"Газета СНГ" - Пекинская тень узбекской политики. Знаковость визита С.Сафаева 00:43 14.01.2004
ПЕКИНСКАЯ ТЕНЬ УЗБЕКСКОЙ ПОЛИТИКИ
Алексей МАТВЕЕВ
Начался официальный визит министра иностранных дел Узбекистана Садыка Сафаева в Китай. Это первый и ответный его визит в ранге главы внешнеполитического ведомства. В сентябре 2003 года, как известно, китайский коллега Сафаева Ли Чжаосин посетил Узбекистан. Ташкент и Пекин придают переговорам узбекского министра в КНР большое значение. Достаточно сказать, что ведущая китайская газета и центральный орган ЦК КПК КНР "Жэньминь жибао" на днях опубликовала эксклюзивное интервью главы внешнеполитического ведомства Узбекистана. А узбекская сторона неустанно подчеркивает, что сотрудничество с КНР имеет во внешнеполитических и экономических контактах превалирующее значение. По мнению Сафаева, Китай – это не только крупная азиатская держава, играющая важную роль в международных отношениях. "Китай географически является частью региона Центральной Азии. Поэтому в стратегическом, экономическом, экологическом и многих других аспектах Китаю особенно близки проблемы региона Центральной Азии", - отмечает руководитель узбекского МИДа.
Китай переживает крупный экономический бум. Однако в узбекско-китайских отношениях превалируют пока не экономические, а военно-политические контакты. За первые девять месяцев 2003 года двусторонний товарооборот составил только 173,8 млн дол. и превысил уровень торговли Узбекистана и Китая за 2002 год более чем на 40 млн долларов. Это немного. Скажем, товарооборот России и Узбекистана составляет около 1 млрд долларов. Среди крупных узбекско-китайских проектов - строительство Кунградского содового завода китайской корпорацией "Citic International". Идет сотрудничество в сфере телекоммуникаций. Два ведущих производителя оборудования связи - "Шанхай Белл" и "Хуавэй" - уже на протяжении 5 лет успешно работают в этой стране. Вот пока и все, если не считать прибыль от челночной торговли китайским ширпотребом. Но в основном этим занимаются казахстанские и киргизские торговцы. А значит, основная прибыль тоже оседает не в Узбекистане.
Что касается военно-дипломатических отношений, то согласно решению, принятому на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Москве, 1 января 2004 года в КНР и Узбекистане должна начаться работа двух постоянных аппаратов: секретариата в Пекине и региональной антитеррористической структуры в Ташкенте. Именно к открытию секретариата ШОС в Пекине и приурочен визит Сафаева в КНР. По его мнению, в настоящее время борьба с международным терроризмом, радикальным экстремизмом, сепаратизмом, наркотрафиком и организованной преступностью без всякого преувеличения становится важнейшей составляющей в деятельности ШОС. Актуальным, по мнению Сафаева, становится и вопрос противодействия идеологии религиозного фанатизма, которая захватывает и отравляет сознание, в первую очередь, подрастающего поколения.
Правда, региональные контакты Ташкента в сфере борьбы с терроризмом носят эпизодический характер. Как известно, Узбекистан отказался от проводимых летом 2003 года в рамках ШОС военных учений на территории Казахстана и Китая. Хотя именно в военно-техническом сотрудничестве две страны заинтересованы более всего. По неофициальным данным, в настоящий момент рассматривается проект по продаже КНР 4 военно-транспортных самолетов Ил-76. В 1999 году КНР в качестве гуманитарной помощи поставил Узбекистану вооружения.
Однако прорыва в узбекско-китайских отношениях пока не наблюдается. Узбекистан, как и Китай, перенаселен. Хотя, в отличие от Узбекистана, в КНР сейчас развернута рыночная экономика. Поэтому бедный и коррумпированный Узбекистан для китайцев не представляет большого интереса. Во время визита Сафаева в КНР будет подписано лишь одно соглашение - об укреплении сотрудничества и консультациях между двумя внешнеполитическими ведомствами.
|