Нугмон Негматов - Кто такие арийцы? Часть 1-я 13:00 25.12.2003
КТО ТАКИЕ АРИЙЦЫ?
Говорят, что человек не имеет права называть себя представителем того или иного народа, если он не знает его историю и культуру. Сказано, правда, очень сурово. Мы знаем, что все это не так. Если взять народы Центральной Азии, вряд ли их десятая часть располагает знаниями, отвечающими этому стандарту. Руководствуясь этим критерием, мы должны были бы таджиков не считать таджиками, а узбеков узбеками. Все это говорится ради того, чтобы люди знали своих предков, присущий им менталитет, их потенциал, возможности, что, разумеется, не помешало бы развитию человеческой цивилизации. Однако, очень часто от людей скрывается историческая правда или к ней просто добавляются элементы лжи. Это обычно делается представителями тех народов, которые пытаются оправдать свое значительно позднее появление на той или иной территории. А когда появляется ложь, возникает недоверие. Хотя, когда речь идет о народах, положивших начало развитию человеческой цивилизации, вряд ли можно подвергнуть сомнению заслуги арийских народов, что определено их древним происхождением. Уже давно доказано, таджики - одна из древнейших ветвей арийского народа. На сей счет опубликовано немало трудов выдающимися учеными мира. Думаем, для наших читателей интересно будет познакомиться с точкой зрения известного таджикского ученого, академика Академии Наук Республики Таджикистан Нугмона Негматова.
Перманентной макроцивилизации страны и народа Арианы 8000 лет
Мировая научная и интеллектуальная общественность, особенно, историография, общая этнология, археология, культурология и философия вот уже несколько сотен лет взбудоражены научными открытиями величайшего значения - Авесты Гаты, Видевдаты, Яшты, Виспереда, Ведов, Бундахишна, Махабхарата, Денкарта, Хвадайнамака и других древнеиранских, древнеиндийских памятников, древнеперсидских и арамейских наскальных надписей и разнохарактерных письменных артефактов Бехисутуна, Суза, Персеполя, Накширустама, Пайкули, эдикты царя Ашоки и других - санскритских, пехлевийских, армянских, согдианских, хорезмийских письменных свидетельств о зороастрийской единобожьей религии Ахурамазды, его пророка Зардушта (Зороастры), их страны "Ариана" с народом арийцев и, наконец, реликвенными фарсами - зороастрийцами в горах Ирана и Индии. А Европа античной классической поры оставила нам значительное число древнегреческих и латинских свидетельств об Ариане, арийцах, их этнических, языковых и культурных производных Средней Азии и Среднего Востока древнейшего периода.
Эта всеобщая мировая древнегуманитарная проблема привлекла внимание сотен именитых ученых специалистов разных вышеназванных наук и вместе с ними тысячи интеллектуалов-дилетантов со всех континентов. Написаны сотни серьезных научных книг, статей и заметок и тысячи любительских публикаций с более громкими сенсационными названиями, но почти всегда с искренним желанием внести свою лепту в эту суперзапутанную научную тему и словесности вообще.
За столетия формировалась также серия самых больших научных проблем по локализации страны "Ариана", хронологии и этапах формирования арийского этноса, его языка и культуры, единобожьей религии Зороастризма и предшествующего раннего духовного политеизма, личности Зардушта, доктрины Ахурамазды, создателя (Зардушта) или создателях главного канона зороастризма "Авесты" и других сопутствующих сочинений и вообще зороастрийской идеологии ариев, а в целом - по созданию общей этнологии и цивилизации арийцев.
И вот мир начал отсчитывать первое десятилетие XXI века. Таджики и Таджикистан волею судьбы получили свободу и независимость, избрали своего лидера нации и главу государства. Этим лидером оказался Эмомали Рахмонов, человек из гущи народа, народа-труженика, земледельца, мирянина - носителя знамени "Культа книги", которому 900 лет в течение второго тысячелетия нашей эры не везло. Этот народ, который был носителем просвещения, оказывался под жестокой властью тюркских, чингизхановских и кипчакских носителей "культа меча", пережил резню и геноцид в разные исторические эпохи, потерю земель, городов, жен и дочерей, угнанных в неволю, богатой и возделанной страны с высочайшей перманентной (непрерывной) макроцивилизацией с возрастом порядка 8000 лет. Эмомали Рахмонов, которому судьба вверила возглавить свой народ в начале новой исторической эпохи, ищет причины развития и падения, побед и поражений, счастья и трагедии в перипетиях нашей древней истории и современной жизни, и на этой основе создал фундаментальный труд в двух томах "Таджики в зеркале истории. От арийцев до Саманидов" (Лондон - Душанбе, 2000, 2002гг). В этих книгах президент Рахмонов свои глубокие размышления начинает следующей постановкой проблем: "кто мы, откуда, из каких корней произросли? Кто были наши первые предки, из каких краев они пришли, в каких пределах жили? Где берет начало и до берегов какого времени доходит история цивилизации и государственности таджиков? Каков исторический вклад нашей нации в зарождении и дальнейшем развитии совместной цивилизации арийцев? Имеет ли право наш язык быть историческим и культурным наследием, сохранил ли он свою национальную первозданность или же мы заимствовали его у других народов?
Эти и десятки других вопросов сегодня, в период самосознания и национальной независимости, приобретают для нас новый и особый смысл. "Размышляя над ними, каждый человек, наделенный пылким умом и сердцем, переполненными любовью к Родине, духовно приобщается к далекой и близкой истории своего народа" (Э. Ш. Рахмонов. "Таджики в зеркале истории. От арийцев до Саманидов". Книга первая. Лондон, 2000, с. 125).
Президент Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонов в своем докладе к двенадцатой годовщине независимости республики предложил объявить 2006 год - годом арийской цивилизации, а 12 сентября 2003 года издал специальный указ "О годе арийской цивилизации" в целях изучения и пропаганды вклада арийцев в историю мировой цивилизации, воспитания поколения в духе национального самосознания, развития связей между народами и культурами. Торжества по этому случаю намечено проводить в дни празднования пятнадцатой годовщины государственной независимости РТ.
Ранний этап развития цивилизации арийских народов
В "период ранней архаики" в Центральной Азии происходил важнейший этнокультурный процесс формирования тотемно-речевой основы бытия раннеавтохтонных общин прямоходящих, эректусонеандертельского этапа НОМО Sapiens (разумного человека) порядка 200 - 12 тысячелетней давности. Тогда начавшие свое формирование аборигенные раннеарийские общины начинали создание интелектуально-речевого фона на базе ближайшей окружающей среды (наиболее выдающихся зримых и осязаемых явлений природы и животного мира), превращая их в положительные и отрицательные тотемы: свет (солнце) и тьма, тепло (огонь) и холод, вода источников и ручей, гора с пещерами, целый ряд разновидностей дикого животного мира, особенно легко приручаемых.
Тотемно - речевое мировосприятие и мирообъяснение периода арийской архаики положили основу первого исторического фактора революционного культурогенеза наших далеких предков. Это, видимо, можно назвать началом восхода арийской зари, датировку я уже назвал выше.
Следующий этап этно-культурогенеза ранних арийцев происходил в археологические эпохи мезолита и начала неолита (XII - VI тысяч лет до нашей эры), когда они ближе, глубже и шире знакомились с окружающей средой, смелее осваивали и обживали ее более практично и успешно начали окультивирование тотемных животных (собак, коров, коней, ослов, рыб, кошек, петухов, птиц и др.), пищевых злаков (зерновые, бобовые и др.), корнеплодов и ягод деревьев (абрикосы и др.). На этом этапе началась примитивно-интуитивная селекционная практика по сохранению и улучшению видов животного и растительного мира. Это была заря земледелия, скотоводства и селекционной практики арийцев, приведших их к широкому интеллектуальному мышлению, тотемно-духовному, рече-языковому богатству и пище-производственному труду, практически к новому революционному обращению и освоению окружающей среды и мироздания. Наступает новая историческая эпоха, называемая в археологии "неолитической революцией". Начинается время цивилизационных открытий в VI - V тысячелетиях до нашей эры (т.е. 8-7 тысяч лет до нас). Развитие цивилизации в этот период определили:
- изобретение шлифования и сверления в камнеобработке и создание более удобных, производительных, эстетически изящных орудий труда: неолитических топоров, серпов, микролитов и стрел;
- изобретение гончарной посуды (особенно, глиняных котлов и корчаг и их обжига, приведших к хранению, варки пищевых продуктов и разнообразию пищеблока (особенно, жидкого), революционно улучшивших анатомию и физиологию человека;
- изобретение прядения и ткачества, шитья одежды, существенно улучшивших природно-климатическую самозащиту человека и художественной эстетики древнего костюма (начало истории костюма и моделирования одежды
- начинается искусственное возведение первых жилых укрытий от опасностей окружающей дикой природы и хищных зверей, от холода или непомерной жары, формирование общинных групп и поселений одного или нескольких родов.
В эпоху формирования древнейших человеческих общин, пожалуй, главнейшими жизненными и цивилизационными факторами бытия стали начало богарного и ирригационного земледелия в оазисных низинах приречных зон и на покаты склонах предгорных полос путем возведения простых земляных дамб на путях весенних паводковых горных селевых и речных вод и их накопление на необходимое вегетационное время окультуриваемых растений, прежде всего, злаковых зерен (ячмень, пшеница, бобовые и др.). Самая ранняя практика зафиксирована в бассейнах Амударьи и Сырдарьи, Заравшана, в дельтовых зонах больших и малых рек и их притоков Мургаба, Теджена, Герируда, Хильменда, Сурхандарьи, Вахша, Кафернигана, целого ряда южных притоков Пянджа, склонов Кабутака (Копетдаг), Гиндукуша, Припамирья и других гор. Для водозадержания создавались разномасштабные лесовые дамбы с использованием каменных валунов и хвороста. Остатки таких сооружений изучены в зонах многих древнейших памятников эпох неолита, энеолита и бронзы (Джейтун, Саразм и др.) А в среднеазиатской археологии сформировались специальные научные направления изучения древнейшей ирригации, экологии, географии и геофизики со своими специальными методологическими исследованиями не только водных сооружений, но и самых нежнейших артефактов (остатков) растительности. В последнем особенные успехи достигнуты французскими специалистами на объектах Саразма и южно-пянджской зоны верха амударьинских земель.
Тогда же немалого успеха достигла духовность древнейших общинников. Высокий интеллект, значительное миропонимание, богатая мифологическая и обрядовая духовность, быт и материальная культура широко и глубоко отражены в знаменитых комплексах петроглифов на скалах Тамды, Саймалиташа, пещер Шахты, Ашта, Прикаспия.
Этот начальный этап цивилизации арийцев завершился выше перечисленными факторами "неолитической революции", приведших арийские общины к их объединению, к переходу арийского общества в целом от присваивающего хозяйства охотников и собирателей готовых продуктов дикой природы к интеллектуальному освоению мира и производительному хозяйству, т.е. земледелию, скотоводству и палеометаллу - первому великому социально-экономическому скачку в истории человечества, совершенный арийцами среднеазиатской Арианы в VI - IV тысячелетиях до нашей эры (т.е. 8-6 тысяч лет до нас).
Древняя Ариана - прародина арийских народов
На втором этапе цивилизации Арианы, в IV - III тысячелетиях до нашей эры (т.е. 6 -5 тысяч лет до нас) происходит:
- полное сложение земледелия и ирригации, образа оседлой жизни и труда, формирование оазисов, поселений и ранних городов, их жилищ, общественно духовных и административных центров;
- в соответствии с конкретными природными условиями и окружающей средой происходит формирование видов и технологии землепользования и водопользования, выделение богарных и искусственно орошаемых зон с соответствующим изобретением орудий труда и выведение и селекцией видов и сортов новых пищевых культурных растений;
- соответственно земледелец дорабатывает и улучшает виды своих каменных орудий труда, совершенствует их рабочие качества и эстетические формы, особенно, шлифованных просверленных (для насадки деревянных ручек) топоров, каменно-сборных серпов на деревянной основе для насадки мелких каменных пластинок -микролитов. Совершенствуются другие виды прежних охотничьих и корне корчевальных орудий и т.п.;
- в этот же период идет усиленный поиск ариев более твердого, удобного и универсального материала для замены в целом неудобного тяжелого камня, и это знаменуется находкой плавившейся меди на дне отопительных костров и очагов для приготовления пищи. Но мягкость, меди не позволила создать твердых орудий труда и лишь пошла на изготовление украшений женщинам и мужчинам и на изготовление некоторых орудий типа игл и других режущих инструментов в домашнем, особенно, ткацком и швейном деле. Дальнейшие поиски металлов вскоре привели к открытию свинца и олова, сплав которых с медью дал материал нужной твердости и необходимых разнообразных орудий труда, предметы быта и домашнего обихода;
- так, арийцы достигли больших практических и теоретических успехов в искусстве рудодобычи, металлургии, литья меди, олова, свинца, бронзы для создания необходимых орудий труда, предметов быта и украшений. Формирование металлургии, как области человеческого труда, привело к изобретению целого комплекса специальных инструментов рудо-добычи, металлургии и литья множества назначений и форм изделий. Так арийцами было совершено очередное великое открытие последующих тысячелетий палеометалла на рубеже эпох энеолита и бронзы;
- таким образом, на этом этапе полностью складываются ремесла гончаров, ткачей, строителей, рудокопов и металлургов, т.е формируется первый блок необходимого для полноценного развития общества, а выше называли земледельцев, ирригаторов скотоводов. Уже весь блок ремесленных профессий с сообществом профессионалов для создания и процветания полноценной цивилизации Арианы Средней Азии IV - III тысячелетиий до нашей эры.
Этот великий скачок производства и интеллектуального роста вывел общество арийцев на более высокий уровень всеобщего материального и духовного подъема.
Миграционные процессы в жизни арийских народов
К концу этапа начинаются миграционные процессы из арийской первородины в разные регионы Евразии. В итоге увеличения добавочного продукта, общественного достатка и других условий жизни Арианы происходит огромный количественный рост народонаселения арийских общин, поселений ранних городов, оазисов и страны в целом, территории которого составляли бассейны Амударьи, Сырдарьи, Арала, Заравшана, Сурхандарьи, Вахша, Кафирнигана, Пянджа, Мургаба, Теджена, Герируда, Хильменда и Пенджаба.
И это вынуждает общество Арианы начать продолжительные большие и малые перманентные миграции в относительно малозаселенные или вовсе свободные степные; горные и долинные регионы Евразии: через северный и южный Кавказ в бассейны Днепра, Дуная и Карпатских гор (археологическая культура Триполье - Лука -Врублевецкая Кукутены), на Юго - Восточный Урал (памятники Аркаима), в степи между Волгой и Енисеем (андроновская этнокультурная общность). Новые группы ариев мигрировали в Северный Индостан, приокеанский пояс Афганистана и Ирана, в Южный Прикаспий, Южный Кавказ, Малую Азию и через Дарданеллы в Фракию и бассейн Эгейского моря.
Эти миграции арийцев из прародины Арианы и из других очагов ранних миграций (например, крупный исследователь андроновской культуры Е.Е.Кузьмина допускает миграцию части носителей через Припамирье в Индию) имели огромное этноязыковое и культурно -историческое значение фактически для всей Евразии, открывшей также свой новый историко-цивилизационный этап истории с огромным этническим, производственным и культурным наследием, с истечением времени создав поныне здравствующую большую индоевропейскую родственную этноязыковую группу современных народов и наций с арийским корнем исторического происхождения.
Продолжение следует...
Н.Н. Негматов, академик, заслуженный деятель науки РТ, доктор исторических наук,профессор
газета "Вароруд" №51(87), от 24 декабря 2003г.
|