных отношений с теперь уже бывшим монополистом на издательском рынке Кыргызстана - одна из первых ушла из "Учкуна".
Александр Ким: "Наши газеты получили возможность спокойно существовать в информационном пространстве страны".
- Александр Александрович, как вы относитесь ко всей этой шумихе вокруг Издательского дома?
- Я думаю, что в принципе неправильно требовать от сегодняшнего руководства типографии работы, отвечающей высоким стандартам. Это наивно и, в принципе, неверно. Типография работает всего ничего. Помимо производственных, технических деталей и трудностей отрабатывается еще и система управления. Менеджеры этой типографии не имеют издательского опыта в этом бизнесе. И нельзя ставить им в вину то, что они чего-то не предусмотрели. Упаковка газет, доставка их на почту - эти и многие другие технические вопросы через какой-то отрезок времени будут решены.
- Значит, вы не согласны с Виктором Запольским, который на первый план выдвигает именно организационную неразбериху в Издательском доме?
- Сегодня надо говорить о том, что независимые газеты республики получили действительную возможность спокойно существовать в информационном пространстве страны. Теперь никто не сможет по требования "сверху" отказать в печатании какой-то газеты. Власть поняла, что если она будет запрещать нам работать, осуществлять цензуру, то издания перейдут в новую типографию и там этих проблем не будет.
- Как же быть с ценами, которые оказались в два раза выше, чем в "Учкуне"?
- Однозначно было сказано, что черно-белая печать будет дешевле, чем у госконцерна. Полноцветная же печать должна быть дороже. Кроме того, чем меньше тираж газеты, тем больше отходов производственных по бумаге. А в себестоимость-то включается и расход бумаги. В типографии ребята еще молодые и опыт к ним обязательно придет. Постепенно их внутренние производственные затраты будут снижаться. Это однозначно. Значит, и цена на услуги будет падать. Типография ведь делает только первые шаги. Они всегда, везде, у всех были трудными. И если человек считает, что кто-то должен проходить эти трудности без него, то я так не думаю. Наша газета не будет сидеть в "Учкуне" и смотреть, как "барахтается" новая типография. В ней для независимых газет – реальная возможность спокойной работы. Их оттуда не выкинут, не арестуют тираж.
- Однако "МСН", за несколько дней до заявления Запольского, вышла в черно-белом оформлении. Что это было? Солидарность с коллегой?
- Это был чисто менеджерский шаг. Не надо видеть в этом политику. Мол, мы тоже не согласны с расценками новой типографии и собираемся возвращаться в "Учкун". Ничего подобного. Я официально заявляю: какие бы цены в этой типографии не были, мы никогда не уйдем из нее. Это дело принципа. Только наличие такой независимой типографии может сдвинуть демократический процесс в Кыргызстане с мертвой точки.
Третий наш собеседник – главный редактор оппозиционной газеты "Республика" Замира Садыкова.
Замира Сыдыкова: "Им не надо было торопиться"
- На чей стороне вы находитесь в этом конфликте?
- На стороне американской типографии. Почему? Не потому, что Запольский не прав. Я считаю, что мы обязаны поддержать новую типографию. Любое дело начинается со сложностей. Да, у них куча проблем сейчас. Но мы должны их поддержать. Хотя бы с политической точки зрения.
- Для вас тоже были неожиданностью высокие цены в новой типографии?
- Да. Я, конечно, не думала, что они будут наполовину ниже, чем в "Учкуне". Знаю, что такое затраты на производстве. И они не могут работать, не покрывая этих затрат. Такого просто не бывает. Но это не главное. Пусть цены будут выше. Речь идет не о них, а о качестве. И Виктор Запольский прав в том, что качество производственного процесса плохое. В типографии пока нет отлаженного механизма. И это действует на нервы. Раздражает также и непрофессионализм менеджеров.
- Где, как вы думаете, была допущена главная ошибка?
- Им не надо было торопиться. Ну, провели презентацию. Но это ведь не значит, что надо уже на следующий день начинать печатать газеты. Они могли все, не торопясь, отладить. И потом приступать к работе. И не было бы тогда такого шквала критики, который обрушился на типографию сегодня. Я не знала, что Запольского, как члена Наблюдательного совета, не подпускали к информации. Когда первый раз прочитала информацию о том, что он хлопнул дверью и ушел из американской типографии, первые вопросы, которые возникли у меня, были: извините, а что же вы в совете тогда делали? Куда смотрели? Почему допустили такое развитие событий? Но, когда узнала все детали истории, поняла, что менеджеры действительно допустили большой промах.
- И у вас, значит, есть претензии к тем, кто управляет типографией?
- Конечно. Претензии к их профессионализму. Управлять типографией должны люди, которые были причастны к издательскому бизнесу.
- Вы будете продолжать сотрудничество с Издательским домом?
- Я продолжу работать с новой типографией. Необходимо указывать им на ошибки и пытаться заставить руководство Издательского дома их исправлять. И тогда, возможно, они начнут менять свою политику. Менеджеры так и так вынуждены будут прислушиваться к советам извне. Нужно ведь восстанавливать свой имидж.
Вот так. Случилось то, чего никто не ожидал. Да, говорили о том, что типографии придется очень трудно. Но подразумевали под этими словами в первую очередь возможное давление со стороны чиновников. С открытием Издательского дома именно они потеряли один из самых существенных козырей в борьбе с независимыми газетами. "Учкун" отныне не является монополистом, а значит особо не любимая властью "МСН" может спокойно публиковать разоблачительные статьи на своих страницах. То же самое могут делать и другие издания. Но, как оказалось, политическая сторона вопроса играет главную роль не для всех печатных СМИ. Кто-то руководствовался в первую очередь именно экономическими интересами, когда уходил из "Учкуна".
Обстоятельства сегодня бросают руководству американской типографии вызов. Необходимо срочно искать золотую середину, которая устроит всех.
|