КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 18.12.2003
23:14  Большинство Киргизского парламента не хочет избираться по мажоритарной схеме
22:00  Министр обороны Ж.Гуррагчаа об участии Монголии в миротворческих операциях
19:07  В Ташкенте состоялась встреча иранских коммерсантов, работающих в Узбекистане
17:35  Камаль Харрази: Тегеран играет положительную роль в Афганистане, Ираке и ЦентрАзии
16:22  ВВС - Американцы создали "разные условия" узникам Гуантанамо. По признаку гражданства
16:13  Среднеазитаские цыгани - Лули: кто они, откуда, во что верят и чем занимаются
14:35  П.Эскобар - Центразийский Король-Солнце. Туркменбаши и его нефтяное королевство

14:30  Зарплату давай! Грузинский участок "Баку-Джейхан" продолжает бастовать
14:28  Началась высадка американских войск в Азербайджане
14:10  Казахстан ввел мораторий на смертную казнь
14:02  М.Пэлмер - "Разрушение истинной оси зла: как избавиться от последних диктаторов мира к 2025 году"
13:52  "Легче вжиться". Путин выступил за поощрение миграции из стран СНГ в Россию
13:46  "В течение ближайших месяцев". Украина обещает погасить все газовые долги Туркмении
11:53  Политическое будущее Киргизии - матриархат!
11:47  Сокращаются инвестиции в экономику Узбекистана. Вся надежда на иностранцев
11:39  Закончилось "похолодание" между Турцией и Узбекистаном. "Поворотный" визит Эрдогана
11:11  России нужна новая "эсэнгэшная" политика. Мягенькая и добренькая
11:04  Бои за землю. Киргизы и переселенцы из Таджикистана и Узбекистана на грани войны
10:21  В Монголии работает 6602 иностранца
09:42  Китай арендовал землю Казахстана в районе озера Алаколь
08:18  В. Абатуров - Нефть: вокруг квот и цен
06:45  Партнерство нового типа. В Аддис-Абебе установлена африкано-китайская статуя (фото)
05:18  Древняя Хива отдана под строительство магазинов и ларьков
04:14  Россия и СНГ: от братской дружбы к империи (мнения экспертов)
03:31  Д.Ашимбаев - Вышло в свет 7-е издание "Кто есть Кто в Казахстане": 612 стр., 4.000 био
02:58  Квоту режут на 100 тыс. Россия сокращает прием гастарбайтеров
02:15  Le Temps - Самый первый гоминид был китайцем. Новости археологии
01:54  Иран разоружился перед МАГАТЭ. К своей и российской пользе
01:21  Санта Туркменбаши. Новогодний подарок российским нефтяникам
01:14  Опровержение. Кыргызстану не удалось договориться с Узбекистаном о поставках газа
01:03  Режим Каримова готовит провокацию! Обращение движения "За правовой Узбекистан"
00:51  Афганистан Президентский или Парламентский? На Джирге разгораются страсти
00:38  Иногда они возвращаются. Начинается реэмиграция евреев в СНГ
00:33  "Абсолютная правда". В Ашхабаде издана книга Л.Комаровского о попытке госпереворота 25 ноября 2002
00:01  Освободить Сакена и Рустема Жунусовых! Пикеты у посольств Казахстана в Киеве и Москве
Среда, 17.12.2003
23:30  Шашлык вместо культуры
21:58  Новым хокимом Самаркандской области стал ректор Рустам Халмурадов
19:27  Премьер Турции Реджеп Эрдоган посетит с официальным визитом Узбекистан
17:05  Жить будет? Юная Малилай выступая на Джирге обозвала заслуженных моджахедов бандитами (фото)
14:28  Юг Киргизии: Депутатский мандат стал ремеслом нового сословия
14:23  В школу с своими обогревателями... ходят узбекские дети
13:31  "Управление границами в Центральной Азии". Новый прожект ПРООН
13:15  П.Тешаев - Партстроительство и парт-строители в Узбекистане. Как стать ближе к власти
13:07  Zamon.info - Почему бастуют адвокаты Ташкента?
13:05  Последний секс. Организаторы оргии для японских туристов получили в Китае пожизненный срок
12:27  Во всех населенных пунктах Киргизии откроются интернет-центры
12:22  По весне Россия начнет строить для Туркмении новый каспийский порт Экерем
12:18  Нужен, не нужен? Зачем Киргизии русский язык
12:13  "Газета СНГ" - Каримов бросил нового премьера на хлопок?
12:02  Наблюдатели от Исполкома СНГ будут ловить Тбилиси на фальсификации выборов
11:36  Великая китайская угроза. Экспортная агрессия по всем континентам
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Среднеазитаские цыгани - Лули: кто они, откуда, во что верят и чем занимаются
16:13 18.12.2003

ЛУЛИ
Среднеазиатские цыганы

ОТКУДА ОНИ?

