КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 24.12.2003
23:30  Майкл Джексон, ислам и национальная забава российских СМИ
22:58  Монгольская пресса о визите спикера хурала Тимур-Очира в Казахстан
22:02  Телефонный разговор Э.Рахмонова и И.Каримова
19:06  РАО "ЕЭС России" подготовит ТЭО завершения строительства Сангтудинской ГЭС в Таджикистане
17:20  Талибы освободили 2 захваченных индийских инженеров
17:01  Мусульмане в Китае: краткий обзор
16:11  Камаль Харрази: Иран не боится угроз "Аль Каиды" и Израиля

14:51  Киргизия воссоздает цензуру для пьес местных театров
14:24  Новый узбекистанский премьер Мирзиеев: сильный руководитель или послушная марионетка?
13:55  Китай окажет посильную помощь в упорядочении экономики Афганистана
13:17  В Киргизском Нарыне (областной центр) остались в строю 3 (три) троллейбуса
13:14  IWPR - Узбекистан ужесточает контроль за издательской деятельностью и интернетом
12:35  Узбекистан оставляет смертную казнь только за 2 вида преступлений - терроризм и умышленное убийство
12:19  В Ташкенте ограблен офис представительства радиостанции "Немецкая волна"
11:38  Президент Тайваня предлагает включить Монголию в состав Китая
11:25  Н.Назарбаев - "Глобализация унифицирует мир и... обостряет национальный вопрос" (речь)
11:23  Ограблена алматинская резиденция Н.Назарбаева. Унесли 700 тысяч тенге
11:20  Талдыкорганский ученый изобрел вакцину от рака. Не хватает опытов
11:17  Пакистан погнался за двумя ядрами. Ракеты в обмен на секреты
10:50  "Къ" - В Китае победила контрреволюция. Капитализм мирно врастает в социализм
09:40  Астраханский губернатор Анатолий Гужвин награжден "Добрым сердцем Каспия"
07:39  В Павлодаре (Казахстан) муж поймал жену, выбросившуюся с 5-го этажа
05:53  Второе дыхание. Россия достроит Ирану Бушерскую АЭС
04:58  Наши за границей. Диаспоральная политика Казахстана
04:50  Кыргызстан: Язык государства не должен стать латынью
04:46  Узбекистан форсирует добычу урана. Модернизация + инвестиции
03:55  Zamon - Достучаться до правительства... пытаются узбекские товаропроизводители
03:02  В Китае казнят наркоторговцев и мафиози (фото)
02:36  "ВБ" - Киргизский Токмак становится анклавом Ичкерии
01:24  Большой конституционный скачок. Китай затвердил неприкосновенность частной собственности
00:49  Газета.Ru - Путин сосчитал российских олигархов
00:45  Д.Садырбаев (депутат Кенеша) - "Это раньше я говорил, что кыргызы лежачие..."
00:12  В Оше убит неизвестными майор МЧС Киргизии З.Абжалиев
00:09  "Дил мурогу". Повышается нравственность нарынской молодежи
00:07  Туркменистан за год на треть нарастил торговлю со странами СНГ
00:03  Луддиты победили. В Киргизии приостановлен ввод кассовых аппаратов
00:01  Сокращаются посевы опийного мака в Прииссыккулье
00:00  Погубила жадность. В Пакиcтане начались допросы ученых-ядерщиков
Вторник, 23.12.2003
23:59  В Москве ведется розыск преступника, отрезающего головы азиатам
21:30  В Таджикистане вводится миграционная карта для выезжающих на работу за границу
17:28  Только созданный Совет СНГ по ценным бумагам возглавил россиянин Костиков
16:53  Кыргызстан требует от Казахстана соответствовать стандартам ВТО. А то не пустим
15:45  У.Перри, Б.Скаукрофт и др. - "Хороший" и "плохой" атом. Предлагаем вводить санкции
14:38  Washington Times - Россия отворачивается от Запада. Не по пути...
14:03  Иран намерен участвовать в строительстве Сангтудинской ГЭС в Таджикистане
13:06  М.Саакашвили: США меняют Среднюю Азию на Грузию и Украину (компромат)
12:31  Избранный депутат ГосДумы от Москвы директор Института СНГ К.Затуллин благодарит соотечественников за поддержку
11:53  Вышли в свет "Народы Казахстана". Энциклопедия
11:46  Планы НАТО. "Передвижные базы" в ЦентрАзии будут открыты в...
10:40  Разгосударствление? В Узбекистане опять реорганизация "промышленных органов"
10:33  Джалабадский ислам: 134 мечети - незарегистрированы, 479 имамов - без высшего образования
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
Н.Назарбаев - "Глобализация унифицирует мир и... обостряет национальный вопрос" (речь)
11:25 24.12.2003

