Голливуд скулит. Казахстан продолжает снимать киноэпопею "Кочевники" (подробности) 00:30 26.01.2004
Дорогие вы наши "Кочевники"
С тех пор как в нашу жизнь вошла киноэпопея "Кочевники", его имя не сходит со страниц газет. Его ругают. В нем сомневаются. Ему завидуют - надо же, такой куш отхватил! И еще его все время обвиняют: как минимум - в том, что роль хана Абылая играет не Ричард ГИР, как максимум - в том, что на съемках "Кочевников" постоянные финансовые проблемы. Даже была создана специальная комиссия Минфина. Даже существует письмо Ивана ПАССЕРА президенту Казахстана: режиссер-постановщик с американской стороны якобы пишет о разбазаривании средств... Вот мы и подумали: пусть он все эти слухи подтвердит или опровергнет. Раз уж он с нашей стороны - главный. На наши вопросы отвечает режиссер-постановщик фильма "Кочевники" с казахстанской стороны Талгат ТЕМЕНОВ.
Гульнар Танкаева, пейджер 50-41-61, абон. 11878
- У вас, как и у большинства кинорежиссеров, репутация плейбоя... - Хорошенькое начало! - Говорят, для того чтобы получить роль в "Кочевниках", актрисам нужно было лично понравиться мужчине по фамилии Теменов. - Покажите мне режиссера, снимающего актрис, которые ему не нравятся! А если я хлопотал за тех актрис, что сегодня снимаются в "Кочевниках", то это только потому, что они на самом деле талантливы. Как гласит старая истина, талантам надо помогать, а бездарности сами пробьются. - Говорят, что съемки остановлены из-за недостатка финансирования. - Нет. Съемки приостановлены из-за погодных условий. По сценарию у нас в кадре не должно быть снега, казахские степи и горы лучше всего снимать летом. - Верной ли дорогой идете, товарищи?! - Сценарий "Кочевников" претерпел немало изменений. Мы же привыкли работать по-советски, когда сценарий утверждается, и потом любой шаг вправо или влево строго наказуем. А здесь сценарий менялся в связи с натурой. В связи с нашими ощущениями на съемочной площадке, когда оказывалось, что эпизод, гладко выписанный на бумаге, на пленке выглядит совершенно неубедительно! Наконец, в связи с исторической правдой... У нас на площадке постоянно находились два консультанта, доктора наук Акселеу СЕЙДИМБЕК и Буркут АЯГАН... Когда вся остальная съемочная группа отдыхала, мы с Иваном ПАССЕРОМ (иногда к нам присоединялся Рустам ИБРАГИМБЕКОВ) работали над сценарием... - Говорят, что вам изготовили такое степное оружие, которым было невозможно биться, я уже не говорю - стрелять. - Перед началом съемок мы заказали каждому актеру по два меча, как это обычно у нас делалось. Но мы не учли, что прежде в наших фильмах почти не было серьезных боев. Так, для красоты размахивали... А здесь, когда устраивали настоящие бои, чисто каскадерские дела, конечно, эти мечи не выдерживали. Вообще мы много чего не знали и не знаем о серьезном кино: для меня, например, было открытием, что для одного эпизода боя необходим не один, а четыре-пять костюмов, и каких... Для боя Куно БЕККЕРА с Джеем ФЕРНАНДЕСОМ были сшиты костюмы с "кровью" в резиновой пленке. Меч прошивает "бок", пленка лопается, "кровь" хлещет... Я всю жизнь работаю в кинематографе - и в первый раз такое видел. - Говорят, что зарубежные актеры отказывались выходить на съемочную площадку, пока им не выплатят заработную плату? - Мы работали согласно казахстанскому законодательству, которое предусматривает выплату денег съемочной группе, как любой бюджетной организации, один раз в месяц. В Штатах же зарплату выдают раз в неделю, что для нашей бухгалтерии было новостью. Словом, да, был такой момент, когда американцы отказались работать... - Говорят, что иностранцы - Марк ДАКАСКОС, Куно БЕККЕР, Джейсон СКОТТ ЛИ и другие - уже заработали от трех до шести миллионов долларов на брата и столько же, если не больше, заработают еще... - Я не стану озвучивать гонорарные цифры - нас неправильно поймут. С одной стороны, если сравнивать ставки зарубежных актеров со ставками наших - получается явная дискриминация. А с другой - американским исполнителям выплачивали по минимальной ставке, рекомендованной Гильдией актеров США... - Говорят, что иностранным специалистам полностью заплатили за отработанное время, а наши люди до сих пор не получили расчет. - Если бы у нас были долги по заработной плате, на "Казахфильме" сейчас бы такие очереди стояли! В основном всем работникам выплачено... - Говорят, комиссия на "Казахфильме" ищет три миллиона долларов, которые ушли из "Кочевников" на сторону... - Комиссия закончила работу. Нецелевого использования денежных средств нет. Хищений тоже нет. Есть разногласия, о которых мы написали. И связаны они в большинстве случаев с тем, что мы до сих пор работаем по советским нормативам (в 1998 году они были изменены, но только частично). А вы попробуйте воткнуть американское кинопроизводство в прокрустово ложе советского нормативного хозяйства! - Говорят, что "Кочевникам" не хватило выделенных в прошлом году 20 миллионов долларов, и сейчас дают еще шесть с половиной... - Да, в этом году на "Кочевников" выделен миллиард тенге. - Кто же так бюджет рассчитывает? - А кто так подходит к съемкам фильма? Выпуск картины - это не выпуск станка или комбайна, где все четко: на выходе у него должен быть мотор, колеса, все, что полагается по ГОСТу. Да, по нашим первоначальным расчетам выходило, что мы сможем уложиться в такие деньги. Но напомню, что "Казахфильм" не снимал крупнобюджетные фильмы десять лет - и это были десять лет, за которые изменилось буквально все! Поэтому по ходу действия, когда мы стали строить декорации - впервые по стандартам мирового проката, выяснилось, что средств не хватает. Когда посмотрели в кадр - оказалось, что лошадей не хватает... - Кстати, о лошадях. Говорят, что во время съемок "Кочевников" одна лошадь погибла. А на Западе запрещают прокат фильмов, во время съемок которых пострадали животные. - Она пострадала не во время съемок. - Говорят, что Пассер даже написал об этой лошади президенту. И еще - о разбазаривании на "Кочевниках" средств. - Ни о каком разбазаривании средств в его письме речи нет. Пассер говорит о том, что если казахстанская сторона хочет получить суперкино, то надо еще больше денег, - то, о чем мы с вами говорили. Уже сегодня ясно, что наши усилия выливаются в огромный проект, который по своим масштабам не уступает мировым блокбастерам. И при таком раскладе те деньги, которые нам выделены, - это небольшая сумма. В Алматы сейчас идет новый блокбастер (как он называется - "Океан суши"?): эта картина снята на 140 миллионов долларов... - И это говорит режиссер фильма- "монстра", которого только ленивый не обвинил в том, что на деньги "Кочевников" можно снять 50 картин? - Можно! Но в фильмотеке "Казахфильма" хранятся сотни фильмов, которые были сняты на очень маленькие деньги, - и что? Кто видел эти картины? Кто по ним узнал, что есть такая страна - Казахстан? Можно сколько угодно говорить о том, какое у нас замечательное кино, - наши фильмы все равно никто не смотрит. И я очень надеюсь, что "Кочевники" переломят психологию людей в мировой киноиндустрии, и они посмотрят на казахстанские фильмы как на фильмы для проката, на которых можно зарабатывать деньги... Мне нравится, как американская половина нашей съемочной группы говорит: "Мы вернем потраченные деньги". Уверенно говорит. Быть может, еще и потому, что уже есть интерес американских дилерских, дистрибьюторских компаний, которые хотят вкладывать деньги в раскрутку этого проекта... - Что им душу греет - историческая экзотика? - А "Самурай" - это просто экзотика? А "Гладиатор" - только история? Тогда почему "исторической экзотикой" должен быть "Номад" (в зарубежном прокате картина будет называться именно так)? В основе нашего сценария лежит гуманизм. Экшн - это только форма. А содержание: через призму исторических событий мы говорим о добре и зле, любви и верности, мужестве и предательстве... Об общечеловеческих ценностях. - Ну хорошо, последний вопрос из серии "говорят": все говорят - вот, обещали, что режиссером будет Форман - и где тот Форман? - Изначально роль Милоша ФОРМАНА в нашем проекте - это роль продюсера, который организует весь процесс. Если бы не он, я сомневаюсь, что те талантливые замечательные люди, которые задействованы в нашем фильме, согласились бы приехать в наши края. И в том, что они все-таки здесь, колоссальную роль сыграл Форман. Наверняка он будет помогать нам и в дальнейшем, особенно после завершения картины... - Как незримый дух? Или будет появляться? - Думаю, что теперь он появится только на премьере. - А когда премьера? - Кудай каласа, 16 декабря. 22 ЯНВАРЯ 2004 г. ( № 3)
|