"Итоги" - Репортаж из тайного подземелья Мангышлака, где в старину отправляли свои обряды суфии 06:38 25.01.2004
Пещера для волшебника Василий Дятлов
На полуострове Мангышлак (Казахстан) корреспонденты "Итогов" побывали в тайном подземелье, где в старину отправляли свои таинственные обряды суфии - приверженцы древнего мистического направления в исламе
Пещера Шакпак-Ата вырублена в горе Унгазы
Таинственные подземные сооружения, разбросанные на обширной территории казахстанского полуострова Мангышлак, с недавнего времени вызывают неподдельный интерес у исследователей. Много споров возникает по поводу истинного предназначения этих строений. По мнению большинства историков, их обитателями скорее всего были суфии - представители мистического направления в исламе.
Корреспонденты "Итогов" отправились на Мангышлак, чтобы собственными глазами увидеть странные подземные жилища волшебников.
...Наш путь лежит на плато Тюб-Караган - к пещере, где в стародавние времена обитал почтенный суфий, известный под именем Шакпак-ата, или Шахбагота. Впрочем, имен, как утверждают историки, у суфиев не было - только прозвища. Например, Шакпак-ата - это Кремень. Почему его так прозвали? То ли из-за того, что он был тверд, как кремень, в своем аскетизме, то ли, если верить легенде, потому, что в момент сражения с врагами от его меча летели искры, как от кремня. Личность этого человека, судя по всему, реально существовавшего, как и личности его собратьев-суфиев, а также все, что связано с ними, покрыто мраком тайны.
Суфизм и по сей день является одним из самых тайных и неизученных религиозных течений, возникшим, если верить энциклопедиям, в VIII веке, спустя примерно столетие после зарождения самого ислама. Считается, что представители суфизма - суфии - всегда являлись носителями неких тайных знаний, доступных лишь избранным. Знаний, которые могут привести человека к высшему совершенству, к полному раскрытию его безграничных возможностей. Однако и по сей день представители научного мира не могут с какой-либо долей уверенности сказать, что это были за люди (чародеи? миссионеры? отшельники?), какой образ жизни они вели и почему сегодня места их бывшего обитания, затерянные в пустыне, столь почитаемы в народе.
Немногочисленные исследователи суфизма (например, этнограф Дагестанского научного центра РАН Магомед-хаджи Дибиров) вполне серьезно утверждают, что настоящие древние суфии были в состоянии вступать в контакт с объектами тонкоматериальных миров и внеземными цивилизациями. "Для них не существовало временных и пространственных ограничений, - говорит дагестанский ученый. - Они могли влиять на любой материальный объект и подчинять его своей воле, воздействовать на внешнюю среду, вызывать любые природные явления, управлять колебательным диапазоном магнитного поля Земли и перемещаться, становиться невидимым, одновременно присутствовать в различных местах".
"Чудеса, да и только!" - воскликнет любой здравомыслящий человек. И будет прав, но лишь отчасти. Конечно, сегодня мы не можем знать точно, обладали ли суфии на самом деле феноменальными способностями. Хотя в казахских легендах упоминается их способность летать, быстро перемещаться в пространстве, а все же надо отдать должное легендам - они не возникают просто так, на пустом месте. Негласные же каноны суфиев гласят, что человек, способный совершать чудеса, видимые простому глазу, как, например, хождение по воде, знание помыслов другого, исчезновение - то есть все, что подразумевает под чудесами простой народ, должен по возможности утаивать их. Дабы не вводить других в искушение.
Археолог Андрей Астафьев первым обратил внимание на изображенные на портале раскрытые ладони - символ языческой лечебной традиции
...Поиск дороги к пещере Шакпак-ата был похож на соревнования по спортивному ориентированию. Если бы не японский джип, отважно штурмовавший перепады высот, блуждать бы нам по необозримым просторам не один час. Наконец мы выбрались к верному ориентиру - ущелью Калам-Сай. Дорога проходила здесь почти по самому краю обрыва глубиной никак не меньше 200 метров. Открывшийся пейзаж был абсолютно нереален. Белоснежные горные породы разверзшегося перед нашим взором ущелья ветер обработал столь причудливым образом, что они сегодня являют собой удивительные формы - столбы, каменные головы, круглые норы. От этого чуда природы нам уже было рукой подать до места назначения. Почти незаметно дорога спустилась вниз, и мы оказались у подножия горы. Справа - старое кладбище, слева - цель нашего путешествия: вырубленное в скальных породах древнее сооружение. Специальный защитный купол на вершине, закрывающий световое отверстие, выдает расположение потайного жилища на местности. Вместе с археологом Мангистауского историко-культурного заповедника Андреем Астафьевым поднимаемся к едва заметному лазу. По пути Андрей рассказывает о загадках древнего сооружения и некоторых секретах его бывших обитателей: "Это строение целиком вырублено в горной породе. В принципе дело это несложное, учитывая, что образующая порода - мел. Специальными топорами с поперечными лезвиями типа кирки несколько человек могли вырубить подземные пространства, пригодные для жизни, за сравнительно небольшой период времени - около года или и того меньше. Но мы сегодня по-прежнему не знаем главного: когда появилось это сооружение и каким было его предназначение?"
Относительно и того и другого сегодня можно только строить предположения. Появление пещеры логичнее всего было бы привязать ко времени появления суфизма - то есть к VIII веку, к тому же многие исследователи полагают, что подземное помещение использовалось как мечеть. Однако есть несколько моментов, которые делают это предположение весьма спорным. У входа в пещеру мы столкнулись с первой неожиданностью. Чтобы попасть вовнутрь, надо быть настоящим акробатом. Открытая площадка и лаз разделены стеной примерно в полтора метра высотой. Вряд ли столь труднодоступный вход могло иметь сооружение, предназначенное для частого посещения, каким является мечеть. Труднодоступный лаз - это скорее атрибут гробницы. Вероятно, обитатели пещеры проникали внутрь с помощью приставной лестницы или каната. Мы не взяли с собой ни того, ни другого, и потому, чтобы попасть на узкую площадку перед лазом, пришлось по очереди подсаживать друг друга. Но мы не стали спешить внутрь. На стенах портала нас крайне заинтриговали наскальные изображения ладоней. Ислам традиционно запрещал изображать людей или части их тела, а тут изображения раскрытой человеческой ладони встречаются в нескольких местах.
- Изображение ладони - это символ, который идет чуть ли не с каменного века, - объясняет Андрей Астафьев. - Ладонь может означать прикосновение, энергетический обмен. Это характерно для лечебных традиций в язычестве. Если наскальные рисунки отнести к языческому периоду, то можно смело предположить, что первые обитатели появились здесь около двух тысяч лет назад.
- Что же получается? Еще задолго до появления ислама люди шли сюда, к обитателям пещеры, как на прием к врачу?
- Вполне возможно, ведь известно, что суфии традиционно практиковали лечебную магию, которая заключалась в следующих несложных рекомендациях. Заболевшего человека оставляли здесь на ночь. Считалось, что в течение ночи на недужного спустится благостный дух и болезнь обязательно отступит.
Интересно, что и сегодня, по словам Андрея Астафьева, люди часто приезжают сюда, чтобы переночевать и исцелиться от недугов. А здешние условия, поверьте, далеки от комфортных. В плане пещерное помещение представляет собой круг с крестом в центре, что также уникально, поскольку крестообразные мечети - это нонсенс. Круг с крестом в центре у наших предков символизировал Солнце. Точно известно, что сооружения подобного плана возводились в доисламский период.
В центре купольного свода пещеры пробито круглое окно, которое отнюдь не решает проблему освещения. В помещении всегда царит полумрак. Мы зажигаем свечи - ватные палочки, обмазанные овечьим жиром, - и темное помещение становится куда более приветливым. Рассматриваем в стенах вырубленные узкие ниши, которые позволяют уместиться в них человеку средней комплекции. "Это своеобразные кабинки для медитации, - рассказывает Андрей Астафьев. - Известно, что суфии практиковали самоистязание. Например, существовала традиция нахождения без света в течение 20 дней. За это время суфий проходил процедуру очищения внутреннего мира от таких пороков души, как злоба, зависть, обман, любовь к похвале, гордыня, ненависть, алчность, скупость, почитание богатых, принижение бедных. И в то же время у суфиев существовали обряды, более близкие к шаманизму, нежели к исламу: известно, что они вводили себя в транс, устраивая изнуряющие пляски. Суфии неспроста уходили жить под землю. Они выражали так уход из суетного мира, демонстрируя тем самым, что они умерли для людей". А когда приходила настоящая, физическая смерть, суфия хоронили рядом со входом в пещеру. На его могиле устанавливался шест, символизирующий единство трех миров: верхушка означает мир богов, ствол - мир живых, а воткнутый в землю конец - мир мертвых.
Есть и еще одна версия относительно момента возникновения пещеры. Некоторые археологи считают, что одновременно с возведением подземных жилищ поблизости от них появлялись погребальные комплексы. Кладбище, которое расположено рядом, возникло приблизительно в XV-XVI веках, значит, примерно этого же возраста может быть и пещера.
Итак, ученые на сегодняшний день имеют три даты, от которых можно было бы оттолкнуться. Андрей Астафьев уверен, что окончательно пролить свет могли бы раскопки отвала перед входом в пещеру. Эта насыпь явно искусственного происхождения, и возникла она в тот момент, когда вырубалась пещера. В горной породе, как считает ученый, наверняка могли сохраниться предметы древности, которые позволят решить вопрос с датировкой и предназначением необычного сооружения раз и навсегда. К какому времени отнести подземное сооружение суфиев, вопрос непраздный. Если бы удалось ответить на него, тогда, возможно, историки смогли бы понять, сколько же на самом деле лет такому мистическому явлению, как суфизм. Пока же все указывает на то, что он, судя по всему, гораздо старше самого ислама.
По мнению некоторых археологов, одновременно с возведением подземных построек поблизости от них начинали появляться погребальные комплексы
|