Ислам.Ru - Культурные различия часто путают с требованиями Ислама. Поддержим мусульман Франции! 19:01 19.01.2004
Муфтий Карелии призвал россиян выразить протест решению Ширака
[19-01-2004] Духовное управление мусульман Карелии обратилось (см. ниже) к россиянам всех конфессий с призывом отправить письма протеста президенту Франции Жаку Шираку и главе Национальной Ассамблеи Франции по поводу введения во Франции запрета на ношение хиджабов в государственных школах. Отмечая, что Жак Ширак "оценил мусульманский платок как "символ религии", который является "демонстрацией и агитацией Ислама", что, в конце концов, может "привести к разделению между гражданами светского государства", муфтий Карелии в своем обращении подчеркивает, что подобная оценка является в корне ошибочной, поскольку "мусульманский платок не символизирует религию Ислам, а является прямой религиозной обязанностью верующей женщины".
Как сообщили Ислам.Ру в пресс-службе ДУМК, мусульмане Карелии "глубоко убеждены, что ношение девушками хиджаба не приведет к разделению общества и никак не повлияет на светский статус государства", в то время как подобный запрет "обострит межконфессиональные и межнациональные взаимоотношения в стране и посеет зерно ненависти и недоверия друг к другу". "Мы не можем требовать от людей изменить свою внешность: цвет волос, глаз, кожи, основываясь на выводах президента Франции, т.к. все это также является демонстрацией своего происхождения, национальности и может привести к разделению общества", - отмечается в обращении. Муфтий также выражает опасения, что данный "закон может стать примером и для России, что, в конце концов, приведет к межконфессиональному и межнациональному противостоянию и развитию экстремизма уже в нашем обществе".
*****
Поддержим мусульман Франции!
В связи с заявлением президента Франции Жака Ширака о запрете ношения в государственных общеобразовательных учреждениях страны мусульманского платка (хиджаба) хотелось бы высказать свою точку зрения по данной проблеме. Президент, обосновывая свое решение, оценил мусульманский платок как "символ религии", который является "демонстрацией и агитацией в пользу ислама", что, в конце концов, может "привести к разделениям между гражданами светского государства".
На самом деле, такая оценка является в корне ошибочной, т.к. мусульманский платок не символ Ислама, его ношение - это прямая религиозная обязанность верующей женщины. Одевая его, она выполняет религиозное предписание, что обусловлено личным взаимоотношением между Богом и человеком. Нарушая же его, мусульманка оказывается в трудном положении выбора между приверженностью религии и лояльностью государству.
Во-вторых, мы глубоко убеждены, что ношение девушками хиджаба не приведет к разделению общества и никак не повлияет на светский характер государства. Наоборот, этот запрет обострит межконфессиональные и межнациональные взаимоотношения в стране и посеет зерно ненависти и недоверия друг к другу.
Надо осознать, что разнообразие – это характерная особенность современного общества. Мы не сможем требовать от людей изменить свою внешность: цвет волос, глаз, кожи, основываясь на выводах президента Франции, хотя все это также является демонстрацией своего происхождения, национальности и может привести к разделению общества.
Считаем это совершенно неправильным подходом! Неужели Европа, известная своими демократическими принципами свободы, толерантности, веротерпимости, соблюдения прав человека, вместо того, чтобы развивать эти ценности и учить другие народы приобретать их, с легкостью откажется от них и вернется назад, в прошлое? Ведь запрет на ношение мусульманского платка приведет только к нарушению прав человека, лишит верующих девушек возможности получить полноценное образование и разовьет ненависть и недоверие в обществе.
Президент Франции Жак Ширак сделал свое заявление после того, как посоветовался со специальной комиссией, рассматривавшей этот вопрос. Мусульмане всего мира, и мы в частности, считаем, что эта комиссия была недостаточно компетентна в решении таких деликатных вопросов, каким является религия. Не было опрошено мусульманское сообщество Франции, неизвестно мнение самих девушек.
В этой связи очень важно сегодня подсказать президенту и Главе Национального Собрания (парламента) Франции принять во внимание точку зрения мусульман всего мира, и нас в том числе, с тем, чтобы выбрать новых членов комиссии и дать правильную оценку проблеме ношения хиджаба.
Призываем наших соотечественников, представителей всех конфессий, донести свое отрицательное отношение к данному нововведению во Франции. Тем более, что другие европейские государства намерены повторить опыт Франции уже у себя. Мы, россияне, также должны иметь виду, что данный закон может стать примером и для России. Это, в свою очередь, приведет, в конце концов, к межконфессиональному и межнациональному противостоянию и развитию экстремизма уже в нашем обществе.
Призываем сограждан писать протесты президенту Франции Жаку Шираку и главе Национальной Ассамблеи Франции Рено Дютрею.
Для президента можно оставить сообщение на сайте: http://www.elysee.fr/ang/ecrire/mail_.htm (на французском или английском языках).
Главе Национальной Ассамблеи можно отправить по адресу: president@assemblee-nationale.fr (на французском или английском языках).
Просим также откликнувшихся не использовать в своих обращениях непонятные термины, изъясняться языком ясным, культурным, не использовать грубые выражения. Напишите, пожалуйста, свои фамилии и имена, а также укажите свой адрес на английском языке. Не используйте русский язык в своих письмах.
Желающие могут воспользоваться образцом, подготовленным Духовным управлением мусульман Республики Карелия, на английском языке.
С уважением, Висам Али Бардвил Сопредседатель Совета муфтиев России, Председатель ДУМ РК, муфтий
На фото: 11-месячную Айю Хамзи мама держала в руках на фоне плаката с надписью "Сестры Франции, мы поддерживаем вас!" перед посольством Франции в Бейруте
*****
Мусульманская культура и мусульманская одежда под прицелом
Мусульманский мир занимает огромную территорию, простирающуюся от Марокко на западе до Индонезии на востоке и от бывших советских республик на севере до границы Уганды на юге. Однако в каждой из стран наряду с мусульманами живет значительное количество представителей других религиозных групп – христиан (православных, коптов и других), иудеев, индусов, сикхов, буддистов, друзов, зороастрийцев и т. д.
Например, в Ливане мусульмане составляют большинство населения, но его конституция предусматривает их пропорциональное представительство в органах власти, наряду с христианами. В Индии, напротив, большинство населения составляют индусы, однако в ней проживает такое же число мусульман, что и в Пакистане. В других странах, включая Европу и США, среди населения присутствует многочисленная группа мусульман (например, в Соединенных Штатах их от 6 до 8 миллионов).
Однако и само мусульманское население неоднородно по своему составу. Оно делится на шиитов и суннитов, среди которых, в свою очередь, также существуют различные группы и мазхабы (исламские школы).
Мусульманское общество, разное по своему этническому составу, отличается также большим культурным разнообразием.
Культурные различия часто путают с требованиями Ислама. Это происходит в основном, если предвзято смотреть на мусульманский мир. Подобная ситуация типична для взглядов на положение мусульманской женщины.
"Запад смотрит на жизнь мусульманок сквозь призму феминизма", - пишут Жасмин Зайн и Катрин Баллок в специальном выпуске издания "Ислам и женщины" - престижного американского журнала, затрагивающего исламскую социологию. "Несмотря на немногие исключения, подобные предвзятые и примитивные представления сохраняются благодаря стереотипам, укоренившимся в сознании еще в колониальный период. Повешенный на мусульманских женщин ярлык "угнетенных", "пассивных жертв патриархальных отношений" ограничивает возможности понимания той разнообразной среды, в которой проходит жизнь мусульманки".
Например, одетые в бурки женщины Афганистана стали символом "исламского угнетения", послужившим (по крайней мере - частично) "оправданием любых форм военных действий под лозунгом "освобождения", что имело место и ранее, в период колонизации мусульманского мира".
Вместе с тем, каким бы странным это ни показалось, те самые женщины до сих пор носят бурки, которые составляют часть их культуры. Однако теперь о них уже забыли, как и обо всем Афганистане, усыпанном минами, полном разрушенных бомбами зданий и погрязшем в нищете.
Другим примером экстремизма является недавнее решение президента Франции Жака Ширака запретить ношение платка (хиджаба) в государственных школах. Вместе с тем, это не культурная традиция и не политический жест, а религиозное требование.
Несмотря на то, что установленный запрет распространяется также на иудейские головные уборы и большие христианские кресты, широкие слои общественности полагают, что его главная цель - ограничить права мусульман выполнять предписания своей религии. Христианские и иудейские религиозные лидеры как во Франции, так и по всему миру, выступают против любого запрета внешнего выражения религиозной принадлежности. Архиепископ Рован Виллиамс назвал решение французского правительства "провокационным и деструктивным".
Ширак утверждает, что запрет был необходим, чтобы сохранить столь почитаемую французами традицию секуляризма, которая оказалась под угрозой. Вместе с тем такой радикальный подход противоречит базовой концепции свободы. Он противоречит французской Конституции и европейской Конвенции по правам человека. В результате на улицы вышли тысячи женщин, протестующих против нарушения своих религиозных прав.
В США подобный подход противоречил бы принципу отделения церкви от государства, который запрещает вмешиваться в частные религиозные дела.
Др. Сирадж Ислам Муфтий Iviews
|