КАЗАХСТАН - ЭТО МЕСТО ЦИВИЛИЗОВАННЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ – НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ

Астана. 23 декабря. КАЗИНФОРМ – Казахское информационное агентство распространяет в изложении текст выступления Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева 23 декабря в Астане на 10-й сессии Ассамблеи народов Казахстана "Казахстанская модель межэтнического согласия: опыт, практика и перспективы".

Текст выступления предоставлен пресс-службой Администрации Президента РК

Второе десятилетие нашей истории совпало с новым столетием. Столетием, которое столкнулось с небывалым ростом межнациональной и религиозной вражды. На наших глазах разваливаются целые государства. Причина развала – столкновение национальных интересов. Поэтому когда мы говорим, что главным достижением страны является межэтническое согласие, мир и стабильность в нашем общем доме, это не просто известная истина. Это серьезный успех в нестабильном мире. В этом велика роль и заслуга Ассамблеи народов Казахстана.

Наша Ассамблея народов – это редкий в современном мире инструмент этнического согласия. Я хотел бы искренне поблагодарить за это всех находящихся в зале и за его пределами создателей уникального института.

* * *
Развитие мировых процессов на рубеже столетий принесло человечеству немало опасностей и тревог. Одна из них - обострение межнациональных отношений. В ряде европейских стран серьезной проблемой становится массовая миграция из развивающихся стран и возникающее в связи с этим культурно-национальное напряжение. Острые столкновения на национальной почве происходят в некоторых азиатских государствах.
По религиозно-этническим причинам продолжается многолетнее противостояние между государствами Ближнего и Среднего Востока, Южной Азии. В Африке этнические конфликты иногда приобретают форму братоубийственных войн целых народов. Межнациональные проблемы имеют тенденцию к обострению и в ряде регионов Содружества Независимых Государств. Мы наблюдаем, казалось бы, парадоксальное явление. В процессе глобализации, который охватывает все новые и новые стороны жизни человечества и унифицирует мир, обостряется национальный вопрос. Кажется, что создатель великих антиутопий прошлого века Олдос Хаксли был прав, утверждая "Прогресс технологии одаряет нас все более совершенными средствами для движения вспять".
Почему так происходит?

Причины этнических конфликтов на планете многообразны. Но все же в основе большинства из них лежат три главные проблемы.

Во-первых, глобализация расширяет взаимодействие народов. Она дает возможность всем обществам приобщиться к достижениям технологий, радикально меняет экономические структуры, превращает мир в единую коммуникационную систему. Но вместе с тем, она порождает у многих людей естественные опасения утратить свои исторические корни – национальную идентичность, язык, культурные и религиозные традиции. Эти чувства вызывают иногда неприязнь к носителям иных этнических и религиозных ценностей.

Во-вторых, вследствие глобализации в некоторых национальных государствах нарастают внутренние противоречия. Государственные границы становятся более прозрачными. Через них в общество проникают не только блага цивилизации, но и многие общемировые угрозы. Прежние механизмы безопасности, основанные исключительно на защите внешних рубежей страны, военном сдерживании уже недостаточно эффективны в борьбе с такими явлениями, как международный терроризм и религиозный экстремизм, транзит наркотиков и торговля людьми.

Масштабный процесс нового "переселения народов", с одной стороны, обостряет проблему нелегальной миграции. С другой стороны, он ведет к размыванию прежней мононациональной основы многих государств мира. В современных этнически многообразных обществах оказывается гораздо труднее найти стержни, консолидирующие государство и общество, при этом не отступая от принципов, на которых создавались национальные государства. Во многих странах мира активизируются разного рода национальные движения и партии, "играющие" на этнической тематике. Политики, призывающие к принятию ограничительных мер в отношении национальных меньшинств, к мигрантам, кое-где собирают значительную часть голосов на выборах, усиливая межнациональное напряжение в обществах. Недаром говорят: "Когда у оппонента кончаются аргументы, он начинает уточнять национальность". Следует также добавить, что ряд современных государств в силу внутреннего межэтнического напряжения уже длительное время находится в состоянии полураспада.