Среди окружающего населения цыгане Средней Азии известны под названием люли, джуги, мазанг. Сами цыгане утверждают, что название "люли" им присвоено узбекским населением, а "джуги" - таджикским. В качестве самоназвания все группы цыган выдвигают этноним мугат - мугати самарканди, мугати бухорой …

Между цыганами, за которыми по традиции закрепились названия "люли" и "джуги", нет резких этнографических различий. От них отличаются цыгане, именуемые мазанг, представители которых разбросаны по всей территории Средней Азии. Они никогда не вступали в родственные отношения с другими среднеазиатскими цыганами и резко выделялись среди них по характеру исконных занятий.

О давности появления цыган в Средней Азии свидетельствует утрата ими своего языка и многочисленные заимствования различных элементов материальной и духовной культуры у окружающего населения. Большинство цыган двуязычны, они говорят на узбекском и таджикском, однако таджикский язык в их быту является основным. Считается, что цыгане являются выходцами из Индии. Правда, среднеазиатские цыгане убеждены, что родина их предков - Средняя Азия. Но наличие среди цыган антропологического типа, резко отличающегося от окружающего населения и имеющего ближайшие аналогии среди населения Индии, характерный род занятий, близкий членам индийской касты "дом" (деревообделочное ремесло, нищенство ..), а также некоторые обычаи (татуировка лба) говорит о том, что предки среднеазиатских цыган были выходцами из Индии. В Самаркандской и Сурхандарьинской областях бытует этноним "мултони" происходящий от города Мультан. Этот город находится в Пакистане, и в средние века был перевалочным пунктом караван
ной торговли с Персией и Средней Азией.

В прошлом цыгане не имели земельных наделов и были вынуждены передвигаться с места на место. Однако у среднеазиатских цыган уже давно были места длительных стоянок вблизи городов и сельских населенных пунктов. Из таких стоянок выросли цыганские кварталы на окраинах Самарканда. Бухары, Ташкента.

ВО ЧТО ВЕРЯТ?

По религиозной принадлежности среднеазиатские цыгане - мусульмане. Они по-мусульмански хоронят умерших, совершают молитвы, постятся, соблюдают обряд обрезания. Однако в прошлом и у них, как и у многих других народов Средней Азии, ортодоксальный ислам сочетался с элементами различных доисламских верований, которые в семейном быту имели преобладающее значение. У цыган была распространена вера в различного рода духов - джин, пари, алвасти, в порчу - зиен, в силу всевозможных оберегов и амулетов - тумор, бозбанд. Лук, перец, хлеб, острые предметы, рога барана считались оберегами от действия злых духов и сглаза. Особой сакральной силой наделялся волк: клыки и высушенный нос волка нашивали на одежду в качестве оберегов. Такой же силой обладал, по цыганским верованиям, дикобраз, колючки которого также употреблялись в качестве оберега. Каршинские цыгане ели мясо дикобраза, а у самаркандских существовало строгое табу на мясо этого животного и была распространена легенда о том, что нек
огда дикобраз был человеком. Возможно это пережитки каких-то древних тотемистических представлений.

ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ?

Ремеслом занимались лишь немногие цыганские группы. Среди цыган встречались ювелиры и кузнецы. Цыганки же обычно изготовляли волосяные лицевые сетки - чачвон. У ферганских и ташкентских люли были группы ремесленников, занимавшиеся выделкой щепного товара, изготовлением сит и решет, женщины плели решета, мужчины делали к ним ободья.

В основном среди цыган люли и джуги мужчины были мало заняты производительным трудом, представляя заботы о пропитании семьи женщинам. Для большей части цыган главным источником существования являлось нищенство, которым занимались женщины. Вооружившись мешками и посохами, которыми они отгоняли собак, цыганки ежедневно выходили на сбор подаяния, обходя двор за двором в городах и кишлаках. Попутно цыганки гадали, смотря в зеркало или в чашу с водой.

Цыгане-мазанг нищенством не занимались совершенно. Мужчины мазанги были деревообрабодчиками и мелкими торговцами. Они изготавливали решета, сита, бубны, деревянную посуду.

ЕСТЬ ЛИ КРОВ У ЦЫГАН?

Исконным жилищем цыган служил шатер - чодыр. Зимний шатер (чодири зимистон) состоял из бязевого полотнища, накидывавшегося на два или три врытых в землю шеста. Летний шатер (чодири гарм) представлял собой по существу лишь навес для тени, он был значительно меньше и держался обычно на одном шесте. В шатре расстилали кошму, раскидывали одеяла и подушки. Обогревались при помощи костра, разжигаемого в небольшом круглом углублении ближе к выходу. Пищу готовили на кострах, которые разводили вне шатра. От обычного чодыра отличалось жилище цыган-мазангов. Они строили шалаш (чайла) из дугообразных согнутых и воткнутых в землю толстых ветвей ивы, которые покрывали мелкими ветками, камышом и сухой травой. Чайла, высотой в рост человека, достигала длину 3-4 метра, двери были из камышовой циновки или завешивались полотнищем ткани.

