В Казахстане изобрели пулю, легко пробивающую танк и... не знают, что с ней делать 00:23 27.01.2004
Пуля-дура-2
Вячеслав КОХАНОВ Караганда
В ноябре минувшего года мы сообщали нашим читателям об изобретении карагандинского ученого, пожелавшего скрыть свое подлинное имя под псевдонимом Сагдан Соломонов (см. "Пуля-дура?", "Время" от 6.11.2003 г.).
Вкратце напомним: доктор технических наук профессор Соломонов разработал и испытал образцы безгильзовой пули, которая может произвести технический переворот в современных вооружениях.
Одна вторая космической...
Мы не обмолвились в прошлой публикации о том, что пуля эта развивает в полете одну вторую космической скорости, а именно - около двух тысяч метров в секунду. Тогда как обычная пуля летит в три раза медленнее. То есть это маленькая ракета чрезвычайно убойной силы. Пулеметная пуля калибра 12,7 миллиметра и весом 20 граммов способна вывести из строя танк или БМП. Не говоря уже о том, что кучка бойцов, обладающих таким оружием, может остановить намного превосходящие силы противника. И уж совсем очевидно, что подобное новшество - отличное средство в борьбе с террористами.
Вскоре после публикации материала об изобретении в карагандинский корпункт "Времени" по электронной почте пришло письмо. Безымянный автор сообщал, что безгильзовые патроны разработаны несколько десятков лет тому назад британской фирмой "Хеклер энд Кох" и даже был выпущен автомат марки 611, приспособленный к их использованию.
- Все правильно, во всем мире идут изыскания на эту тему, - говорит профессор Соломонов. - Дело в том, что порох самовоспламеняется при температуре 2850С, и никто пока не смог преодолеть эту трудность, изготавливая и испытывая образцы. Мы же технически решили эту проблему. Как - это, конечно, секрет.
"Заслуживает особого внимания"
Шли годы, месяцы и, как говорится, смеркалось. Профессор Соломонов - не самоучка какой-нибудь и не кустарь-одиночка - приобрел у казахстанских военных, а именно в оборонном ведомстве, амплуа возмутителя спокойствия. Иными словами, никто не кинулся к доктору технических наук с горячими расспросами и наилучшими практическими пожеланиями. Надоел военным чиновникам карагандинский ученый своими приставаниями хуже горькой редьки.
Предыстория такова. Три года назад, после удачных испытаний в тире Карагандинской высшей школы полиции, ученый написал заместителю министра обороны РК генерал-майору Поспелову письмо, в котором сообщал о том, что новинка даст возможность беспроигрышно вести ближний и наступательный бои малым количеством личного состава. Ради широкого эксперимента нужно изготовить изделие на заводе и в конечном итоге "приступить к конструированию и изготовлению отечественного огнестрельного оружия ближнего боя, самого дешевого в мире". Коммерческая стоимость одного пистолета - 35 тысяч, а автомата - 75 тысяч тенге. Общая стоимость всего проекта, сообщал профессор, составит 50-75 миллионов тенге.
Надо ли говорить о том, что казахстанский приоритет новинки способен принести республике много денег. Продавать военное старье недоразвитым странам наши чиновники научились, как и благосклонно принимать в дар гуманитарные американские джипы-хаммеры. А поди-ка ты рискни довести до ума отечественное ноу-хау, которое может составить славу казахстанскому оружию.
И ответил тогда генерал-майор Поспелов: новшество, конечно, "заслуживает особого внимания", но… Это же надо придумывать новое стрелковое оружие, переоснащать армию. Нужна уйма денег! А военно-технический центр Минобороны добавил, что в план научно-исследовательских конструкторских работ заявка не может быть включена - нет заказчика темы.
Никто не хотел "лоббировать"
С тех пор минуло два года. Историю с карагандинским изобретателем раскопала пресса. В ответ на нашу публикацию руководство Минобороны скомандовало подчиненным - разобраться и доложить. К профессору Соломонову приехал специалист Главного управления вооружений ВС РК, забрал с собой кое-что из документации. Далее - тягучая пауза. Прессу обуяло любопытство: будет ли продолжение?
После новогодних праздников ваш корреспондент встретился с начальником одного из управлений Главного управления вооружений ВС РК полковником Батырбаевым.
- Это вообще не наш вопрос, - ответил Ренат Фаритович. - Есть Министерство индустрии и торговли республики и подчиненная ему национальная компания "Казахстанинжиниринг". У них - весь оборонно-промышленный комплекс. А ученый из Караганды почему-то пишет нам.
- А вы не могли бы переправить его документы в "Казахстанинжиниринг"?
- Не можем. Существует строгий порядок документооборота.
Впрочем, военная диспозиция стала мне ясна немного погодя. Не столь давно был такой случай. Из Министерства обороны в правительство ушла бумага - подробный расклад насчет изобретения одного казахстанского академика. Высокий правительственный чиновник начертал на документе резолюцию: "Чьи интересы лоббируют? Разберитесь!"
Стало быть, согласно этой логике, любое дело государственной важности движется благодаря "подогреву" личного интереса. И никак не иначе. В таком случае трудно быть "государственником" внизу, если верх демонстрирует "рыночный" интеллект... Что же до компании "Казахстанинжиниринг", то и здесь абсолютная ясность.
- Мы можем взяться за разработку любой идеи, - заявил директор департамента перспективного развития ОАО НК "Казахстанинжиниринг" Артур Кабдолов. - Но давайте определимся: есть ли у новшества рынок сбыта? Покупатель, заказчик? Кто будет финансировать?
Единственным и неповторимым заказчиком в нашем Отечестве может быть, по логике вещей, только Министерство обороны. Но это уже сказка про белого бычка... 22 ЯНВАРЯ 2004 г. ( № 3)
|