В-третьих, корни большинства межнациональных конфликтов питает нерешенность социально-экономических проблем. Явным стал дисбаланс в развитии различных регионов мира, неравномерность социального положения людей даже внутри одного общества. Бедность, безработица, ограниченный доступ к ресурсам, социальная неустроенность, низкий уровень грамотности порождают жесткий ответ. Верно было подмечено, что "Ненависть – это гнев бедных". На планете около восьмисот миллионов голодных, более миллиарда – пятая часть – живет менее чем на один доллар в день. А огромные богатства в руках только лишь двадцати процентов населения. Вот отсюда этот гнев и возникает. В современном мире он принимает острые конфликтные формы - от экстремистских действий до террористических актов в отношении представителей других народов.

Таким образом, на рубеже столетий мир переживает острую фазу обострения межэтнических отношений. Можно сказать, что одна из главных проблем ХХI века заключается в том, что человечество не выработало универсальной формулы межнационального согласия. Эта проблема обладает огромным разрушительным потенциалом, лежит в основе многих глобальных угроз и вызовов миру. Развитие Казахстана все 12 лет Независимости шло вопреки этой опасной тенденции.

Межнациональное согласие в казахстанском обществе – это не результат какой-то особой природы тех или иных народов. К сожалению, национальная история Казахстана полна таких же примеров кровавых межнациональных конфликтов, как и история любой страны в прошлом. Наше национальное согласие - результат кропотливой работы государства при поддержке институтов гражданского общества на протяжении всех этих лет. В сложных условиях нам удалось создать оптимальную модель взаимоотношений между всеми этническими группами населения страны. Она основана на взаимопонимании и терпимости, патриотизме и гражданской ответственности за судьбу страны у представителей всех этносов, живущих на древней земле казахов. В Казахстане закреплено в законодательстве и реализовано на практике этническое равноправие граждан страны во всех сферах общества. Наконец, нами создан уникальный общественно-политический институт - Ассамблея народов Казахстана, как главный механизм межэтнического взаимодействия. На уровне областей действуют региональные ассамблеи народов. В нынешнем году сформирована вертикаль исполнительных рабочих структур большой и малых ассамблей.

Сегодня в Казахстане действуют более трехсот пятидесяти республиканских и местных национально-культурных центров. Они объединяют сотни тысяч людей, заинтересованных в сохранении и развитии языка, культуры и традиций своего этноса. Государство поддерживает эти процессы. Наш опыт получил признание на самом высоком международном уровне. Его отметили Генеральный секретарь ООН и Верховный комиссар по делам нацменьшинств ОБСЕ, Совета Европы, политические и духовные лидеры, общественные деятели многих стран мира. Наша модель межэтнического согласия рекомендована государствам планеты как воплощенная на практике формула гражданского мира в многонациональном обществе. Это нас ко многому обязывает.

По подсчетам экспертов в 2003 году в мире было отмечено около четырнадцати локальных войн и десятки вооруженных конфликтов. В основном по национально-религиозным причинам. Агрессия и национальная нетерпимость часто возникают из-за непреодолимого желания подчеркнуть превосходство своей нации или религии. Многие люди готовы умереть ради своего понимания религиозных идеалов. А ведь любая великая религия, прежде всего, несет свет и мир. Бог создает людей равными, и только мы сами придаем столь драматический смысл различиям по языку, цвету кожи или разрезу глаз.

Как-то один известный зарубежный политик рассказал мне притчу. У трех человек спросили: "Что такое рассвет?" Один ответил: "Это разделительная полоса между днем и ночью". Второй сказал: "Это время между тьмой и светом". А третий был поэтом, и ответ его был таков: "Это две женщины разных цветов кожи, но обе поистине прекрасны". Иногда простая мудрость поэта выше самых сложных политических теорий. Родители и школа должны воспитывать у ребенка простое правило: "Не делай другому того, чего не хочешь себе". Жить в современном мире – значит быть открытым и терпимым к другим народам, культурам и религиям. Родители сызмальства должны приучать детей к человеколюбию. Это подход полностью соответствует политике Казахстана. Нашим детям жить в глобальном мире, они, когда станут ездить по разным странам, будут видеть мир таким, какой он есть. Они не станут делить его на нации и расы, на религии. В этом залогом успешной мирной жизни. Вот почему надо воспитывать детей в духе интернационализма. И с этим я обращаюсь к учителям и воспитателям, ко всем казахстанцам

* * *

Нам необходимо постоянно "сверять часы" с общим ходом мирового развития, учитывать особенности нашего многонационального общества при решении практических задач, стоящих перед страной. Иными словами, обществу нужны постоянная переоценка и осмысление опыта межнационального согласия как определяющего фактора нашего движения вперед. Казахстан становится неотъемлемой частью мирового сообщества. Мы стремимся к тому, чтобы занять свою нишу в мировой экономике. Это объективный процесс. Но при этом не следует забывать, что мы вступаем в жесткий конкурентный мир. Наше стремление идти вперед провозглашено в Стратегии "Казахстан-2030". На ее выполнение направлены действия государства по возрождению аула, по реализации Программы индустриально-инновационного развития страны до 2015 года.
Этой логике подчинены основные задачи и только что утвержденной мною Государственной программы "Культурное наследие".

* * *

Обеспечение единства многонационального народа Казахстана для нас не только достижение прошлого и настоящего, но и задача будущего. Если в результате тех или иных действий мы позволим нарушить сложившееся межнациональное согласие, то неминуемо утратим все те социально-экономические завоевания, которых с огромным напряжением сил достигли за 12 лет независимости. Это нужно отчетливо понимать и казахской нации, и всем этническим диаспорам современного Казахстана. Сфера межнациональных отношений – не поле для экспериментов. Это наиболее деликатная и важная сфера отношений, ответственность за которую в равной степени несут и государственные органы, и институты гражданского общества.

Поэтому, прежде всего, нам важно иметь полное представление о том, какие угрозы представляют опасность для межэтнических отношений в Казахстане сегодня и в ближайшем будущем.

Первый вызов - это попытки использовать религию как инструмент международного терроризма и экстремизма. В сознании человека религиозное и национальное чувство всегда были тесно переплетены. И сегодня религия рассматривается как важный защитный механизм перед опасностью утраты моральных, культурных и духовных основ народа.

Вполне естественно, что процесс духовно-нравственного возрождения казахстанского общества, сбросившего оковы тоталитаризма, привел к усилению роли религии в жизни людей. В независимом Казахстане были приняты законы, гарантировавшие светский характер государства, равные возможности для деятельности всех религиозных общин страны. При этом государство оказало активную помощь в строительстве и открытии культовых зданий – мечетей, храмов, молитвенных домов.

Серьезных внутренних предпосылок для осложнения отношений между религиями в Казахстане нет. Эта опасность имеет, в основном, внешнюю природу. Она связана с использованием постулатов веры для оправдания экстремистских действий в политике, террористических актов. Но не менее опасен и тезис об "исламской угрозе". История знает немало примеров, когда для оправдания террористических актов использовались самые разные вероучения. Об этом, в частности, свидетельствует и хроника террора на планете за последние полстолетия. В Казахстане большинство населения составляют мусульмане. Но у нас также представлена почти вся религиозная палитра современного мира – православные христиане и католики, протестанты, иудеи, буддисты, приверженцы многих других культов. Всего 46 конфессий и номинаций действуют в нашей стране. В силу этого наше общество очень восприимчиво к различным инсинуациям по поводу агрессивности той или иной религии.

Импорт и активная эксплуатация этого клише способны подорвать межконфессиональный баланс и, вместе с тем, поставить под угрозу этнический мир в Казахстане. Никакая религия по своей природе не может быть агрессивной. Агрессию порождает псевдорелигиозная деятельность, прикрывающая узкие политические и иные цели.

В сентябре нынешнего года Астана принимала у себя участников первого Съезда лидеров мировых и традиционных религий. В столицу Казахстана съехались более ста двадцати посланцев восемнадцати религий мира. Проведение этого форума продемонстрировало способность духовных лидеров вести конструктивный диалог во имя мира и согласия между народами планеты. Съезд стал конкретным вкладом Казахстана в преодоление опасности межрелигиозного противостояния, которое распространяется по всему миру. Участники Съезда высоко оценили уровень духовного согласия в казахстанском обществе, поддержали решимость нашей страны быть территорией межконфессионального мира и мостом взаимодействия мировых религий.

В истории каждого города есть свои "звездные часы". Астана пережила их в минувшие сентябрьские дни, когда впервые в истории древней казахской земли представители мировых религий сошлись в поисках согласия в начале нового тысячелетия. Говорят, что большое видится на расстоянии. Мы сами до конца не осознали значения этого события для духовной атмосферы Казахстана, да и всего человечества. Сегодня перед нами стоит задача создать более прочные механизмы межконфессионального согласия в обществе, в том числе и в рамках Ассамблеи народов Казахстана. В этом мы рассчитываем на содействие со стороны лидеров всех религиозных общин Казахстана.

Второй вызов межэтническому согласию в нашей стране связан с тем, что решать проблемы, возникающие в сфере межнациональных отношений, в условиях либерального общества едва ли не сложнее, чем при тоталитаризме…

Хотя в те годы, как мы помним, решение национальных проблем означало простое их подавление. Демократия сама по себе не гарантирует автоматического решения проблем, возникающих во взаимоотношениях этносов. Об этом говорит опыт даже таких стран, как США, Швейцария, Бельгия, которые долгое время являлись своеобразным образцом решения межэтнических проблем. В условиях демократии при решении межнациональных проблем недостаточно использовать традиционные методы, связанные исключительно с деятельностью государственных органов.

Государство, безусловно, играло, и будет играть важную роль в поддержании и укреплении межэтнического согласия. Но при этом нужны дополнительные общественные механизмы регулирования межнациональных отношений. Предвидя это, с середины девяностых годов мы пошли на создание такого рода механизмов - национально-культурных центров, большой и малых ассамблей народов. Это был шаг в верном направлении. По сути, национально-культурные центры стали одними из первых самоорганизующихся институтов гражданского общества. И вместе с тем, они стали основой межэтнического согласия в Казахстане. С тех пор в стране возникли разнообразные творческие объединения разных этнических групп, на национальных языках издаются СМИ, работают негосударственные образовательные учреждения - воскресные школы. Сегодня в стране действуют казахские, русские, уйгурские, немецкие, корейские и узбекские театральные и творческие коллективы.

На одиннадцати языках этнических групп выходят в эфир теле- и радиопередачи, выпускаются около двух десятков центральных и региональных печатных СМИ. Только в рамках государственного заказа на национальных языках ежегодно издаются до тридцати книг тиражом более восьмидесяти тысяч экземпляров. У нас функционируют более ста семидесяти воскресных школ, в которых дети и подростки обучаются двадцати трем национальным языкам. В Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях открыты школы национального возрождения.

Поэтому нам необходимо полнее использовать этот потенциал для укрепления единства между народами Казахстана. Неправительственные организации могли бы стать мощным инструментом межнационального согласия в набирающем зрелость гражданском обществе. В Казахстане поступление в вузы осуществляется путем компьютерного тестирования. Какая-либо дискриминация по национальному признаку исключена. Прием на государственную службу осуществляется по конкурсу, что также обеспечивает равенство возможностей всех национальных групп. Двигаясь по пути демократизации, мы должны быть готовы к тому, чтобы своевременно снимать любое возможное межэтническое напряжение в обществе.

Третий вызов связан с тем, удастся ли нам в будущем сохранить разумное сочетание интересов казахской нации и десятков этнических диаспор, которые многие поколения живут в Казахстане.
Все эти годы мы шли эволюционным путем. Мы добились того, что среди казахстанцев, к какой бы этнической группе они ни принадлежали, крепнет осознание важности сохранения и укрепления казахского языка, его государственных функций. На сегодняшний день делопроизводство на государственном языке ведется в Атырауской, Жамбылской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областях. Эти регионы отличаются высоким уровнем владения казахским языком гражданами другой национальности.

Увеличено количество часов на изучение казахского языка в средней школе. За последние два года выросло число школ и детских садов с казахским языком воспитания и обучения. По сравнению с 2001 годом, количество газет на казахском языке возросло на 25 процентов, журналов на 12 процентов. Почти 95 процентов всех электронных СМИ половину времени вещают на казахском языке. В стране созданы все необходимые условия и механизмы, способствующие развитию казахской культуры как фундаментального пласта общегражданской идентичности всех казахстанцев.Причем эти процессы шли и идут естественными темпами.
Все это делается по мере создания условий для добровольного освоения государственного языка в стране. Никакого искусственного ускорения, тем более, революционного подхода в этом отношении не должно быть. Одновременно государство решает задачи по сохранению и развитию языков, культурных традиций и обычаев всех народов страны. Совместное проживание разных этносов в Казахстане на протяжении столетий выработало особый казахстанский менталитет. Ему чужды эмоциональные крайности и этническая обособленность. В его основе стремление к гражданскому единению, слиянию народных традиций и ценностей.

Уникальность современного Казахстана заключена в этническом многообразии. Это огромное богатство, общее достояние всего нашего общества, дающее казахстанцам возможность обмена с другими народами ценными культурными достижениями. Следует особо отметить, что русский язык по-прежнему остается в Казахстане языком межнационального общения, и это правильно. Многообразие культур и языков - это неоценимый дар, благодаря которому становится возможным настоящее творческое взаимообогащение, подлинное развитие каждого народа нашей страны. Наш принципиальный подход к формированию казахстанской идентичности проверен временем. Нам необходимо и дальше двигаться в этом направлении спокойно и без эмоциональных перехлестов, возрождая казахскую культуру и сохраняя культуры всех национальных групп нашего общества.

* * *

Модель межэтнического согласия, реализованная за годы независимости, - это одна из основ международного авторитета и престижа Казахстана. Так, по уровню привлекательности для эмигрантов из России Казахстан занимает третье место, уступая лишь США и странам Европейского Союза. И, наоборот, в ряде стран, например, в той же России, Словакии, для выходцев из Казахстана создаются более благоприятные условия для миграции. При этом особо отмечаются толерантность наших граждан, их быстрая адаптация к иным культурным условиям, их уважение к обычаям и традициям местных народов при сохранении культуры и языка своего этноса.

Хочу зачитать вам строки из письма, которое адресовал мне незадолго до своей кончины писатель Леонид Данилович Кривощеков, год назад уехавший из Казахстана. Он пишет: "Никогда прежде не мог и предположить, что однажды мне придется покинуть родной Казахстан. Ибо это не просто земля, которой я обязан своим рождением. Это нечто большее. Ведь именно там, где в неразрывном единстве проживает великое братство сограждан – многоголосое и разноликое племя людей, - я связал свою судьбу с творчеством. Там – мои духовные корни, мое начало начал". Данные слова принадлежат человеку, всю жизнь прожившему на казахской земле, ставшей для него духовной родиной.

Все это не мифические, а жизненные примеры эффективности национальной политики государства. В то время, когда вокруг происходят масштабные террористические акты, когда люди боятся ехать в другие страны, когда на улицах великих столиц мира бесчинствуют расисты, Казахстан остается местом цивилизованных национальных отношений. Именно поэтому мы смотрим в будущее с оптимизмом.

* * *

Главные цели и задачи Ассамблеи народов Казахстана определены в среднесрочной Стратегии ее развития до 2007 года. Но сегодня нам очень важно расширить практическую составляющую деятельности в работе Ассамблеи. В этой связи считаю целесообразным перейти к практике определения Ассамблеей народов Казахстана своих ежегодных приоритетов или задач. Это позволит повысить ответственность всех ее членов, малых ассамблей, их рабочих органов. Реализация намеченных планов позволит укрепить авторитет Ассамблеи во всех этнических группах населения Казахстана. В 2004 году нам надо сконцентрироваться на решении задач по пяти направлениям работы.

Первое. Необходимо выработать упреждающие механизмы реагирования на возможный рост напряжения в межэтнической сфере, главным образом под влиянием внешних обстоятельств.

Прежде всего, это касается вопросов сохранения и укрепления межконфессионального согласия в стране. Поручаю Совету Ассамблеи совместно с Советом по работе с религиозными объединениями при Правительстве проработать вопрос и внести предложения по всему спектру проблем взаимодействия государства и религиозных общин, отношений между конфессиями Казахстана.

Вторая задача данного направления связана с расширением механизмов взаимодействия Ассамблеи народов Казахстана с институтами гражданского общества. Два месяца назад мы провели в Астане Гражданский форум. На нем были определены задачи и формы взаимосвязи государства и неправительственного сектора по широкому кругу проблем. Полагаю, что свой "гражданский форум" может быть и в Ассамблее. Ее работа должна быть ориентирована на взаимодействие с НПО, решающими проблемы различных этнических групп населения страны.

Сами национально-культурные центры являются неправительственными организациями и наряду с другими должны участвовать в конкурсах на получение государственных грантов. Вполне возможно создание при Ассамблеи ассоциаций этнических театров и творческих коллективов, общественных советов СМИ на национальных языках, объединений национальных воскресных школ и других организаций.

Несколько лет назад главные редакторы ряда казахстанских СМИ подписали совместный документ об этике освещения в прессе проблем в сфере межнациональных отношений. Его положения в основном соблюдаются. Но с тех пор возникли сотни новых СМИ. Кто может сказать, присоединились ли они к этой своеобразной конвенции? Думаю, что далеко не все. Об этом свидетельствуют и ряд не вполне корректных публикаций в некоторых наших газетах и журналах. Министерству информации совместно с Советом Ассамблеи поручаю заняться этой проблемой.

Если есть необходимость, то мы готовы рассмотреть предложения по усилению законодательства в этом плане, чтобы не допускать разжигания межнациональной розни в любом ее виде. Конституцию надо соблюдать и всячески пресекать попытки нарушения ее основ.

Я призываю все политические партии выработать и заключить специальное соглашение, определяющее рамки использования этнической проблематики в своей деятельности и, в частности, предвыборной борьбе. Ведь далеко не все нюансы можно предусмотреть в законодательстве. Для предотвращения излишней политизации этнических вопросов необходимо придерживаться определенных моральных принципов и этических норм. Это особенно важно в преддверии предстоящих в будущем году выборов в Мажилис Парламента Казахстана.

Второе. Необходимо определить место и роль Ассамблеи в реализации только что принятой Государственной программы "Культурное наследие".

Эта программа содержит в себе глубочайший смысл. Как сказал великий поэт двадцатого века Томас Элиот: "Традицию нельзя унаследовать – ее надо завоевывать". Речь идет не о возрождении патриархальных форм поведения, но о тех образцах нашей древней и современной культуры, которые дают нам нравственную силу, помогают сохранить себя в бурном потоке истории. Иногда история соответствует изречению: "То, что забыли сыновья, стараются вспомнить внуки". Возрождение культуры - наше общее дело. Культурное наследие Казахстана включает не только казахскую культуру, но и культуры каждого этноса, живущего в нашей стране. Поэтому национально-культурные центры должны принять активное участие в реализации этой программы.

Прошу Совет Ассамблеи составить совместно с Министерством культуры план действий по участию национально-культурных центров, большой и малых ассамблей народов в реализации задач программы "Культурное наследие".

Третье. Будущий год – это Год России в Казахстане.

Завершились основные мероприятия Года Казахстана в России. Активное участие в проведении Года приняли малые ассамблеи народов, организовавшие в приграничных областях фестивали "Дружба народов – 2003". В Москве представители национально-культурных центров приняли участие в выставке, посвященной Казахстану. Завершающим аккордом Года стали только что прошедшие Дни Ассамблеи народов Казахстана в Москве. Все эти мероприятия были направлены на укрепление дружеских связей и взаимопонимания между нашими народами. Теперь наша задача – обеспечить высокий организационный и культурный уровень Года России в Казахстане. Особо хотел бы отметить, что предстоящие мероприятия следует использовать для всестороннего развития культуры всех народов Казахстана, для которых Россия является этнической родиной – русских, татар, башкир, чеченцев и ингушей и многих других.

Четвертое. В будущем году будет отмечаться пятидесятилетие начала освоения в Казахстане целинных и залежных земель. Огромный вклад внесли в развитие сельского хозяйства представители многих народов. 50 лет назад сотни тысяч молодых людей из разных концов бывшего СССР прибыли в Казахстан. Кто-то впоследствии вернулся в родные места, а для кого-то Казахстан стал второй родиной, родным домом, где появились дети и внуки. Конечно, в годы освоения целины было совершено немало ошибок экологического и экономического характера, допущен ряд перегибов в национальных вопросах. Но бесспорно одно: плюсы и минусы целинной эпопеи несопоставимы.

Именно освоение целины стало решающим условием стремительного рывка в развитии сельскохозяйственного производства в Казахстане полвека назад. В этой связи, я предлагаю в будущем году в Астане, некогда бывшей целинной столицей, а ныне ставшей столицей и символом независимого Казахстана, провести мероприятия, посвященные юбилею. Пусть те, кто 50 лет назад приехал поднимать целину, увидят, как изменилась наша страна, как расцветает наша и их столица.

Поручаю Правительству совместно с Ассамблеей народов Казахстана провести юбилейные мероприятия в феврале 2004 года. Сегодня мы реализуем трехлетнюю программу возрождения села. Поэтому сейчас важно использовать все ценное, что было в опыте тружеников целины. Мы должны мобилизовать свои силы, чтобы реально улучшить ситуацию на селе, превратить сельское хозяйство в развитый сектор экономики Казахстана. Проблемам многонационального села сегодня требуется усиленное внимание со стороны Ассамблеи, национально-культурных центров.

Пятое. В ходе Съезда мировых и традиционных религий я высказал идею построить в Астане Дворец наций и Дворец культур и религий - названия пока условные. Это величественное сооружение станет символом межнационального и межрелигиозного согласия в Казахстане. Ансамбль этого Дворца будет своеобразным символом единства народа нашей страны, где в мире и согласии живут представители ста тридцати народов. В нем разместятся штаб-квартиры Ассамблеи народов Казахстана, республиканских национально-культурных центров. В комплекс зданий войдут мечеть, церковь, синагога, буддийский храм. В проектировании комплекса будет очень важно учесть особенности как национальной, так культовой архитектуры казахского и других народов страны. Но эта идея носит не просто символический характер. Она имеет огромное практическое значение.

В последние годы в Казахстане проводятся важные международные мероприятия, в том числе саммиты глав государств, представительные конференции, собирающие политиков, бизнесменов, деятелей науки и культуры со всего мира. Поэтому Дворец культур и религий, построенный в центре Евразии, должен стать одним из центров взаимодействия государств и народов. Полагаю, что со временем на базе этого Дворца мы сможем создать новую уникальную структуру - Университет цивилизаций. Там можно было бы готовить специалистов, которые изучали бы мировые религии, теологию, историю цивилизаций и культур. Нам нужны не только экономисты и юристы, но и гуманитарии современного типа с глобальным мышлением. Поручаю Правительству проработать все вопросы, связанные с проектированием и началом строительства в будущем году в левобережной части Астаны Евразийского Дворца культур и религий.

* * *

Восемь лет существования нашей Ассамблеи – это уже история. И эта история, в основном, - хронология уверенного поступательного развития. Дело даже не в огромной работе по преобразованию экономики, социальной сферы и политики. Это наш колоссальный задел на будущее и источник уверенности в настоящем. Но все это базировалось на межнациональном мире и согласии. Говорят, что мир – это когда стреляют где-то в другом месте.

К сожалению, в современном мире это так. Каждый народ, каждая страна сами несут ответственность за сохранение мира. Никто не принесет извне мира и согласия. И обольщаться такими надеждами не стоит. Есть две стратегии достижения мира. Первая состоит в буквальном прочтении изречения одного президента прошлого века: "Мы добьемся мира, даже если для этого нам придется воевать". С такой стратегией нам не по пути. Вторая формулировка была высечена на Дворце мира в Гааге: "Хочешь мира – блюди справедливость". Это гораздо ближе к нашей философии межнациональных отношений.

Внимание к интересам любой, даже самой малой национальной группы, искреннее уважение к национальным традициям и обычаям – это основа справедливого межнационального мира. Пользуясь случаем, я хотел бы поздравить всех со своего рода юбилеем Ассамблеи – открытием десятой сессии, а также с наступающим Новым годом и пожелать счастья вашим семьям и близким.

Источник - КазИнформ
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1072254300


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о ратификации договора о союзнических отношениях с Узбекистаном одобрили сенаторы
- Председатель Мажилиса прибыл с официальным визитом в Китай
- Олжас Бектенов: Мы заинтересованы в расширении взаимовыгодного сотрудничества с Турцией
- Казахская загадка
- Кадровые перестановки
- Гизат Нурдаулетов принял участие в XII Международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности
- Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
- Об АНК и информационной политике
- О встрече главы МИД Казахстана с Заместителем министра иностранных дел Китая
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх