Кrasota.uz - "Тысяча и один узбек". Новая мода от Лолы Бабаевой 07:01 14.01.2004
Тысяча и один узбек
Наталья КРИЧАГИНА
В нашей жизни слишком мало осталось оригинальности и своеобразия. В основном она состоит из стандартного набора привычных и банальных вещей и мелочей, к которым мы все уже давно привыкли, но которые порядком поднадоели. Это касается многих аспектов нашей жизни – и того, как мы одеваемся, в каком доме живем...
Любое проявление неординарности, где бы оно ни встретилось, всегда радует и воодушевляет. А человек, носителем этой неординарности являющийся, заслуживает отдельного разговора…
Итак, сегодня у нас в гостях одна из наиболее самобытных и ярких фигур в мире ташкентской моды и дизайна – Лола Бабаева. О художнике-модельере Лоле Бабаевой знают не только в Узбекистане, но и далеко за пределами нашей страны. Чего стоит небезызвестная история о том, как пресыщенные парижские зрители (в "Театр ля комедия") в течение пятнадцати минут стоя аплодировали автору из Узбекистана, показавшему коллекцию с колоритным названием "Тысяча и один узбек".
Л.Бабаева закончила Московский институт кинематографии, потом работала на киностудии "Узбекфильм". На ее счету большое количество кинофильмов, где она сотрудничала в качестве художника-постановщика по костюмам и показала себя самобытным и тонким художником. Специфика кинематографа благотворно повлияла на решение ее творческих графических работ, которые требуют знания истории и культуры Востока. Лола-художник-график с даром прекрасного этнографа.
Выходя за рамки устоявшихся канонов, творчество Лолы Бабаевой органично сочетает в себе ясность и лиричность народных мотивов с активным поиском новых изобразительных средств - оригинальных по замыслу, форме, цветовым решениям. И как бы в противовес всеобщей стандартизации она работает на другом полюсе полюсе этностиля.
Чтобы вещи не были обезличенными, бездушными и холодными, их надо согреть этническими мотивами. Модели Лолы – экстравагантные, с тонким восточным шармом. В них и чарующая пестрота экзотики, и восточный покой, и теплые краски этностиля, основанные на оригинальных формах осмысления народного искусства,
Вообще, в том, что мир вдруг решил вернуться к своим корням и истокам, нет ничего странного. Тем более это очень органично для Узбекистана, Ташкента в частности, где подлинного восточного колорита не так уж много. Национальный костюм исполнен в переплетении современности и классики, в него добавлена мудрость тысячелетнего опыта предков. Фантастические линии Востока, безупречные цветовые сочетания и лаконичные формы - черты, определяющие творческую линию (концепцию) Лолы Бабаевой.
В любой созданной коллекции прослеживается стремление автора глубже вникнуть в суть каждой ткани, прочувствовать ее и донести ее красоту, свойственную только нашему менталитету и обычаям узбекского народа, до сердец зрителей.
Одеяния "хорезмского" направления, наряды невесты, выполненные маргиланскими мастерами ручного ткачества из белоснежного шелка, коллекция из тканей "адрас" и "бекасам", требующих чуткого подхода, особой любви и подбора красок, - все это способствовало более близкому восприятию зрителями истоков и традиций узбекской моды, ее нынешнего развития и активной интеграции в общемировую систему высокой моды.
Особенное впечатление оставляет графика Лолы Бабаевой. Чувственная красота женских образов, изображаемых в ее работах, символизирует природное женское начало, однако внимание художник акцентирует на костюме. Женский костюм здесь выступает как еще одно средство художественного выражения. Ей интересен не столько исторический аспект, сколько духовный, поэтический, и этим стремлением философски осмыслить национальный костюм народов Средней Азии и его колорит проникнуто все ее творчество. Столкновение нескольких этнических культур в национальном костюме- согдийской, сасанидской, тюркской, китайской, византийской, арабской дало художнику возможность варьировать в обилии этнографического материала, выстраивать фактурно-цветовое соотношение между ними. Изысканный колорит, очаровательное сочетание пластики тела с льющимися линиями узорных тканей делает ее модели поистине высокохудожественными, драгоценными своей рукотворной уникальностью.
Кроме всего прочего, Лола вместе с художником Бобуром Исмаиловым работала над дизайном галереи "КАРАВАН". Бездушный хай-тек больше подходит для убранства офисов, обезличенный стиль минимализма ничего не говорит сердцу. В современном реактивном мире сотовых телефонов, скоростного интернета и высоких технологий человеку хочется хотя бы где-то слиться с природой. А единение такое возможно только при помощи этнического стиля в оформлении интерьера помещения. Дизайнеры определяют этностиль (этнос: от греческого ethnos - племя, народ) как "совокупность цветов, предметов декора, мебели, материалов, характерных для той или иной страны, региона". Если говорить проще, то этностиль - это наилучший путь для придания помещению человеческого лица, души и самобытности. Первородность и натуральность интерьера, выполненного в этническом стиле, просто радует глаз: никакого холодного металла и пластика, сплошь природа: дерево, кожа, ткань, глина. Хорошие интерьеры всегда строятся на нюансах и оттенках, на том, что называется рукотворностью. Этнический интерьер этим достоинством обладает, и, очевидно, поэтому он приобрел в последнее время такую популярность
Здесь вовсю используются исламские мотивы: теплые, но не слишком кричащие расцветки, множество приятной и экзотической мелочевки: кинжалы на стенах, статуэтки, фонари. И мебель тут особенная. Этностиль не диктует строгих правил. Помните, было в советские времена популярное словечко - "интернациональный"? Для этностиля это определение имеет самое актуальное значение – главное - овладеть искусством синтеза и научиться совмещать то, что кажется несовместимым. Шаблоны и стереотипы - это на самом деле скучно.
Это – истинные ценности, что шлифуются веками, достигая совершенства. А совершенство завораживает, пленит! На мой взгляд, этнический стиль – это народная мудрость. А мудрость - это размышления о вечном. Если этностиль не утерял своей актуальности до сегодняшнего дня то, безусловно, это заслуживает внимания. Красиво и просто, удобно и оригинально.
В оформлении статьи использованы графические работы из фотоархива Лолы Бабаевой
13.01.2004
|