В.Панфилова - Россия в СНГ: государственный интерес или имперская ностальгия? 09:39 26.01.2004
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС ИЛИ ИМПЕРСКАЯ НОСТАЛЬГИЯ? Усиление влияния Москвы в СНГ может обернуться для нее международной изоляцией
Виктория ПАНФИЛОВА
Под флагом борьбы с международным терроризмом США и Россия продолжают – в меру своих сил и целей – осваивать советское наследство. В частности, базирование американских и российских военных в Киргизии, Таджикистане, Узбекистане, а также в Грузии и, не исключено, что в Азербайджане, может превратиться в "вечную оккупацию".
США активно вошли в Центральную Азию еще в 2000 году, сначала в Узбекистан, затем в Киргизию (имеется в виду база НАТО под управлением Соединенных Штатов. – "НГ"). Москва долго пыталась добиться от Вашингтона ответа на вопрос, когда все-таки США планируют вывести своих военных из региона. Поскольку ситуация в Афганистане до сих пор остается нестабильной, вопрос остается без ответа. Более того, сегодня речь идет о создании в Центральной Азии еще одной американской базы.
Впрочем, военной составляющей американское присутствие в регионе не ограничивается. Политическое влияние США в Центральной Азии явно возросло. В свете этого Москва, опасаясь окончательной утраты контроля над регионом, попыталась взять хотя бы частичный военно-политический реванш.
Осенью минувшего года была открыта российская военно-воздушная база в киргизском городе Кант, в задачи которой входит охрана южных рубежей России и СНГ. Причем с момента развала СССР это первое воинское подразделение, заново сформированное Россией за рубежом. Обращает на себя внимание тот факт, что на российской базе размещаются в основном истребители, хотя для борьбы с отрядами террористов, казалось бы, больше подходят бомбардировщики и штурмовики. И это еще одно косвенное подтверждение того, что "отсель грозить мы будем" не только талибам… К слову, одновременно активизировались и переговоры о придании статуса базы дислоцированной в Таджикистане 201-й российской мотострелковой дивизии. В то же время было объявлено и о новой российской военной доктрине. Верховный главнокомандующий Владимир Путин и министр обороны РФ Сергей Иванов заявили, что Россия оставляет за собой право нанесения превентивных ударов в случае угрозы безопасности страны.
Чуть позже Сергей Иванов на встрече глав военных ведомств стран НАТО в США напомнил, что Россия согласна на наличие иностранных военных баз в странах Центральной Азии только на период проведения антитеррористической операции в Афганистане. Однако Москва наращивала и будет наращивать свое военное присутствие в странах СНГ, в том числе в Центральной Азии. Уйдя с Балкан и Ближнего Востока, Россия явно сосредоточилась на странах СНГ.
Никто не сомневается, что после победы на президентских выборах, которая предрешена, Владимир Путин может активизировать политику усиления влияния России в Центральной Азии. Относительная экономическая стабилизация и победа над основными внутренними противниками дают российскому лидеру такую возможность.
Эксперт по Среднему Востоку, кандидат исторических наук полковник Олег Кулаков считает, что позиция России по всем векторам внешней политики станет несколько жестче, в том числе и в отношении Центральной Азии. Поскольку в ближайшем будущем основные события развернутся вокруг Центральной Азии, Ирана, Афганистана и Ближнего Востока, то и Россию, и США ожидает корректировка курса, сказал он в интервью "НГ".
Однако, по мнению эксперта, американцы до собственных президентских выборов не станут радикально менять отношения с Россией. В курсе Кремля кардинальных изменений следует ожидать после переизбрания Путина – тогда он будет свободен от обязательств по отношению к экс-президенту Борису Ельцину и кремлевскому окружению, которые брал на себя при избрании на первый срок. К тому же и нынешнее окружение Путин может сменить. Россия станет активнее. В зависимости от уровня ее активности все остальные процессы будут корректироваться под этот курс. Так, Олег Кулаков выделяет три основных фактора, которые, по его мнению, будут влиять на формирование курса и на его трансформацию. "Первое: американцы до своих выборов дают нам карт-бланш. Второе: Россия все-таки меняет курс. И третий вектор: события на дуге Ближний Восток–Иран– Афганистан–Пакистан, которые в той или иной мере будут влиять на мировую политику. Многое будет зависеть от того, насколько четко американцы сформируют свое отношение к Ирану и Северной Корее", – считает он.
В то же время в самой Центральной Азии есть ряд вопросов, которые не отлажены с Россией. Как они будут решаться, предугадать сложно. "Внутренние элиты в странах региона уже сформировались, в каждой из них выработан свой курс, а в России никак не удается определиться ни с центральноазиатской политикой, ни с персоналиями", – отметил Олег Кулаков.
Безусловно, Москве стало намного легче и далее "крепчать" на просторах бывшего СССР после выборов в Госдуму. Новый состав депутатского корпуса не только с восторгом поддержит все начинания исполнительной власти, но и сам может якобы "инициировать" активность, которую Кремлю придется сдерживать, демонстрируя собственную цивилизованность.
26.01.2004
|