ЧТО НОСЯТ?

Многовековое влияние культуры окружающего населения больше всего сказалось в одежде и пище цыган. Мужская и женская одежда цыган ничем не отличается от узбекской или таджикской. И теперь еще пожилые мужчины носят халаты и широкие штаны, на голову надевают тюбетейки, на которые наматывают чалму. В женском костюме отсутствуют характерные для европейских цыган широкая юбка и шали. Костюм среднеазиатской цыганки отличается от узбекского только большим предпочтением к ярким расцветкам, необычным по пестроте и сочетанию цветов. Цыганки имеют большую склонность к различным украшениям - кольцам, серьгам, браслетам, ожерельям, но и эти предметы утратили национальное своеобразие.

КАК ЖИЛИ И ЖИВУТ?

Цыгане живут малыми, индивидуальными семьями. Сыновья отделяются сразу после женитьбы. Каждая семья ведет хозяйство и питается отдельно от других. Женщина занимает в цыганской семье подчиненное положение, хотя и является основной кормилицей семьи. Будучи мусульманкой, она, тем не менее не закрывала лица и не изолировалась от мужского общества. Она смела и свободна в общении с людьми. Только у некоторых групп мазангов в прошлом женщины носили джелак - халат со сложенными рукавами, который они набрасывали на голову, слегка прикрывая лицо.

У среднеазиатских цыган существовал обычай уплаты калыма за жену, он целиком оставался у отца невесты. Широко было распространено многоженство: чем больше жен, тем больше работниц и выше достаток в семье. Девушек выдавали замуж с 12-15 лет. В брачные отношения вступали не зависимо от территориального расположения - ташкентские брали в жены самаркандских, каршинских и т.п.. Однако ни одна из групп цыган люли и джуги не вступала в брачные отношения с мазангами. Это строгое правило, возможно, является отдаленным пережитком кастовой эндогамии предков цыган.

Сговор и все церемонии свадебного обряда мало чем отличались от аналогичных обрядов у окружающего населения. У цыган были распространены кузенные браки, часто наблюдался обычай куч куев - принятие зятя в дом. Характерными для цыган были перекрестные браки карши кудо: две семьи договаривались о перекрестных браках своих сыновей и дочерей; калым в этих случаях не платили. Обычай леврита у цыган соблюдался в тех случаях, когда после умершего оставался ребенок. Сохранилась традиция, когда муж называет жену мугат зан (буквально - цыганка), а жена называет мужа по имени ребенка (отец такого-то).

Цыганские празднества - той - справлялись с характерной для Востока пышностью, на них собирались множество гостей. Очень популярны были на тоях петушиные бои и бои ослов. Особенностью цыганских тоев были также соревнования в беге.

Мусульманский обряд бракосочетания происходил в доме невесты. Соблюдались различные свадебные обряды, бытовавшие у окружающего населения - проводы молодой в дом мужа, обведение новобрачной вокруг костра, обряд смотрения молодых в зеркало и др...

После появления первого ребенка справлялся обряд лачак бандон - повязывание головного убора замужней женщины. На сбор подаяния цыганка обычно выходила только после совершения этого обряда.

Цыганские семьи весьма многодетны. Бродячий образ жизни губительно сказывается на положении детей, у цыган высокая детская смертность. Обычно женщины уходя на сборы подаяния, оставляют детей представленных самим себе или оставляют на попечение старух.

Численность среднеазиатских цыган в Узбекистане составляла:
1956 г. - 7600 (вместе с Таджикистаном),
1979 г. - 12581,
1989 г. - 16397

Источник - People.freenet.uz
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1071753180


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Маулен Ашимбаев встретился с директором Оксфордского центра исламских исследований
- Законопроект по регулированию движения мопедов одобрили депутаты в первом чтении
- Олжас Бектенов ознакомился с цифровыми инструментами по поддержке отечественных товаропроизводителей и прогнозу паводковой ситуации
- Подготовка к пожароопасному периоду: Канат Бозумбаев поручил безотлагательно устранить нарушения в регионах
- Казахстан и Россия подписали межправительственное соглашение о строительстве угольных ТЭЦ
- Омбудсмен Артур Ластаев: "Распространяемое "мнение" о том, что закон якобы будет способствовать отъему детей – откровенный фейк"
- Подрядчик, завысивший стоимость строительства водопровода в Алматы, выполнит дополнительный объем работы за свой счет
- О пресеченном наркоканале
- Сотрудник СпецЦОН арестован за причинение ущерба в размере 3 млрд тенге
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх