КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 17.01.2004
21:25  За организацию незаконной миграции - уголовная ответственность. Инициативы МВД России
17:51  Акция протеста в Иране становится актом политического поста
14:26  Разворот самолета. Мушарраф не пустил лидеров оппозиции в столицу
13:23  К.Аразмухамедов - Позднее зажигание режима Туркменбаши. Полемика с Т.Саеди
13:05  Алина Кабаева располнела и снялась полуобнаженной в мужском журнале "Максим"
12:27  Милиция и ОМОН штурмуют в Москве главный штаб "лимоновской" НБП
12:22  В Кыргызстане может появиться китайский университет

12:13  Кубок мира по бильярду в юношеском разряде опять выиграл кыргызстанец К.Сагынбаев
12:09  Королеву Иордании Ранию называют самой элегантной женщиной мира
11:53  Муфтий Р.Гайнутдин - Российские патриоты под знаменем ислама
11:47  Оружейный передел по-украински. Эффективно ли продавать танки Индии и Пакистану одновременно?
11:27  "C.S.Monitor" - Нефтепровод проблем. За что не любят трубу "Баку-Джейхан" боржомские крестьяне
10:56  Киргизские наблюдатели на грузинских выборах. Перенимаем опыт "бархатных революций"
10:55  Продовольственную безопасность таджикского Согда обеспечат... немцы
10:51  На юге Казахстана автобусами покупают/продают рабсилу из Киргизии, Таджикистана и Узбекистана
10:39  Ответные меры. Киргизия хочет повысить тарифы для узбекского автотранспорта
10:13  НОПЧУ - В Ташкенте судят 3-х "ваххабитов" и 10-ть "хизбутов"
10:03  А.Йуляхшиев - Хождение по мукам. Как живут ЦентрАзийские оппозиционеры в изгнании
09:07  Д.Верхотуров - Куда пойдет азиатская энергетика?
07:16  Афганцы еще не готовы смотреть по ТВ на поющих женщин
05:43  Сайт UzLand открыл новую рубрику: Знаменитости Узбекистана
04:30  С новым министром официальный сайт МВД России заговорил по-арабски
02:34  Россия-США: Тихое перетягивание каната, или Битва за Каспий и Кавказ
01:31  Сотрудничеству - крепнуть. Статья минобороны Казахстана М.Алтынбаева в "Красной звезде"
01:27  США могут выдать "российских талибов" из Гуантанамо
00:58  Казахи Саратовской области встретились с губернатором Д.Аяцковым
00:45  Китай предотвращает проникновение в страну ящура типа А из Таджикистана
00:37  Отдел обороны и безопасности Администрации А.Акаева возглавил М.Суталинов
00:22  Впервые в Азии. 75 тысяч антиглобалистов собрались в Индии
00:15  "Asia Times" - Новый треугольник Россия-Казахстан-Китай
00:10  Усман ака Тураходжаев (пенсионер, заслуженный научный работник Узбекистана) - "Как прожить на $27,5 в месяц?"
00:03  ООН - В Кыргызстане сохраняются негативные стереотипы относительно роли женщины в обществе
00:00  Узбекистан: Задержанный диспетчер Як-40 освобожден
Пятница, 16.01.2004
23:17  Бюджет ШОС на текущий год составит $3,5 млн.
22:05  Мусульмане против аморальной поп-дивы Марайи Кэрри (фото)
20:20  BBC - 25 лет назад был изгнан шах Ирана
19:08  Таджикистан на подъеме. Итоги года в промышленности, аграрном секторе и строительстве
17:50  Арабские визиты. Н.Назарбаев посетит ОАЭ, И.Каримов - Кувейт
16:26  Число жертв землетрясения в Баме может достигнуть 45 тысяч человек
15:02  Миграционные службы Таджикистана откроют новые отделения еще в трех городах России
12:36  Восточный Казахстан может уйти под воду. До первого землетрясения?
12:02  В.Мухин - Военные вызовы Каспийского региона. Передел сфер влияния
11:41  Ниязов предлагает туркменам "счастие на небе". А сам пока побеждает на земле
10:55  Аятолла Хаменеи защитил иранских реформаторов. Однако 80 депутатов все равно сидяче бастуют
10:51  Босфорские козыри. Заторы в проливах на руку строителям Баку-Джейхана
10:46  Работа И.Каримова в 2003 году: визитов - 9, телеграммы получил - 344, телеграммы отправил - 247
10:42  Казахстанский "Южполиметалл" строит филиал по переработке собственного лома в... Подмосковье
10:33  Политическая демография ХХI века. ЦентрАзия "давит" на Восточную Европу
10:19  Репортаж из мертвого города. Бам глазами казахстанского журналиста
10:09  М.Лаумулин - Новый миробеспорядок. Кто не с нами, тот против всех
09:33  А.Назаров - Последний шанс ЦентрАзии: "линия Назарбаева" против "линии Каримова"
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Муфтий Р.Гайнутдин - Российские патриоты под знаменем ислама
11:53 17.01.2004

РОССИЙСКИЕ ПАТРИОТЫ ПОД ЗНАМЕНЕМ ИСЛАМА
Мы оказываем психологическую помощь, не разделяя военных по национальной и религиозной принадлежности, говорит председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин

Сергей МЕЛЬКОВ

По оценкам некоторых экспертов, в обозримом будущем количество мусульман в Вооруженных силах РФ (ВС) достигнет половины от общего числа военнослужащих. О том, с какими проблемами сталкиваются последователи ислама в армии и что делают для разрешения этих проблем военное руководство и мусульманское духовенство, в интервью "НВО" рассказал председатель Совета муфтиев России (СМР) Равиль Гайнутдин.

- Равиль-хазрат, какие шаги предпринимает сейчас СМР в сфере взаимодействия с Вооруженными силами РФ? Открываются ли молельные комнаты, отличается ли питание мусульман от рациона других военнослужащих?

- Совет муфтиев России руководствуется основными положениями исламского вероучения и действующим законодательства РФ. Мы следуем словам Пророка Мухаммада: "Любовь к родине является частью веры". В 2001 году в "Основных положениях социальной программы российских мусульман" мы записали, что мусульманские организации готовы содействовать государственным органам в подготовке молодежи к службе в рядах Вооруженных сил, считая ее долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Подчеркиваю, что нам небезразлична судьба молодых мусульман, несущих нелегкую службу в военно-силовых структурах. И мы готовы воспитывать их как защитников родины, не слепо отбывающих тяжелую воинскую повинность, а достойно, с пониманием выполняющих свой воинский, гражданский и патриотический долг.

На постоянной основе молельные комнаты для мусульман в частях создаются редко, но там, где командиры считают нужным, выделяются комнаты для встреч с имамами, для чтения религиозной литературы. Если же говорить о рационе, то специально для военнослужащих мусульман пищу, как правило, в военных столовых не готовят, но стараются учитывать, что для правоверных желательно употреблять халяльную (то есть разрешенную канонами ислама) пищу. Например, в городе Ногинске Московской области в одной из частей внутренних войск МВД РФ по решению командования выделена комната для совершения намазов, солдаты срочной службы из своих рядов выбрали имама, для приготовления пищи мусульман не используется свинина.

- Подтверждается ли статистическими данными предположение, что через несколько десятилетий мусульмане будут составлять половину всех военнослужащих РФ?

- Мне неизвестна информация о том, что количество мусульман в армии может, как вы говорите, достичь половины всего личного состава. Устойчивой и открытой статистики мы не имеем, из военного ведомства подобных сведений пока не получали. Для нас определение количества мусульман в той или иной части, том или ином округе не является принципиальным. Важнее другое, нужно ли тем или иным воинским руководителям сотрудничать с духовными управлениями или нет.

Например, в позапрошлом году ответственный за воспитательную работу в Московском военном округе заявил, что мусульман среди его подопечных меньше одного процента. В результате практически никаких отношений у нас с управлением по воспитательной работе этого округа не складывается. В то же время в Сухопутных войсках, как мы выяснили во время беседы с заместителем главкома генерал-майором Александром Чечетенко, количество мусульман сегодня составляет примерно 11-13%. В строительных частях процент мусульман еще выше, порядка 20-25%. С воспитательными органами этих структур, испытывающими определенные проблемы с несением службы военнослужащими-мусульманами, мы наладили нормальные рабочие контакты.

С главкоматом Сухопутных войск в июне 2003 года мы подписали протокол о сотрудничестве под девизом "Мусульманин - примерный защитник отечества". Он, кстати, опубликован во многих СМИ, есть он и в интернете.

Для духовных управлений мусульман в настоящее время важно не количество мусульман в армии, а то, что в Российской армии служат мусульмане и они нуждаются в духовном окормлении. Когда спросили у Пророка: "Какое дело является наиболее достойным?" - то он ответил: "Молитва в установленное для нее время". Хотелось бы, чтобы все российские офицеры знали и понимали слова Посланника: "Пять молитв подобны полноводной реке, протекающей у дверей того из вас, кто ежедневно полностью омывается ее водой по пять раз".

Меня беспокоит, что представления о мусульманах часто далеки от действительности. Но надо помнить, что Пророк Мухаммад говорил: "Мусульманин - это тот, кто не причиняет вреда своим языком и своими руками, кто прекратил совершать запрещенное Аллахом". Именно молитва является связующим звеном между мусульманином и Аллахом, она укрепляет верующего на правильном пути, помогает запасаться благочестием.

- Что произойдет с религиозно-национальным составом ВС после перехода на контрактную службу?

- Этого мы пока не знаем. Как будет осуществляться переход, в первую очередь зависит от государственных органов, реализующих военно-политические установки президента страны. Видимо, национально-религиозная составляющая современной военной реформы не является приоритетной, наиболее проблемными скорее являются вопросы финансирования и перевооружения армии, подготовки военных кадров и т.д. Наверное, данная составляющая будет анализироваться тогда, когда трудности появятся и от них уже невозможно будет отмахнуться. Возможно, тогда к нам придут военные руководители, армейские ученые и спросят совета, как быть.

Есть и другой путь: уже сейчас проводить совместные исследования среди российской молодежи, в том числе и в воинских коллективах. Мы еще в 2002 году предложили руководству Главного управления воспитательной работы (ГУВР) Минобороны создать в Военном университете группу по изучению роли исламского фактора в армии, а также организовать работу совместной компактной общественной структуры ГУВР и Совета муфтиев России. Военные руководители пока размышляют.

- Какой характер носит деятельность исламского духовенства в условиях антитеррористической операции на Северном Кавказе? Как осуществляется работа мусульманского духовенства в военных госпиталях?

- На Северном Кавказе деятельность исламских религиозных деятелей осуществляется непросто, они занимаются не только духовным служением, но и другими социально значимыми вопросами: оказывают социальную и гуманитарную помощь, налаживают систему религиозного обучения, сотрудничают с органами государственной власти и военными. Так, активно развиваются взаимополезные отношения между Духовным управлением мусульман Республики Дагестан и Пограничной службой. В военные госпитали имамы и муфтии идут тогда, когда их туда приглашают, поддерживают морально раненых и больных солдат и офицеров, помогают размещать приезжающих издалека родителей, приносят фрукты, книги и т.д.

Руководство Минобороны в 2002 году высказало пожелание, чтобы исламские организации занимались психологической реабилитацией раненых военнослужащих, но пока каких-то масштабных совместных действий не последовало. На деле мы и так реально оказываем психологическую помощь, не разделяя военных по национальной либо религиозной принадлежности, хотя это и не всегда заметно, например для СМИ.

- Имеют ли исламские религиозные организации контакты с представителями других религий в сфере регулирования отношений с Вооруженными силами? Предполагается ли создание единого межрелигиозного органа по взаимодействию с ВС? Каково ваше отношение к функционированию специального отдела Российской православной церкви Московской Патриархии (РПЦ МП) по связям с армией и правоохранительными органами и активной работе представителей РПЦ среди военнослужащих?

- Пока рабочих контактов нет и вопрос о создании такого единого межрелигиозного органа не рассматривался, в том числе не рассматривался он и в Межрелигиозном совете России. У меня есть ощущение, что традиционные религии нашей страны работают в воинских коллективах параллельно друг другу. Позиция же Совета муфтиев в последние годы является прозрачной и известна российской общественности: во-первых, воспитательная работа в ВС должна оставаться внерелигиозной, исключающей прозелитизм; во-вторых, мусульманским лидерам нужно работать только с теми частями и органами военного управления, которые сами проявляют инициативу; и, в-третьих, целесообразно использовать некоторые наработки в военно-исламских отношениях из опыта Российской империи.

Я имею в виду, что религиозные потребности верующих военнослужащих должно удовлетворять духовенство. И для этого не обязательно строить храмы, мечети, синагоги и прочее на территории воинских частей и военно-учебных заведений. Кстати, военнослужащие, проходящие службу по контракту, как мне кажется, смогут иметь больше свободного времени по сравнению с солдатами и сержантами срочной службы и смогут при желании посещать храмы.

Что же касается эффективности работы отдела по взаимодействию с ВС и правоохранительными учреждениями РПЦ, то, наверное, лучше спросить об этом в Московской патриархии и ГУВРе. Его деятельность, по-видимому, в первую очередь направлена на реализацию подписанного в 1994 году Соглашения между РПЦ и Министерством обороны РФ. В этом качестве отдел или некая аналогичная по функциям структура необходима и Совету муфтиев России. Уже более года у нас работает специалист, офицер с большим опытом воинской службы, доктор наук, который занимается координацией совместной деятельности духовных управлений мусульман и военных, анализирует ее, организует научную проработку вопросов сотрудничества и его информационного сопровождения, готовит рекомендации для духовных управлений и армейских органов воспитательной работы.

- Какие шаги предпринимает СМР для повышения знаний об исламе среди офицеров и слушателей военных вузов? Какова ответная реакция представителей ВС на эти инициативы?

- Мы полагаем, что пока российские военные недостаточно знакомы с исламом, отсюда и различные страхи, фобии, опасения у командного состава сотрудничать с духовными управлениями. Хочу рекомендовать офицерам прислушаться к словам аята (стих из Корана. - Прим. ред.) Всевышнего Аллаха и его Пророка: "Мы создали вас от мужчины и женщины и сделали вас племенами и народами, чтобы вы познавали друг друга". По нашим сведениям, менее 10% офицерского состава хорошо знакомы с исламом, знакомы в некоторой мере более половины и более четверти не знают совсем ничего о нем. По различным оценкам, в Вооруженных силах РФ служат от 8 до 13% мусульман.

Исходя из этих соображений, Совет муфтиев России уже несколько лет активно сотрудничает с военными СМИ, в первую очередь с журналом Генерального штаба РФ "Армейский сборник", с печатными органами ряда военных округов и флотов. Среди наиболее активно работающих с нами отмечу газеты Дальневосточного, Сибирского, Северо-Кавказского, Московского и Приволжско-Уральского военных округов, Тихоокеанского флота России.

Эти и другие издания публикуют наши научные и аналитические разработки, рекомендации офицерскому составу по работе с военнослужащими-мусульманами, результаты социологических исследований, проводимых специалистами СМР. Честно говоря, мы согласны не со всеми подходами военных СМИ в освещении исламской темы, особенно когда обсуждаются проблемы национальной безопасности. На мой взгляд, мы можем достичь взаимоприемлемых результатов сотрудничества только при совместном широком диалоге.

В августе прошлого года мы выпустили первый самостоятельный номер военно-информационного бюллетеня "Азан". Он рассказывает военнослужащим об исламском вероучении, о жизни мусульман в России, деятельности мусульманских организаций в рамках программы "Мусульманин - примерный воин". Думаю, что у этого издания есть будущее, поскольку на его страницах мы будем рассказывать о лучших военнослужащих-мусульманах, о том, как служат в армиях мусульманских стран. То есть мы планируем, с одной стороны, повысить информированность военных об исламе, а с другой стороны, развивать у российских мусульман интерес к военной службе, патриотические чувства, формировать высокие моральные качества и готовность к защите родины. Хотим также, чтобы в совместную патриотическо-просветительскую работу включились и военные комиссариаты.

- Как относится СМР к идее создания института армейских капелланов?

- Этот вопрос духовные лидеры нашей страны, ученые-специалисты, как правило, слышат на научных конференциях и семинарах, сами же военные, насколько известно, так вопрос не ставят. Я сформулирую вопрос несколько иначе: а зачем и кому нужен институт армейских капелланов, либо назовем его как угодно: военных священников, военных имамов и т.п.? Если они будут заниматься только духовным воспитанием, реализацией права "гражданина в погонах" на свободу совести и вероисповедания, то, на мой взгляд, сегодня для этого практически все правовые, организационные условия в армии существуют.

В случае необходимости имамов приглашают в армейские коллективы, большинство офицеров и генералов понимают важность и полезность духовной составляющей воинского воспитания. Известны слова Пророка Мухаммада: "Религия есть проявление искренности". А когда его спросили: "По отношению к кому?" - он ясно ответил: "По отношению к Аллаху, и к Его книге, и к Его посланнику… и ко всем мусульманам вообще", то есть ко всем людям, к обществу в целом. Полагаю, что религиозность людей только способствует миру и согласию между ними.

Если же "капелланы", как вы их назвали, будут подменять или, может быть, даже заменять ныне действующих специалистов армейских воспитательных структур, то, на мой взгляд, вводить такой институт в Российской армии нецелесообразно. Еще раз подчеркну, что сначала нужно разобраться, для чего нужен такой институт и такие специалисты в армейской среде. Другое дело, что, возможно, нуждается в значительном совершенствовании система подготовки армейских воспитателей. Видимо, назрела необходимость перемен в педагогическом процессе в военных вузах, усиления его духовной составляющей.

Будущего офицера с первого курса, как мне кажется, необходимо тщательно готовить к работе с людьми разных национальностей и разного вероисповедания, атеистами, а не надеяться на то, что с введением преимущественно контрактной службы в Российской армии автоматически будут служить представители только одного вероисповедания. Очень сомневаюсь, что когда-нибудь наступит такое время в условиях нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. Поэтому считаю, что воспитанием в армии должны заниматься профессионально подготовленные к этому государством люди. В пример приведу слова Пророка: "Никто из обладающих знанием не должен прекращать учиться".

Как отмечают исследователи, до 1917 года офицер царской армии, закончив академию или другое военно-учебное заведение, если планировалось, что он будет служить на Кавказе, специально изучал традиции, язык, культуру и религию народов Кавказа. Даже в советское время, в условиях политики воинствующего атеизма, политические управления ряда округов (например, Туркестанского и Закавказского) выпускали брошюры, учебные пособия для офицеров (подчеркну, для всех офицеров, проходящих службу в данных регионах), где разъяснялись традиции мусульманских народов нашей страны и сопредельных стран, особенности мусульманского вероучения, способы налаживания конструктивных взаимоотношений с религиозными деятелями, военно-политическая обстановка в регионе и т.д. Думаю весь этот опыт при конструктивно-критическом его осмыслении может быть востребован в современной воспитательной работе.
№1 за 16.01.2004

Источник - НВО
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1074329580


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх