Спецназ МВД Казахстана "Беркут". Как получить "краповый" берет 00:05 29.12.2003
БЕГУЩАЯ МИШЕНЬ
Дулат МОЛДАБАЕВ
"Беркут" - подразделение специального назначения внутренних войск МВД РК. Предназначение бойцов "Беркута" - на высочайшем профессиональном уровне вести борьбу с терроризмом. Лучшие, наиболее подготовленные спецназовцы удостаиваются права ношения крапового берета.
Впервые такие береты появились в 1978 году в учебной роте специального назначения дивизии им. Ф. Дзержинского (сейчас это отряд особого назначения "Витязь" российских внутренних войск), созданной в период подготовки к московской Олимпиаде-80. И носить их разрешалось только во время показательных выступлений, после сдачи соответствующего экзамена.
17-18 августа в Алматы прошли ежегодные испытания военнослужащих внутренних войск на право ношения крапового берета. Вручение этого символа доблести традиционно производил лично командующий внутренними войсками.
Краповый, цвета крови берет - это всего лишь атрибут, свидетельствующий о принадлежности его обладателя к особой группе людей. Знак доблести, символ того, что он достался бойцу нелегким трудом, замешанным на крови и поте.
Их было семнадцать. Эти парни шли за тем, чтобы доказать другим и, прежде всего, себе, что они способны пройти через все трудности и завоевать право называться краповиками. Пот настолько пропитал их одежду, что если бы не солнце и ветер, то ее пришлось бы выжимать. Губы стали горькими от соли, песок набивался в обувь и скрипел на зубах.
Но самым страшным врагом было солнце. Оно палило нещадно. Более шестидесяти километров необходимо преодолеть за тридцать шесть часов. И все это время они, как бегущие мишени, находились под постоянным вниманием инструкторов. Неверные действия, ошибка, неудача, проявление слабости и жесткий вердикт - снят с дистанции.
Инструктора провести невозможно. Он знает, какие чувства испытывает кандидат, безошибочно определяет его сильные и слабые стороны, потому что каждый из этих наставников год или два назад сам прошел успешно такие же испытания.
И вот многотрудные километры позади. Но их уже не семнадцать, а девять ребят, доказавших, что они настоящие профессионалы. Но никто из них не улыбается и не выказывает радости. Считается, что краповик не должен показывать своих чувств.
Еще накануне бойцы спецназа сдавали нормативы, проходили тесты, зубрили теорию. Двадцать дней упорных и нелегких занятий, и все же вечером можно было расслабиться, отдохнуть. А сегодня - подъем в четыре утра, ускоренный завтрак и по машинам.
Ехали в кромешной темноте, и время тянулось томительно долго. Но вот поступила долгожданная команда "С машины!" и бойцы, кубарем скатившись на землю, заняли круговую оборону. Тут же поступил новый приказ - построиться в колонну. Предстоял пятикилометровый кросс, на который дается 29 минут.
Кандидаты бежали бок о бок, время от времени перекликаясь и подбадривая друг друга шутками. Темп был взят довольно высокий, но в это время с колонной поравнялся "УАЗик" с инструкторами и кто-то из них закричал: "Плохо работаете! Нет темпа! Во время не укладываетесь. Быстрей! Быстрей!" И машина умчалась вперед. Постепенно группа начала растягиваться. Лидеры вырвались вперед метров на десять, но появились и отстающие. Вспомнились слова, брошенные инструкторами на старте: "Бежите индивидуально. Каждый за себя!"
Но вот уже спасительный финиш. Вся группа уложилась в двадцать одну минуту.
Времени на отдых не было. Восстановив дыхание, двинулись дальше. Впереди горный участок. Здесь кандидаты разделились на две группы и пошли вниз по ущелью. В горах каждый камень может обратиться врагом, поэтому передвигались осторожно, стараясь не греметь на осыпающихся булыжниках. Но все же засады избежать не удалось. Раздались взрывы и стрельба. "Противник" засел где-то наверху, спрятавшись в скалах. Отстреливаясь, короткими перебежками бойцы миновали опасный участок, но тут перед ними возникла новая преграда, водная.
Это была широкая и быстрая река Или. Держа автоматы над головами спецназовцы вошли в воду. Но поскольку эта преграда была условной, пройдя метров десять, они вновь вышли на берег. Посоветовавшись, решили не останавливаться и, вылив воду из ботинок, продолжили путь. Теперь предстояло подняться наверх и выйти на исходное место. Шли, каждую секунду ожидая нападения. И хотя в этот раз никто их не побеспокоил, идти становилось все трудней.
Тринадцатикилограммовые вещмешки тянули к земле, ноги налились тяжестью. Но всему приходит конец, завершился и этот подъем. Наградой был десятиминутный отдых, когда можно выжать мокрую одежду и переобуться в сухие кроссовки.
Новая вводная - атака противника. Растянувшись цепью и постоянно перегруппировываясь, бойцы около километра пробегают по открытому полю и скрываются в лесочке. Здесь они получат новое задание - выкопать окоп за двадцать пять минут.
На каждом шагу попадаются полузаросшие окопчики, результат труда кандидатов прошлых лет. Сколько же их здесь перебывало? Ведь казахстанских краповиков можно по пальцам пересчитать. В прошлом году из сорока человек испытание прошли лишь одиннадцать, а в 2001 году - из полусотни спецназовцев лишь четырнадцать удостоились чести носить краповый берет.
Солнце уже довольно высоко, становится жарко. Вывозившись в песке, бойцы обливаются потом. Работают молча, лишь слышно тяжелое дыхание да то как острые саперные лопатки врубаются в землю. Минуты текут как песок, быстро и неумолимо, инструкторы подгоняют кандидатов. Но, кажется, это лишнее - те и так спешат. И укладываются во время. Но этого мало, экзаменаторы еще проверяют, все ли правильно сделано. При подведении итогов все их замечания будут учитываться.
Следующее испытание - проверка знаний по ориентированию на местности. Пожалуй, в течение часа две группы будут "нарезать квадраты" в чистом поле. И сразу же после этого новый этап - "пятнашка". Несмотря на такое, казалось, безобидное название, это, пожалуй, одна из труднейших проверок на прочность. Кросс пятнадцать километров по выгоревшей степи. Сухая, колючая трава цепляется за штанины, рвет обувь. Пыль, перемешанная с колючими семенами курая, засыпает глаза, сушит горло. Есть, оказывается, и такие места в окрестностях цветущей Алматы.
Когда уже была пройдена половина пути, вторая группа догнала первую. Дальше бойцы шли параллельными маршрутами. Если первая группа выходила вперед, кандидаты передвигались "индейским" способом, след в след. Именно на этом этапе появились первые признаки усталости людей. На моих глазах инструктор поливал из баклажки голову вымотанного кандидата и "давил на мозоль": "Ты что сзади ползешь, ты должен впереди идти. Один раз отстанешь и все, сломаешься. И не спорь со мной, я знаю - ты слабый духом, ты сломаешься. Иди вперед. Вот так-то лучше, молодец".
Боец обогнал группу и какое-то время шел впереди. Но хватило его ненадолго - вскоре он вновь оказался в хвосте. И тогда два инструктора, забрав у него автомат (хотя это против правил), продолжили подбадривать его разговорами.
- Ну, как он? - спросил я у обгонявшего меня офицера.
- Пройдет два километра и сломается, - последовал ответ.
Другого кандидата внезапно вырвало. Дальше он шел "на автопилоте". Бедолага, он уже третий год пытается пройти испытание и опять неудача! Но, если тело сдает, то дух еще не сломлен. Он пройдет до конца "пятнашку", пробежит в противогазе пятьсот метров "зараженного участка" и пойдет на "семерку". Но "Большой бархан" ему не одолеть.
Впоследствии краповики упрекали меня в том, что на видео, которое я снимал, следуя по пятам за кандидатами с видеокамерой на шее, нет острых моментов. Возможно, они правы. Наверное, было бы куда интересней, если бы я показал, как бойцы ломаются, падают, отказываются идти дальше. Но, честно говоря, у меня рука не поднималась снимать уставшего человека и без того переживавшего физические и душевные муки. И где гарантия, что моя назойливость не стала бы причиной очередной душевной драмы и полного упадка сил бойца, ведущего борьбу с самим собой? Поэтому я, украдкой посмотрев на кандидата, проходил мимо.
Последние пять километров парни шли по песку, поэтому этот этап дался вдвойне тяжелей. После пробежки в противогазах люди повалились было на асфальт, но отдыхать не пришлось. Подстегиваемые окриками краповиков, кандидаты побежали "семерку". Начало дистанции проходило через мусорную свалку с тучами мух. Но бежать никому не хотелось, на назойливых насекомых никто не обращал внимания.
- Пацаны, это ваш экзамен, прибавьте шагу, иначе не уложимся, - увещевали уставших людей инструкторы. И бойцы прибавляли шаг. Впереди виднелся "Большой бархан", и все понимали, что по песку бежать будет тяжело. Эти километры одолеют не все. Ряды кандидатов поредеют на семь человек. Только десять бойцов поднимутся на вершину сопки и двинутся вниз на захват бронетранспортера.
Я отдыхал после восхождения, когда ко мне подошел один из бойцов. Он безнадежно отстал и знал, что его снимут с дистанции. Увидев фляжку, парень попросил попить. Я молча протянул ему воду и бедняга выдул ее без остатка. Уныло взглянув на пустую баклажку, я прицепил ее на место. Чувствовал себя паршиво, и от солнца спрятаться некуда, и пить хотелось смертельно. Но боец, видимо, был уже настолько деморализован, что уже не обращал внимания на такие "мелочи".
Причиной неудачной сдачи экзамена может стать неправильная укладка вещмешка, неверное распределение веса. Я видел, как у одного кандидата во время пятнадцатикилометрового перехода оторвалась лямка, что сильно усложнило его положение, особенно во время перебежек. Большое значение имеет выбор питания и питья. Некоторые брали с собой сникерсы. Спору нет - вещь калорийная, но после него сильно хочется пить, а много жидкости с собой не возьмешь, в походе каждый лишний килограмм играет решающее значение.
К питью тоже нужен индивидуальный подход. Одни брали с собой минеральную воду, другие сладкий чай. Некоторые предлагают развести в воде лимонную кислоту. Но я видел, как одного кандидата, выпившего эту смесь, тут же вырвало.
Не меньшее значение имеют головной убор, одежда и обувь. Всех нас от солнца спасли панамы, кроссовки зарекомендовали себя с самой лучшей стороны, но только не в барханах, где в них попадает песок.
После "захвата бронетранспортера" кандидаты устроились на привал. Привезли горячий обед. Но и есть приходилось по очереди, выставляя людей в охранение. В прошлом году бойцы расслабились, и противник не преминул этим воспользоваться, отняв у них еду. Пришлось довольствоваться одним хлебом.
После привала группе предстояло пройти еще семь километров и только потом устроиться на ночлег. На этом этапе кандидаты потеряли еще одного бойца. Парень упал как подкошенный, сначала на колени, затем завалился на спину - потерял сознание в результате теплового удара.
Преодолевшие этот этап разбили лагерь для ночлега. Но спать им не пришлось. "Противник" в лице краповиков всю ночь напролет беспокоил их, нарушая ночную тишину грохотом взрывпакетов и холостыми выстрелами. Приходилось держать оборону.
Утром бойцов ждал десятикилометровый кросс, перетаскивание ящика с патронами и преодоление полосы препятствий. Видно было, что вымотанным до предела кандидатам все эти этапы давались с большим трудом. В прошлом году двое спецназовцев сошли с дистанции на преодолении двухметровой стены. Уставший боец не смог вытянуть товарища наверх. В этот раз парни перемахнули через препятствие, что называется, в одно касание. Но это еще не все. Им предстояло сдать экзамен по медицинской подготовке и стрельбе из разных видов оружия. У одного из бойцов во время стрельбы заклинило автомат. Значит, кандидат недостаточно бережно относился к своему оружию.
Наступил черед решающего испытания - рукопашный бой. Первые два раунда кандидаты дрались между собой. Еще минуту назад поддерживавшие друг друга парни теперь с ожесточением дубасили противника ногами и руками. Иначе нельзя, арбитры требовали от них полноконтактного поединка, грозя, в противном случае, снять с соревнований.
Третий раунд больше походил на избиение слабого сильным. Измотанные, обессиленные бойцы противостояли краповикам. Но не у каждого краповика поднималась рука бить смертельно уставшего противника. И можно было услышать, как арбитр требовал не имитировать удары, а вести настоящий бой. Время от времени кандидат собирался с силами и наносил ответные удары.
Наконец звучал спасительный гонг и секунду назад изматывавший противника инструктор подхватывал братишку и вел его к врачу. Все девять вышедших в финал кандидатов с честью выдержали экзамен. Отныне они с гордостью будут носить краповый берет, знак доблести и профессионализма.
|