О.Абдыкаримов (спикер Сената) - Государство и религия в Казахстане 11:28 21.12.2003
Государство и религия
Оралбай АБДЫКАРИМОВ, председатель Сената Парламента РК
Отношения государства и религии в Казахстане развиваются в рамках общемирового процесса, однако имеют свои особенности, связанные как с историческим прошлым нашей страны, так и проводимой в условиях суверенного развития внутренней политикой.
В казахских степях еще в глубокой древности мирно сосуществовали различные религии, в числе которых можно назвать христианство, буддизм, зороастризм, а отдельные традиции тенгрианства сохранились и до сегодняшнего дня. Самая молодая из мировых религий - ислам - пришла на территорию нашей страны в IX веке и стала стимулирующим фактором развития культуры, образования и науки. Вместе с тем и кочевая культура оказала свое воздействие на ислам, выразившееся, в частности, в том, что в Казахстане долгое время, в отличие от оседлых соседей, не функционировали классические религиозные институты. В эпоху становления казахской государственности ислам содействовал консолидации общества, хотя государственно-конфессиональные отношения складывались неоднозначно.
Присоединение Казахстана к России привело не только к полиэтничности, но и к многоконфессиональности, в результате которой в XIX веке в нашей стране существовали все основные типы религий Российской империи. Царская администрация проводила последовательную политику, направленную на доминирование православия. Так, в начале XX века в целях противодействия исламу в Туркестане была создана противомусульманская миссия. В этот же период начала действовать правительственная антисектантская комиссия.
Однако самым трудным периодом для всех конфессий стал советский период истории. Марксистско-ленинская теория понимания мира была несовместима с любыми религиозными учениями, и советский государственный аппарат, руководствуясь коммунистической идеологией, делал все возможное для того, чтобы роль религии в общественной жизни была сведена к нулю. После Октябрьского переворота 1917 года священнослужители всех конфессий ограничивались в правах и подвергались репрессиям, уничтожались являвшиеся памятниками культуры культовые сооружения, закрывались религиозные издания. Воинствующий атеизм был возведен в ранг государственной политики, а так называемый "научный атеизм" входил в качестве обязательного учебного предмета в систему высшего образования страны. Мои современники хорошо помнят один из самых известных лозунгов того времени: "Религия - опиум для народа".
В то же время насильственный атеизм, насаждаемый в обществе, не привел к исчезновению религии, и это естественно. Как сказал один мудрец: "Религия - это убеждение, что все происходящее с нами необычайно важно. И именно поэтому она будет существовать всегда".
Причины религиозности людей объективны, и религия в течение многих веков выступала и выступает в качестве регулятора человеческого поведения. Поэтому стремление советской власти исключить религию из общественной и частной жизни не увенчалось успехом.
Справедливости ради следует отметить, что советское государство на определенном этапе стало либеральнее относиться к религии. Так, во время Великой Отечественной войны Сталин сделал шаг навстречу Русской православной церкви, что в какой-то мере позволяло говорить о начале официальной легализации присутствующих в СССР религий, а накануне распада Союза в 1990 году был принят весьма демократичный Закон "О свободе совести и религиозных организациях".
Обретение Казахстаном независимости сопровождалось реформированием экономической, политической системы, демократизацией общественной жизни, совершенствованием государственных правовых и социальных институтов. Молодое суверенное государство в корне изменило отношение к верующим, к религии в целом. В свое время, выступая на Ассамблее народов Казахстана, Президент РК Нурсултан Назарбаев отметил, что без освобождения людей от повсеместного контроля власти, прежде всего контроля в частной жизни, в духовной сфере, никакой либерализации в обществе не будет. Важным шагом на пути дальнейшего укрепления прав и свобод человека и гражданина стал недавно принятый указ Президента РК "О подписании Республикой Казахстан Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах". Взвешенная политика Главы нашего государства, направленная на демократизацию общества, обеспечение гражданского мира и согласия между представителями различных вероисповеданий, подтверждает реальную возможность взаимопонимания и доверия между конфессиями.
Событием международного значения стал прошедший 23-24 сентября 2003 года в Астане Первый Съезд лидеров мировых и традиционных религий, инициатором и непосредственным организатором которого выступил Президент Казахстана. Участники форума, руководствуясь девизом "От диалога религий - к сближению цивилизаций", приняли декларацию, в которой констатируется, что религии должны стремиться к большему сотрудничеству, признавая толерантность и взаимовосприятие как важнейшие инструменты мирного сосуществования всех народов. Выражая общее понимание необходимости продолжения конструктивного диалога между представителями религий всего мира, участники съезда приняли решение проводить такие форумы не реже одного раза в три года.
Нет никаких сомнений, что добрая воля лидеров мировых и традиционных религий, гуманистические идеи форума найдут понимание и поддержку со стороны мирового сообщества. Подтверждением тому, на мой взгляд, стала прошедшая в Италии в октябре 2003 г. конференция Парламентской ассамблеи ОБСЕ по свободе религии с участием парламентских делегаций 46 стран ОБСЕ. На ней обсуждались вопросы, связанные с базовыми принципами в области прав человека и свободы религии, взаимоотношениями между религией и государством, религиозной терпимостью в плюралистическом обществе, развитием национальных законодательств в отношении религии и свободы религии.
С большим вниманием была выслушана информация об итогах прошедшего в нашей стране Первого Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Участники конференции дали высокую оценку форуму и особо подчеркнули уникальность и актуальность инициативы Президента Казахстана. В итоговом заявлении конференции отмечено, что в нашей республике достигнуты впечатляющие успехи в обеспечении веротерпимости, толерантности и общественного согласия между религиозными конфессиями. Действительно, Казахстан первым из республик бывшего Союза принял Закон "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", предоставивший верующим и их организациям широкие права и свободы.
Сегодня в республике на основе конституционного права на свободу совести функционирует свыше трех тысяч религиозных объединений, представляющих более 40 конфессий. В распоряжении верующих 1 537 мечетей, 230 православных храмов, 69 католических костелов, 408 молитвенных домов и других культовых сооружений. Таким образом, в нашей стране на практике реализуется право граждан на свободу вероисповедания. Религиозные организации свободно занимаются благотворительной, просветительской и иной гуманитарной работой.
Однако их деятельность на территории Казахстана должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством. Безусловно, огромным достижением казахстанского общества является отказ государства от тотального контроля над религиозными организациями. Вместе с тем либерализм государственно-конфессиональных отношений должен быть в пределах свобод, предоставленных Конституцией РК. Так, согласно статье 5 Основного закона запрещается деятельность политических партий на религиозной основе, и, естественно, такие партии в Казахстане не функционируют.
Вместе с тем, как показывает мировая практика, есть опасность опосредованного вовлечения религиозных организаций в политические процессы, в частности, в избирательные кампании. Очевидно, что участие религиозных организаций в предвыборной борьбе, тем более на стороне и в поддержку какой-либо партии, иного общественного объединения, неприемлемо. Во-первых, это противоречит устоям демократического, светского государства; во-вторых, способствует выхолащиванию накопленных человечеством за тысячелетия религиозно-духовных ценностей. Исходя из этого, государственно-конфессиональные отношения могут основываться не на политических интересах, а на иных точках соприкосновения. Как отметил Нурсултан Назарбаев, у государства и религиозных общин существует две общие сферы сотрудничества: проповедь мира и гражданского согласия и возрождение культуры.
Как известно, в начале третьего тысячелетия человечество столкнулось с такими вызовами, как международный терроризм, распространение оружия массового поражения, торговля людьми, рост наркобизнеса, религиозный экстремизм. Трагические события, происшедшие недавно в Турции и в России, еще раз подтверждают опасность этих угроз для всего мира. Многие страны в последние годы сталкиваются с действиями экстремистских организаций религиозного толка. Не является исключением и Казахстан, где активизирует свою деятельность религиозная экстремистская организация "Хизб-ут-Тахрир", главная идея которой - создание единого мусульманского государства (халифата) в Центральной Азии.
Причин возникновения этих крайне опасных для всего человечества угроз немало, для их предотвращения необходимы усилия всего мирового сообщества. В этих условиях крайне важно сохранять толерантность в отношении к религии, так как связываемые с той или иной конфессией экстремизм, терроризм и другие формы насилия не имеют ничего общего с истинным пониманием веры. К сожалению, в последнее время формируется негативное отношение к исламу, который пытаются выдать за источник фанатизма, терроризма, экстремизма. Даже появился термин "исламская угроза". Ислам, как и другие традиционные религии, проповедует такие ценности, как духовность, нравственность, человеколюбие, терпимость. Нет оснований рассматривать ислам как воинствующую религию.
Благодатная казахстанская земля издревле служила связующим звеном между Азией и Европой. Сегодня Казахстан является родным домом для представителей многих национальностей и вероисповеданий. В нашей стране верующие свободно посещают и мечеть, и православный храм, и синагогу, и католический костел, и молельный дом евангельских христиан. Именно межэтническое и межконфессиональное согласие является важнейшим условием успешного проведения масштабных реформ в политической, экономической и социальной сферах суверенного Казахстана.
20.12.2003
|