Потерянный рай. Воскреснет ли Арал? (мнения экспертов) 02:35 29.12.2003
Потерянный рай
Арал давно вошел в список проблем наиболее трудноразрешимых. Начатые еще в советское время меры по его спасению к каким-либо значимым результатам не приводили. Деньги уходили и уходят в песок и соли умирающего моря. Одна из последних идей - строительство дамбы, которая разделит Арал на два моря, - пока ничего, кроме скепсиса, у широкой общественности не вызывает. Тот факт, что в нынешнем году море немного увеличилось в своих размерах, позволил некоторым оптимистам утверждать, что есть надежда на восстановление Арала без вмешательства человека. Но если это возможно, то срок естественного возрождения кажется очень и очень долгим: сменится не одно поколение, пока море даст человеку рыбу и все материальные дивиденды, что с нею связаны...
На фоне всех этих разноречивых суждений об Арале возникает вполне закономерный и обыденный вопрос: а может, оставить бесплодные попытки восстановления моря и направить средства на спасение людей, проживающих в Приаралье? Переселение в более благополучные районы, города - одно из возможных путей решения проблемы. От государства в этом случае требуются "подъемные" для мигрантов и пособия, которые помогут наладить жизнь на новых местах. В этой связи наш "Форум" пытается ответить на вопрос: может, не строить замки из песка, а дать людям средства и надежду? Dалее
Игорь Мальковский, заместитель директора Института географии Министерства образования и науки РК, доктор географических наук: Нет пустыне!
История решения проблем Арала непроста и тесно связана с социально-экономическими преобразованиями нашего общества. Как известно, в 1988 году было принято решение о признании Приаралья зоной экологического бедствия. Именно тогда, по сути, обратили внимание на те процессы, которые происходят с морем, и дали им мировую огласку. Была разработана программа сохранения и восстановления Аральского моря, созданы для этого специальные учреждения. Однако многим ученым стало очевидно, что параметры, по которым собирались сохранять море, совершенно для этого недостаточны. В 1990 году был объявлен конкурс на концепцию восстановления и сохранения моря. Наш институт был в числе победителей. На основании принятой концепции готовилась программа, которая могла бы приостановить процесс деградации моря. Суть ее: внедрить в бассейнах рек Амударьи технологии экономного водопользования. Однако после развала Союза молодые государства не были готовы экономить воду для моря, и процесс деградации продолжался: за последние пятнадцать лет море продолжает усыхать.
В результате море разделилось на две части: на Северное море (Малое Аральское море) и Большое море. Малое Аральское море целиком находится на территории Казахстана. Чтобы улучшить ситуацию в районе усыхающего моря, был предложен проект деления моря искусственными гидротехническими сооружениями. В частности, предполагалось перекрыть пролив, соединяющий Малое море с Большим, с тем чтобы создать предпочтительный режим для относительно небольшого Малого моря. Что это дало бы? Во-первых, заполнение водой обсохшей части моря, которая расположена на казахстанской территории и из которой наиболее интенсивно происходит выдувание солей на поля и поселения. Также планировалось в какой-то степени опреснить эту часть моря и создать полноценный репродуктивный водоем с такой соленостью, когда можно разводить качественные сорта рыбы. Первая попытка реализации в начале девяностых годов была не совсем удачна: дамба была технически несовершенна и в период экстремальных погодных условий в 1997 году она разрушилась, и вся вода вытекла в Большой Арал. Обострилась угроза того, что Сырдарья, впадая в эту осушенную ложу, пропилит свое русло и целиком уйдет в Большое море. По сути, здесь будет новая пустыня, которая расположена в наиболее обжитых районах.
Несколько лет назад Казахстан договорился о поддержке Всемирного банка в решении проблем Арала. В этом году началась реализация утвержденного проекта. Идея его - перекрыть пролив песчаной дамбой длиной около одиннадцати километров. Очень пологий откос будет гасить волны в песке, и размывов дамбы происходить не будет. А при дамбе планируется устроить еще и водосброс, через который в случае необходимости будет спускаться часть воды. Дамбу предполагают построить в течение двух лет, работы уже начались. Есть и противники этого проекта, которые говорят, что за счет улучшения состояния Малого моря произойдет ухудшение состояния Большого моря. Но, по нашим расчетам, отрицательные последствия строительства дамбы очень незначительны.
Позиция нашего института в отношении переселения Приаралья однозначна - люди там должны жить. Кто хотел уехать и мог, уже сделал это. При этом оставшиеся несбыточными надеждами в отношении моря себя не тешат. Идет естественный процесс: какие-то населенные пункты объединяются, какие-то расформировываются. Если люди покинут территорию, мы создадим новый очаг опустынивания. К тому же высказываются и крайние предположения, что может возникнуть огромная пустыня наподобие Сахары, которая произведет качественные изменения: она будет постоянно расширяться и поглощать новые земли. Никак нельзя допустить полного высыхания Аральского моря. Остановить его в ближайшее обозримое будущее полностью невозможно, но делать для этого шаги просто необходимо.
Мэлс Елеусизов, председатель движения "Табигат": Арал - грелка и безопасность
Ставить крест на спасении Арала нельзя: море еще не исчерпало своих возможностей и трудно недооценить его важность для природы и человека. Арал - необычное озеро, это своеобразная "грелка" на теле Центральной Азии.
С севера всегда легко поступали холодные массы воздуха, Арал быстро нагревался при своей небольшой глубине и потом медленно отдавал тепло. В результате климат региона смягчался. Сейчас, когда Арал сильно сократился в размерах, соответственно, и "грелка" действует в несколько раз меньше. Кроме того, соли с обнаженного дна разлетаются во все стороны, и даже на наших ледниках они уже есть. А любая соль способствует, как известно, быстрому растоплению льда. Через какое-то время мы можем сами оказаться, как Приаралье, зоной экологического бедствия - без ледников здесь жизни не будет.
Сейчас некоторые утверждают, что Арал стал сам себя спасать. Это полная чепуха! Пока все страны, соприкасающиеся в той или иной мере с Аралом, не пересмотрят свою политику, не уменьшат водопотребление, ситуация не изменится в лучшую сторону. Арал как умирал, так и будет умирать. Некоторое повышение уровня воды объясняется погодными условиями - последние два года были дождливыми, водность была выше и какая-то часть воды попала в Арал. В основном она попадает по Сырдарье по казахстанской стороне в Малый Арал.
Последний проект по спасению Малого Арала предполагает строительство гигантской дамбы из песка, разделяющей море на две части. Я считаю эту идею бессмысленной. Нельзя бороться с природой таким способом. Завтра эту дамбу размоет, сдует ветром, и все деньги снова уйдут в никуда. Лучше бы эти средства направить на развитие областей, помощь людям.
Арал - это большой клубок проблем: и нынешних, и будущих. Не разрешая их, мы несем большие экономические потери: теряем ценные земли, территории для жизни. А ведь было время, когда в голодные годы Казахстан кормился за счет Арала. Что говорить - Арал спасал весь Союз. В нем водился аральский усач, осетровые, сазаны - это было гигантское рыбное хозяйство...
В перспективе водная проблема может грозить безопасности страны. Казахстан - конечный пункт всех текущих вод, и до нас вода может просто не дойти в один прекрасный момент. Поэтому разбрасываться морями, обрекать их на медленную смерть мы просто не имеем права.
Я думаю, есть только один способ решить проблему Арала - сотрудничество и воля государств. Только уменьшение потребления воды спасет Арал, и ничего здесь нового выдумывать не стоит.
Сабит Жусупов, директор Казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования: Не стоит пугаться "мертвых"...
Арал сейчас уже не единое море, он разделился на отдельные водоемы. И в любом случае ситуацию будут стремиться как-то разрешить, потому что слишком много соляных бурь и экологических проблем возникает в этой связи. Однако не стоит забывать о главном - там живут люди. На мой взгляд, приоритетная задача сегодня - это отселение людей. Для государства это будет, безусловно, выгоднее, чем выделять деньги на спасение как самого Арала, так и Приаралья. Я однозначный сторонник переселения людей в более экологически благоприятные районы. А пугаться "мертвых" районов не стоит. В Америке большое количество заброшенных населенных пунктов, поселков. Это обычные явления, которые связаны с жестким, прагматичным подходом к жизни. Есть потребность, значит, району жить, нет потребности - он обречен умирать. И нам такая рациональная прагматика не повредит.
Нурболат Масанов, политолог: Розарии в пустыне
Арал не столько экологическая, сколько социально-экономическая и политическая проблема. Рассмотрим первый аспект - экологический. Годовой сток Сырдарьи составляет 36 кубических километров воды. Из этой суммы разбирается на ирригацию плюс выделяется в испарения почти девяносто процентов воды. До Арала доходит пять-шесть, в иные годы семь-восемь кубокилометров воды. А иногда вообще ничего не доходит, потому что есть свои циклы, периоды водного режима реки.
Можно ли регулировать существующую ситуацию? Трудно сказать. Представьте, если в Узбекистане вода в дефиците, в Южном Казахстане тоже большая часть воды разбирается людьми на полив и хозяйственные нужды, то по любому раскладу сток в море будет незначительный. Вода не может доходить в полном объеме, как это было раньше, когда Арал был еще Аралом. Человечество не может прекратить свое существование и повернуть вспять все технические процессы только потому, что нарушается экологическое равновесие. Надо принять эту ситуацию, понять, что это необратимо. И заниматься нужно не борьбой с естественным процессом, а людьми, которые там живут. Но если говорить этим людям: оставайтесь здесь и ждите, пока наладится ситуация - это будет обман чистейшей воды. Я думаю, надо организовать переселение, так же как это было сделано с оралманами, в экологически благоприятные регионы. У нас же огромные территории, огромные возможности и ресурсы! К тому же спонтанный процесс миграции из Приаралья происходит давно. В основном люди уезжают в Алматы. Если же процесс будет организованным, то нагрузка на город снимется, миграционные потоки будут носить регулируемый характер, что позволит решить социально-экономические проблемы мигрантов.
До сих пор в ситуации с Аралом мы как горе-садовники пытаемся сажать розарии в пустыне - занятие довольно бесперспективное.
Блицопрос Как вы считаете, что необходимо делать сегодня: спасать Арал или людей, которые проживают в зоне экологического бедствия?
Ержан Рахметов, депутат мажилиса парламента РК (комитет по вопросам экологии и природопользования):
- На Арале происходит опустынивание, деградация почвы, люди вырубили саксаулы. Сейчас надо производить посадку лесов, излишнюю воду направлять в Арал, спасать его от полного усыхания. Оставлять все на произвол судьбы нельзя. Также нельзя оставлять без внимания проблемы населения, там проживающего.
Я недавно был в комиссии по разработке закона о Семипалатинском полигоне и Арале. Правительство хлопочет о переселении людей. Легко представить, каково живется там: постоянные проблемы с водой, проблемы с отоплением, пыль, повышенная соленость. Всем известно, что детская смертность в Приаралье занимает первое место в мире. Но в то же время говорят, что рождаемость в этом регионе самая высокая. Это интересно. Вроде экология плохая, но статистические данные говорят о высокой рождаемости. Парадокс?
Я считаю, если есть возможность у государства, если есть желание переехать у людей, то почему бы не осуществить переселение?
Аскар Бейсенбаев, депутат мажилиса парламента РК (комитет по экономической реформе и региональному развитию):
- По Аралу давно надо принимать действенные определенные меры. Я за спасение Арала. Ущерб нанесен не только Казахстану, но и всей Средней Азии. По сути, это экологическая катастрофа, которая породила множество разных проблем. Люди остаются без работы в тяжелых условиях. Но вопрос о миграции такого количества людей тоже очень сложный. Есть люди, которые сознательно не уезжают, надеются на возрождение региона, участвуют в строительстве дамбы.
Азат Перуашев, лидер Гражданской партии:
- Арал не может не вызывать тревогу, потому что тысячи людей оказались практически без возможности для нормальной жизни: без воды, без источников питания. Возможно, то, что происходит с Аралом, - это нормальный природный процесс: приход и уход моря. Была информация, что на дне высохшего моря обнаружены захоронения 15-16-го веков, что, может быть, свидетельствует о том, что вода когда-то уходила, а потом вернулась вновь. В данном случае нужно достаточно реально оценивать возможности человеческие. Научно-исследовательские работы, конечно, проводить нужно. Хотя я не думаю, что море может вернуться только потому, что мы будем строить дамбы. Скорее всего, это естественный природный процесс, и я не думаю, что человек способен решить эту проблему.
|